Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Неделя святых жен-мироносиц». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться

о. Стахий Колотвин

У нас в студии был настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Мы говорили о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, в которое празднуется память святых жен-мироносиц, о памяти святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, апостола и евангелиста Марка, преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия Брянчанинова и преподобного Пафнутия Боровского, а также о поминовении усопших воинов.

Марина Борисова:

— Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире еженедельная субботняя программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Христос Воскресе!

Марина Борисова:

— Воистину Воскресе! С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в неделю жен-мироносиц и на наступающей неделе. Третье воскресенье после Пасхи церковь вспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников Христовых. И если с женщинами все более или менее понятно, я думаю, мы о них еще отдельно поговорим, то вот с этими тайными учениками понятно далеко не все. Начнем с того, что они очень мало упоминаются в Евангелии, мы почти ничего про них не знаем, кроме того, что Иосиф Аримафейский был вельможей и знатным и влиятельным человеком и уступил Господу свою гробницу, для себя приготовленную, для себя припасенную плащаницу, и уговорил Понтия Пилата дать возможность совершить погребение. Это, пожалуй, все, что мы о нем знаем. Еще, если нам повезло, и мы побывали на Святой Земле, мы могли воочию убедиться, на что похожа была эта гробница, поскольку в храме Гроба Господня можно на нее посмотреть. Про Никодима мы знаем немножко больше, но про личность его не очень. Я думаю, и тот и другой достойны, чтобы мы немножко подробнее о них поговорили.

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно, про Никодима, как ни странно, хотя в событиях Воскресенья, особенно ожидания Воскресенья, в песнопениях прежде всего Великой Субботы, дня погребения, дня снятия Господа со Креста, дня сошествия Христа во ад, собственно сошествие Христа во ад и изображается на иконах Воскресения, то есть той важной службы, которую, надеюсь, никто из наших дорогих радиослушателей не пропустил, променяв на закупку колбаски или других важных продуктов. Мы постоянно воспеваем, прежде всего, Иосифа. Конечно, Никодим тоже там проявляется, но даже мы на плащаницу смотрим, лежащую на престоле на протяжении всех сорока пасхальных дней и там написано «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое...». Ну и дальше уже «плащаницею чистою обвив». А вот Никодим упоминается значительно меньше. Тем не менее, Никодим, если мы посмотрим на его статус прижизненный, то его статус был куда более значим, потому что он входил в тот самый страшный и ужасный Синедрион, который уже стал, можно сказать, именем нарицательным для формального беззаконного соборища. А на тот момент это был орган религиозного управления Израилем. Учитывая, что Израиль находился под Римской оккупацией, причем, разделившей Израиль на различные области, где-то был свой царь, где-то был непосредственно Римский наместник, тот самый Понтийский Пилат, прокуратор, но все равно все подчинялись римлянам, то вот эта религиозная иудейская власть была той отдушиной, которая собирала вокруг себя, можно сказать, израильскую государственность, израильский народ, израильскую веру. Для своего времени этот пост был очень-очень важен. Можно сказать, он был не просто, как мы приезжаем в Петербург, видим напротив Зимнего дворца, Эрмитажа нынешнего музея здание Сената и Синода, часть это парламент, а часть это духовные дела. Вот как раз Синедрион был два в одном — и Сенат и Синод. И Никодим, входивший в него, можно сказать, для советского человека, для слушателей старшего поколения это было такое Политбюро. Понятное дело, решает много генсек и есть еще политбюро, надо понимать, со стороны Восточно-Европейского Варшавского договора, которое подчинено более мощному политбюро имперскому где-то там вдалеке, но такой уровень. И этот человек, мы видим, пытался поднять голос в защиту Христа еще при жизни, причем в защиту не то что он за него заступался, а говорит, надо же сначала выслушать, расспросить, прежде чем осуждать, прежде чем злоумышлять, что-то сделать. А когда ему просто сказали, а ты случайно не из учеников Христа, то человек сразу испугался. Если мы посмотрим, сразу после Пасхи, по сути, идут такие недели, и дальше точно также пойдет. Там у нас идет неделя о расслабленном, тоже которому Господь говорит, иди и больше не греши, да не будет тебе что-то горше, по преданию что-то горшее с ним случилось, потому что как раз грешил. Назад посмотрим Антипасха, там апостол Фома, он не верит, говорит, сейчас буду инспектировать раны Спасителя. Здесь посередине у нас, по крайней мере, из мужской части населения современников Христа мы видим такой пример, как только человека спросили, а ты ученик Христа, сразу стушевался, замялся и все доброе о себе скрыл. Тем не менее, человек где-то дает слабину, а где-то исправляется. И Никодим пошел и свой политический вес использовал для того, чтобы к Пилату попасть. Мое личное мнение, поскольку про Иосифа мы не видим уточнение его политической роли... Да, он богатый человек, да, у него своя гробница, он мог себе позволить гробницу, в которой не был никто похоронен, потому что даже у самых богатых и знатных семей был свой склеп, то есть там были похоронены и деды и прадеды и на десятки поколений назад. И только действительно настоящий миллионер, как бы мы сказали, мог себе позволить не семейный какой-то склеп, а новый, гробницу только для себя. Это, кстати, послужило очень важным моментом, потому что и в пророчестве о Воскресении Христа, Его распятии, Его погребении сказано, что Он будет погребен в гробнице, где еще никто не был положен. Но и сказано у пророка Исайи, что ему было уготовано место с разбойниками, Он погребен у богатого. Иосиф был богат, а Никодим, я думаю, что он тоже был богатым, но он был таким чиновником. Который свой административный вес смог реализовать в том, что Иосиф смог не в приемные часы, а наоборот в очень напряженный момент, когда отнюдь не до приемов, когда просто Пасха, волнение, распятие, не понятно, то ли религиозного лидера, то ли учителя, который себя царем иудейским называет. То, что Понтийский Пилат ночью стал принимать пусть даже богатого человека, говорит о том, что кто-то должен был вести. И что все-таки Никодим поставил весь свой вес, свой статус на то, чтобы походатайствовать, чтобы завести своего богатого друга, и что богатый друг не то что какой-то подряд получит на строительство какой-нибудь верфи для римского флота, на поставки продовольствия в Римскую армию или еще что-то, а для того, чтобы решить проблему, что преступника, которого по римскому закону надо, чтобы в назидание всем птицы-падальщики склевали Его тело, чтобы Его разрешили взять и похоронить. То же мы видим, по сути, Иосиф и Никодим для нас такое, что мы осуждаем и боимся, и наоборот где-то надеемся и ждем, что эти люди все проблемы наши решат, это как раз человек с властью и человек с деньгами. Тут конечно надо понимать, что власть и деньги, Господь при жизни в годы Своей земной проповеди Сам говорит, что богатому сложно войти в Царствие Христово, что верблюду с товарами проще проталкиваться сквозь вот эту маленькую калиточку сбоку от ворот Западных Иерусалимских. Что, конечно, тяжело, хотели точно так же как Петр, как Иоанн, Иаков, апостол Андрей все бросить и пойти за Христом, или даже как сборщик налогов Матфей, забросил свой доходный пост и пошел. А тяжелее уже, уже у тебя статус, у тебя богатство, у тебя связи, у тебя друзья, которые скажут, что это ты в храм зачастил ходить, что ты в секту попал, да? Пойдем лучше на яхте покатаемся, пойдем на ипподром ставки сделаем, или в Куршевель летишь? Ну да, прямые самолеты не летают, мы облетим, найдем как. Нет, здесь человеку значительно тяжелее. Но мы знаем, что Иосиф и Никодим все равно идут и ночью Христа слушают, говорят: Господи, нам охота, но неудобно, мы хотим тебя слышать, но еще не готовы. Но наступает все равно такой момент жизни, когда ты выбор должен делать, открыто, не открыто, полуоткрыто, но надо на что-то решаться. Каждый из нас, необязательно человек со властью и деньгами, у каждого из нас какая-то мера власти есть, над домашними, над детьми, богатство какое-никакое, ну, может, пятьдесят рублей в кошельке лежит, и все равно как этим распорядиться, от этого тоже, в том числе и спасение нашей души зависит. Надо нам, конечно, понимать, да, мы можем это все совмещать с путем ко Христу, да, это будет тяжелей, чем больше мы будем за власть и богатство цепляться, тем нам будет тяжелей. Но если мы какую-то власть имеем, если Господь какое-то количество денежных средств и материального имущества нам дал, то спрос: больше дано, как мы помним в притчи о талантах, больше спросится. Спрос обязательно будет. И надо успеть, не пропустить момент, когда действительно ты должен вмешаться. И я сам знаю массу примеров, как люди, которые какой-то властью обладают, и как-то они параллельно Церкви существуют, вроде верующие, а в какой-то определенный момент они тратят свой административный ресурс не для того, чтобы в какой-то политической игре очки получить, не для того, чтобы пролоббировать своих богатых знакомых и на этом как-то озолотиться, а наоборот, чтобы помочь Церкви. При этом это не то, что у них походя, нет. Люди вкладывают в это какие-то силы и помогают. И тоже люди богатые берут и распоряжаются своим имуществом. Как я знаю, рассказывал один священник, поколения на два меня старше, из наших пожилых батюшек, что был такой богатый меценат, а потом у него в результате ряда действий еще более богатых и могущественных людей его бизнес отобрали и на всех уголовные дела завели. А он оказался заграницей по стечению обстоятельств, на выходные уехал, не собирался, не в отпуске не был, ничего. И тот, кто захватывал бизнес... И вот он говорит, что мне и моим детям можно не работать ни дня, и хватит на все в этом мире. Но я расстроен тем, что раньше я мог брать, зарабатывать новые деньги и помогать людям, правда, и милосердию помогал и православному образованию помогал, то есть человек деятельный был, но как-то это не получилось. Мы видим, что в любой ситуации нельзя сказать, что у меня такое положение, мне в этом положении не развернуться ко Христу. Если ты в своем положении, неважно на какой должности, неважно в каких отношениях с окружающим обществом, не можешь развернуться ко Христу, сдаваться не надо, это не значит, что надо до конца отрекаться, можно, как Иосиф и Никодим тайком, не особо афишируя, быть христианином. И это тогда тебе позволит в какой-то поворотный момент твоей жизни сделать правильный поступок, кому-то помочь, за кого-то заступиться, кому-то помочь элементарно деньгами, Церкви помочь как-то или просто какому-то несчастному человеку. Это, возможно, будет тем самым шагом, который перевесит всю твою боязнь. Это, по сути, страх. Страх стать христианином, показать себя христианином перед друзьями, перед обществом, показать свою слабину, потому если христианин, значит, ты слабый, ты должен служить власти, ты должен служить деньгам, что ты служишь вот этому Христу, все это милосердие, это тоже признак слабости. Поэтому люди многие даже этого и побаиваются. А если человек все-таки берет и себя христианином проявляет в какой-то момент жизни, и Господь, авось, в Царствии Небесном местечко какое-то и найдет.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА, программа «Седмица», в которой мы каждую неделю стараемся разобраться в смысле и особенности богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин. Вы говорили об отношении Христа к ученикам и учеников к Христу. Мне кажется, не случайно именно в это воскресенье мы завтра на литургии услышим отрывок из Деяний святых апостолов из 6-й главы, стихи с 1-го по 7-й, который рассказывает о том, как ученикам, когда их стало очень много, пришлось разделять обязанности, и как появились дьяконы. Что говорит нам Священное Писание? «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». И дальше говорится о том, как избрали Стефана, Никанора, Тимона и других первых дьяконов. Почему так важен этот отрывок в этот день?

Священник Стахий Колотвин:

— Когда у нас еще не было таких пространных бесед, которые можно было провести, сидя за чашечкой чая или кофе, сейчас у нас уже на приходе есть деревянное здание чайной, где могут собраться и по очереди наши священники выходят и с людьми могут побеседовать, не спеша. Я тогда еще сначала один служил, начинал, и единственная возможность была сразу за чаепитием после службы стоя, пока все не свалились от усталости, чуть-чуть Евангелие обсудить. Я всегда такой устраивал квест. Говорю, так друзья, что общего между сегодняшним Евангельским и апостольским чтением? По сути, у нас такой квест и сегодня. То я этот коварный вопрос задавал и смотрел, как люди начинают что-то гадать, а сейчас уже Марина меня в этом направлении, можно сказать, почувствуй, батюшка, каково твоим прихожанам было, пока ты чайной их от ветров не скрыл и от таких квестов. Здесь для нас пример, и жен-мироносиц и Иосифа и Никодима это пример веры деятельной. Вера без дел мертва, как говорит апостол Иаков. Дьякон у нас прежде всего, воспринимается как человек, который несет богослужебное послушание, украшает службу, который позволяет спокойно молиться священнику, спокойно возглавлять священнику молитвы людей, не отвлекаясь даже на действия в этом чинопоследовании, которые идут. Но для нас для понимания служения апостольского куда больше подходит такое слово, которое потихонечку и в русский язык прокрадывается, еще оно заимствовано, но я бы сказал, не до конца, слово «дьякония». Да вот дьякония, некое социальное служение, но не как соцработник пришел и по распорядку что-то сделал, чтобы галочку в отчет поставить, а дьякония как некая забота о ближним, системная забота, но от души. Дьякония, то, что у нас даже в официальной церковной переписке именуется как церковная благотворительность и социальная деятельность, это день, связанный с сегодняшним днем многозаботливых жен-мироносиц, которые кормили-поили апостолов на протяжении этих лет проповеди, которые и Христа погребали и потом пришли возливать миро. Потом помогали апостолам в проповеди и сами возвещали. И, конечно, Иосиф и Никодим, люди занятые, может быть, у них не было особой возможности время уделить, но просто у кого что есть. Если у тебя чуть-чуть больше времени, с деньгами не очень, значит, ты бери и занимайся, присоединяйся к церковной социальной деятельности, именно удели свое время. У нас прихожане берут, кто-то ходил в карантинный госпиталь дежурить в разгар, тоже есть инициативная группа, кто обеды ветеранам разносит, просто потому что одни пожилые люди должны еще более пожилым разнести по разным домам, разным уголкам района, кто-то выбирается, помогает что-то делает. Кто это может делать? У кого свободный график, кто сам на пенсии, но помоложе, кто студент, то есть те люди, у которых свободных денег не очень много. А если ты говоришь, времени у меня нет... А почему нет? Потому что работаю. Раз работаешь, значит, не зря ты свое свободное время променял на работу, значит, какое-то вознаграждение ты явно получаешь за это, и наверняка оно чуть-чуть выше, чем у тех, у которых больше свободного времени. Так замечательно, будь подобен благообразному Иосифу, который может чем-то пожертвовать в отличие от жен-мироносиц, какими-то средствами, поддержи финансовыми пожертвованиями, покажи заботу о ближнем. Все это говорится, но все равно кажется, нет, должен быть порыв, а может быть формальный отчет, формальная организация. А у людей, которые выросли в советское время, весь этот формализм вызывает насторожение. Более того мы читаем Евангелие и видим, как формализм вызывает насторожение у самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, формализм иудейского сообщества. Тем не менее, надо помнить, что формализм это когда форма становится выше сути. Однако форма по-гречески, однокоренное слово на тот момент близкородственными языками, морфе — красота, то есть это некоторый облик, который содержание принимает, и чтобы содержание не расползалось, форма нужна. Здесь мы видим и для эффективной церковной деятельности документооборот нужен, нужны вещи хозяйственные, батюшка вместо того, чтобы идти проповедовать, сидит над строительной сметой, это он не отступает от Христа, тоже он занимается важным делом. Конечно, апостолы говорят, не годится, чтобы проповедник слова Божия вместо того, чтобы из храма на Радио ВЕРА перемещаться, он сидит со строительной сметой. Все равно время-то уделять приходится и лучший отдых, это смена деятельности, но конечно, лучше, если мы призовем тех, кто может это за него решить. Поэтому это благодарен такому нововведению святейшего патриарха Кирилла — Финансово-хозяйственное управление, что есть люди, которые занимаются документооборотом по строительству храма, все равно нам нужно заниматься, но уже часть полномочий делегировано, не сам приход один на один со строительством это тоже некоторая дьякония. И все те люди, которые работают секретарями в различных синодальных отделах, кажется, это все какой-то формализм. Нет, это те люди, которые осуществляют настоящее дьяконское служение, они помогают проповедникам слова Божия, служителям слова Божия не отвлекаться, делают это за них. Поделюсь с нашими радиослушателями маленьким секретом. Батюшка приходит и начинает направо-налево вещать, а перед этим Марина берет, продумывает всю программу, план простраивает, что-то прочитает. Ты на ходу, забегая в студию, этот план читаешь и видишь, как вся передача продумана. И легкость повествования, это та же самая дьякония. Если ты можешь где-то послужить и церкви и ближнему, это будет здорово. Понятное дело на формализм тоже минус, почему были обижаемы эти вдовицы эллинские. Иудеи же формалисты, помните, родители слепорожденного человека боялись исповедовать, что их сына исцелил Христос, потому что их могли отлучить от синагоги. Они боялись не то, что они не придут и не помолятся в синагоге, а синагога это центр социальной деятельности. Они люди пожилые, у них единственный сын-инвалид, их не накормят. Если их от синагоги отлучат, то кто же им принесет обеды, позаботится и так далее. Или смотришь, можно ругать протестантов, а как у них протестантские общины построены, как о членах заботятся. У нас далеко не на всех приходах, был коронавирус, и я знаю, что люди болели у себя дома, и никто не пришел им из прихода и не помог. Мы как православные люди не должны бояться в какую-то структуру встраиваться для того, чтобы больше добрых дел делать. Или если мы добрые дела итак делаем, нам кажется, куда же больше, не бояться их чуть-чуть под какое-то ведение структурного направления направлять, потому что возможно ты делаешь добрые дела не тем, которые больше в этом нуждаются, а тем, которые больше об этом кричат. И когда ты входишь в системную работу, тогда ты свои усилия на служение Богу и ближнему сможешь реализовать более эффективно.

Марина Борисова:

— Если уж на то пошло, то можно сказать, что жены-мироносицы пришли в этот день исполнить дьяконское служение, поскольку они не предполагали встретить там воскресшего Спасителя, они пришли выполнить то, что положено было по иудейскому закону совершить при погребении, то, что они не успели сделать после того, как сняли Христа со Креста.

Священник Стахий Колотвин:

— И даже до сего дня именно так. Перед Пасхой говорю, братья и сестры, приходите убираться, это же наш общий храм. Чаще всего приходят одни прекрасные дамы, по-прежнему, они Христа пострадавшего, чтобы подготовиться к Его воскресению, именно они дьяконское служение совершают, за что отдельная благодарность, но братья присоединяйтесь, помогайте.

Марина Борисова:

— Вы слушаете программу «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Вы слушаете нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Христос Воскресе!

Марина Борисова:

— Воистину Воскресе! Батюшка, у нас удивительная неделя. Мы вспомнили и Иосифа Аримафейского, и Никодима, и всех жен-мироносиц, и 9 мая будем вспоминать всех усопших воинов, потому что это стало церковным официальным днем поминовения. Но 8 мая мы вспомним апостола и евангелиста Марка, который, казалось бы, из этой череды людей немножечко выбивается, что ли. И вообще он из апостолов самый живой и оставшийся в нашем восприятии не иконой, а человеком. Взять хотя бы тот эпизод в Гефсиманском саду, когда один из учеников убежал от воинов стражи так быстро, что плащ, в который он был закутан, свалился, он буквально нагишом убежал от них. И это был самый молодой из плеяды апостолов, и по преданию это был как раз будущий евангелист Марк. Эта фигура настолько живая, кинематографичная, и Евангелие-то у него самое короткое и самое энергичное. Почему очень многие, пользуясь советом владыки Антония Сурожского, начинают знакомиться со Священным Писанием Нового Завета именно с этого Евангелия. Он какой-то особенный.

Священник Стахий Колотвин:

— Конечно, апостол и евангелист Марк прекрасен. К сожалению, многие, увы, и ограничиваются Евангелием от Марка, потому что это то, к чему призывают к прочтению на минимальных катехизических беседах перед таинством крещения, где они хоть как-то проводятся, а не кощунственно имитируются, вроде батюшка перед крестинами пару напутственных слов говорит. Там, конечно, люди хотя бы Евангелие от Марка читают. Это действительно самое коротенькое Евангелие, и оно как Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, недаром называются синоптические, то есть те же самые примерно события и притчи Спасителя нам излагают. Но тем не менее видим, насколько оно лаконично. Евангелист Марк, человек, можно сказать, языческой культуры, недаром это Евангелие... Если от Матфея со множеством аллюзий на пророков, на Ветхий Завет, считается, что написано с прицелом на иудействующих, то есть на христиан, из числа иудеев обращенных, причем из иудеев не только которые в Палестине жили, но и иудеев, которые в рассеянии жили в самых разных уголках Римской империи или сопредельных государств. То Евангелие от Марка ориентировано на язычников, которым не нужно рассказывать про какие-то отсылки на ветхозаветных пророков, потому что они все равно ничего не поймут. Нужно четко и ясно, чтобы они успели заинтересоваться и не переключились на какое-нибудь другое поучение. Апостол и Евангелист Марк, покровитель Александрии, его почитают в Александрийской Православной Церкви, его почитает Коптская Церковь, которая хоть и не имеет полноты православной веры, но тем не менее, являет образцы в том числе и современного мученичества и много веков исповедничества. Наверное, тоже помним, как почитали апостола и евангелиста Марка в Венеции, когда венецианцы, венецианские купцы в бочке под свиными тушами вывозили мощи из захваченного уже мусульманами-арабами Египта, когда уже стало понятно, что эта древняя христианская земля вряд ли вернется под какое-то христианское управление. Что тоже, конечно, мы видим, что человек, который вырос в Александрии, Александрия это центр учености, где не только такая классическая как в Афинах эллинская школа, древнегреческие философы, но где и наследие древнеегипетской религии, этой великой культуры фараонов Египта и их жрецов, где проникают веяния с Востока, где есть различные, в том числе эзотерические, культы, и где в том числе одна из самых крупных еврейских общин за пределами Святой Земли. Более того, Египет это то самое место, куда бежит Господь наш Иисус Христос еще младенцем на руках у Богородицы на ослике, которого ведет под уздцы старик Иосиф. И в Египет бегут они непросто к язычникам, а в иудейскую общину, которая просвещенная, живет в ритме жизни большого города, где некогда медлить, если ты не скажешь четко и кратко, то никто тебя слушать не будет. Это наши радиослушатели пока вечером за ужином, либо пока за рулем машины деваться некуда, батюшка может более пространно говорить, а так, конечно, в ритме большого города особо не разбежишься. Это его удивительно лаконичное Евангелие человека, который не входил в число 12-ти апостолов, а входил в число апостолов от 70-ти, то есть вроде входил во второй круг учеников Христа, но Господь выбрал именно его для того, чтобы сделать евангелистом. Как мы в Символе веры поем, что Дух Святой глаголал пророками, не только к Ветхому Завету имеет это отношение, но и к Новому. Почему Дух Святой не только для проповеди, но и для фиксации евангельского текста избрал не кого-то из апостолов от 12-ти, разве было мало достойных людей, а апостола от 70-ти. Значит, действительно, этот человек Господу и при жизни уже угодил и такая его молодая горячая и искренняя вера тоже должна нас вдохновлять. Порой не будут слушать какие-то сложные построения о вере наши близкие. Но если мы им расскажем что-то, просто поделимся своим переживанием о празднике, что-то расскажем на уровне ликбеза про какие-то церковные праздники, о которых они не знают, без поучений, а просто некоторые факты, это может заинтересовать. Если человека это захватит, его не остановить. Человек, прочитавший Евангелие от Марка, если его сердце загорится, то он открывает дальше самое длинное Евангелие от Луки, и там находит вроде все то же самое, но куда более подробным образом изложенное. Это вдохновляет. Для меня апостол Марк во многом ассоциируется с человеком, который носит его имя, это митрополит, ныне Рязанский митрополит Марк, человек, у которого я принял благодать священства в таинстве священства, когда меня в дьяконы владыка Марк рукополагал. Вспоминая нашу сегодняшнюю тему, как важна какая-то, в том числе бюрократическая, работа, под его началом в Управлении патриархии с зарубежными учреждениями я работал. Смотришь на человека, как похож он на своего святого. Владыка Марк всегда на ходу и всегда очень лаконичен. Ему что-то длинно-длинно объясняешь, а он раз — две фразы, все четко — и дальше побежал по каким-то своим делам. Я представляю, что, наверное, евангелист Марк, судя по тому, как он лаконично все четко написал в Евангелии, он тоже таким человеком был. Как мы помним краткость — сестра таланта, и мы видим, что апостол и евангелист Марк исключительно талантливый человек.

Марина Борисова:

— Насколько справедливо утверждение, что если Евангелие от Луки это, скорее всего, как бы в кавычках, «Евангелие от апостола Павла», поскольку длительное близкое общение, разговоры, все это сказалось на том, что зафиксировал апостол Лука. И с другой стороны, есть мнение, что Евангелие от Марка это «Евангелие от Петра», поскольку первым наставником Марка был апостол Петр, и есть мнение, что многое, что тот рассказывал, Марк потом зафиксировал в своем Евангелии. Насколько справедливо такое утверждение?

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно, если мы посмотрим на четыре Евангелия, мы увидим, что Господь выбирает самых важных апостолов. Матфей, бывший мытарь, ну что это такое? Нет. Матвей — Левий, это наоборот человек, хоть кто-то из наследующих ветхозаветному священству, которое передавалось по крови, этот род левитов, который должен жить проповедью, должен жить служением Богу. И первое Евангелие, которое у нас есть в Четвероевангелии это Евангелие от Матфея. Да, мы смотрим на заключительное Евангелие, непохожее на другие, евангелиста Иоанна, но тоже вспоминаем — апостол любви, не бросил Христа, стоял рядом со Крестом, Матерь Божию ему Христос доверил, конечно, ему доверить. А как же наши Первоверховные апостолы — Петр и Павел? Петр и Павел, причем читаем послания и видим, Павел столько-то написал посланий, апостол Петр несколько соборных написал и все, очень лаконичный был. Мне кажется, что такая проповедь, что евангелист Лука написал максимально подробное Евангелие, да еще помимо этого деяния апостольские написал, что ж там дальше как происходило, Слово Божие как возвещалось, как Дух Святой на апостолов сходил, людей обращал. Это все многословие апостола Павла и его подход максимально все подробно разобрать — читается в евангелисте Луке. Точно также мы смотрим лаконичные послания апостола Петра, видим, что когда апостол Петр в ключевые моменты евангельской истории очень кратко, по сути выступал, и Господь его после этого смирял, обычно после того, как он как-то выступил, что он себе как дополнительный урок взял, что лучше меньше сказать, а больше сделать, и мы видим такую же лаконичность у его ученика, апостола Марка. Эта христианская традиция, которой мы не можем найти документальное подтверждение. У нас нет зарисовки, что диктует один апостол другому какое-то возвещение. Но надо понимать, что написание Евангелия это такой идеальный творческий союз, потому что евангелист это не пишущая машинка, где Дух Святой вселяется и использует человека, чтобы его рукой по бумаге водить, нет. Но и не то, что апостол Марк сидит вспоминает, что ему апостол Петр рассказывает, и что не забыл, то записывает, что забыл — пропустил, а у Луки более подробный рассказ. Нет. Это некоторое сотрудничество, соработничество, то, что мы должны достигнуть со Христом. Мы делаем от себя все возможное, вкладываемся от души не формально, каким-то разнообразием, творческой искрой, поскольку все мы по образу и подобию Творца, у нас это обязательно есть, мы это вкладываем, а Дух Святой тоже действует. Поэтому апостол и евангелист Марк по-человечески берет творческое наследие, какие-то воспоминания Первоверховного апостола Петра, чью веру, столпа веры, которого Сам Христос хвалил, и к нему добавляет свое. Что удивительно, что апостол Петр был безграмотный рыбак, а апостол и евангелист Марк образованный молодой человек из Александрии, что ему Петр может сказать? Некоторое отношение апостола Марка к апостолу Петру это порой, как может быть наше отношение к какому-то пожилому батюшке. Мы знаем, что он учился в советские годы, когда семинарии выживали, или в девяностые годы вообще без образования его рукоположили, потому что храм надо кому восстанавливать. И мы к нему относимся не потому что, он может что-то не знать в богословии, и где-то в проповеди ошибку допустить, чуть ли не под ересь какую-то попасть. Но поскольку человек именно так в Бога верит, так любит, так служит, мы таких батюшек тоже очень любим, от них много черпаем, но в свою очередь, получив от них такой заряд веры и бодрости, мы должны уже, воспользовавшись своими знаниями, навыками, дальше своим ближним весть о Христе нести.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА, еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин. И мы как всегда по субботам говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. На предстоящей неделе у нас очень много воспоминаний удивительно близких русскому православному сердцу святых. Это и преподобный Нектарий Оптинский, память его 12 мая, и святитель Игнатий (Брянчанинов), память его 13 мая, преподобный Пафнутий Боровский, память его 14 мая. Из всех этих удивительных отцов Церкви мне хотелось бы особенно остановиться на преподобном Нектарии Оптинском. Почему? Мне кажется, несмотря на наше трепетное отношение к памяти Оптиной пустыни, мы очень мало знаем о старцах этой пустыни, за исключением очень-очень немногих. В основном это Макарий Оптинский, с которого началась просветительская деятельность и книгопечатание, к которому потянулись интеллигентные, образованные люди. Естественно, Амвросий Оптинский, о котором много написано, прообразом своих героев сделал его Достоевский, к нему питал уважение даже Лев Николаевич Толстой, несмотря на все свои странности в отношении с Церковью. И, в общем-то, больше подробно и ни о ком. А ведь старец Нектарий был как раз последним соборно избранным старцем. Старец это не возраст и не нимб, который вдруг прорезался над головой. Это некое служение, которое возлагалось, об этом тоже часто мы забываем, что это некое служение, которое возлагалось на наиболее уважаемых монахов. Они выбирались и потом долго мучительно несли этот крест, который многим и по возрасту и здоровью был уже тяжел, как преподобному Амвросию. Вспомнить о самом старчестве как институте, и естественно отдельно о преподобном Нектарии, поскольку скончался он, когда Оптину пустынь уже закрыли. Сначала его даже в тюрьму посадили. Благодаря влиятельным духовным чадам, которые постарались, как Иосиф Аримафейский, прийти к важным людям в Москве, выторговать, чтобы батюшку старенького отпустили хотя бы в какое-нибудь близлежащее село доживать свои дни. Несмотря на это он это старчество с себя не сложил. И даже в этих совершенно странных условиях он продолжал оставаться старцем, к которому, несмотря на все опасности начала 20-х годов, люди приезжали, и он оставался духовным водителем. Что это за личность и что такое старчество для нас?

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно пример последнего старца Нектария очень показателен. Он, во-первых, показывает, что человек и его служение Богу не может быть локализовано. Вот есть Оптинская обитель и в ее стенах действует особая благодать, там старцы дают советы, которые решают все твои проблемы. А в Дивеево канавка, и внутри ее особенно Богородица покровительствует, а вышел за канавку, уже покровительствует, но не так сильно. Или блаженной Матроне решил помолиться в монастыре, где мощи ее почивают, но где она вряд ли может даже при жизни была, значит, там она тебя услышит, а где-то еще нет. Мы видим, что старец Нектарий продолжает свое служение по окормлению людей, причем надо понимать, какие это годы. Это годы тяжелейших потрясений и гонений на Церковь, но еще и внутреннего разделения. Обновленческий раскол, живоцерковный раскол. Причем, более того, 28-й год — это позади Декларация митрополита Сергия, когда многие верующие, которые воспринимали митрополита Сергия, как некоторого хранителя наследия патриарха Тихона, как борца с обновленчеством, видят, что он подписывает, какую неправду. Якобы, гонения на Церковь в Советском Союзе нет, происходит так называемый правый раскол, когда наоборот не в сотрудничестве с властью, не извращающие богослужение церковное наследие раскольники появляются, а, наоборот, появляются раскольники такие, которые вроде хранители твердой веры и благочестия. И все-таки, мне кажется, Господь недаром порой человека хранит и не призывает в лучший мир, в Царствие Небесное, хотя наверняка старец Нектарий задолго до этого, до революции был готов ко встрече со Христом, мог и раньше заболеть и умереть. Многие старцы Оптинские болели, самый знаменитый Амвросий Оптинский тоже человек, которого по болезням Господь раньше призвал. А Нектарий до 75 лет доживает, несмотря на тюрьму, что уже нет Оптиной и какого-то внешнего почтения. Почему? Потому что его совет помогает людям все это пережить, найти опору, точку, когда все рушится, на что ты опираешься. На Церковь можно опереться, а Церковь раскалывается. Вроде осколок твердый, и он тоже под подозрением. И такие служители Божии дают некоторую точку опоры. В чем это может нам в 21 веке пригодиться? Не в том, чтобы ездить и искать, что в какой-то деревне живет в монастыре или вне монастыря какой-то старец, который юродствует, приходите, такие-то деньги пожертвуйте, и он все ваши проблемы решит. Нет. Ни в коем случае не должно быть такого, сафари на старцев устраивать нельзя. Но любому человеку, на фоне событий общественной жизни, политической, событий собственных сомнений, ты порой что-то мог у приходского священника спросить, а в чем-то его ответ тебя не устраивает, тебя в каких-то решениях церковного руководства может что-то смутить. Не так страшно. Ты должен просто найти такого человека, это может быть просто священник, может, как и старец Нектарий, совсем не образованный, но который может коснуться твоего сердца, и ты все равно будешь следовать за Христом, что бы вокруг не происходило. Лукавый говорит: не устраивает тебя что-то в мире, не устраивает тебя что-то в политических событиях, не ходи за Христом, остановись, отдохни. А Господь все равно тебя зовет. Главное найти, кто тебе поможет за Христом в этих внешних потрясениях следовать. И старец Нектарий недаром... В тяжелые времена, когда у людей сердце каменеет, юродство окаменелость пробивает. Это его юродство, этот его красный прозорливый бант, который он за полгода еще до октябрьского переворота на груди носил, и какие-то его нелепые одежды позволяют нам чуть внимательнее относиться к людям, которые вроде простые, которые вроде у нас вызывают презрение и даже брезгливость, а, может быть, это те люди, благодаря которым мы сможем ко Христу приблизиться, их важно не упустить, потому что блаженны нищие духом, как сказал Господь.

Марина Борисова:

— Что касается юродства старца Нектария, это вообще особая и очень удивительная история. С одной стороны он из крестьянской семьи и образование два класса и коридор. Но при этом, когда он оказался в Оптиной и когда попал в ученики к старцу Амвросию и к старцу Анатолию (Зерцалову), он по их благословению начал учится. Он двадцать лет жил в келье и выходил практически только на службу, и при этом он выучил латынь, читал энциклопедические словари, совершенно, я думаю, не понимая зачем, просто по благословению его старцев занимался фундаментальным самообразованием. Когда он сам стал старцем, и к нему стало стекаться колоссальное количество самого разного народа, включая образованных людей из Петербурга и Москвы, он с ними говорил так, что они не понимали, что это крестьянин с двумя классами приходской школы. Но при этом параллельно началось его юродство, и параллельно он начал ходить в капоте, на одной ноге башмак, на другой валенок, играть в какие-то куколки. Для меня было потрясением, когда я представила, что старец Варсонофий Оптинский, который до того, как попал в Оптину, сделал блестящую военную карьеру, ему было под пятьдесят лет, он был полковником царской армии, и первой его послушание было келейником к отцу Нектарию. К этому чудаковатому монаху, который ходит в разных башмаках и каком-то капоте и играет в какие-то игрушки. А что такое келейник? Практически денщик. И когда начинаешь выстраивать эту картину, откуда брались старцы? Они не рождались просто из воздуха, это колоссальная многолетняя, иногда десятилетиями, поразительная духовная школа. Конечно, такой результат. Мы ищем духовного руководства, но иногда думаешь, а там ли мы его ищем?

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно, как бывает, кажется, смотришь на художников, на произведения, особенно 20 век, какой-то стиль, и я бы смог так нарисовать. Или берет музыкант и экспромтом что-то играет, и думаешь, красиво, но что это такое, как в кабаке, еще говорят звезда мировой величины. Для того, чтобы начать импровизировать за инструментом, чтобы начать вдохновенно играть, ты сначала должен, как апостол Павел вспоминает спортсменов, атлетов, которые бегут ко спасению, ты должен натренироваться. И когда ты натренировался, у тебя идеально получаются элементы, можешь начинать творить, садиться за инструмент и играть так, что просто перебивает дыхание. Точно так же, если мы посмотрим на знаменитых художников 20-го века, они проходили академическую живопись, в ней могли преуспеть, смотрим их ранние работы, и потом они от этого отталкиваются в своем творчестве, свои переживания пропускают. Точно так же мы видим на примере старца Нектария, как человек, чтобы начать юродствовать, сначала латынь изучает, это тоже должно как-то пригодиться. Я тоже, как приходской священник, должен признаться, не очень часто, но мне пригождается то, что я сдал кандидатский минимум по древнегреческому и латыни. И наоборот забывается, без практики улетучивается. Но все равно все не зря, все усилие, которое ты ради Господа совершил, обязательно пригодится. Помню, что после школы не был я настроен — семинария, священство. Но нашел в итоге Свято-Тихоновский университете и счастливо там учился. И у меня и у моих родителей была такая идея, пойти получить сначала светское образование, тем более в 90-е годы, священники — ровесники моих родителей, все самые яркие священники с первым светским образованием были. Конечно, я очень рад, что не стал на это время тратить, что я сразу пошел учиться богословию, пусть и с древними языками, с классической филологией. Тем не менее, глядя на своих однокурсников, на тех, кто на вечернем отделении учились, кто сильно старше меня, но как мои сокурсники считаются, все рано не зря. Не важно человек математикой занимался, получил инженерное образование, в бизнесе он был, если человек все свои навыки ставит потом на службу Христу... Более того, я знаю батюшек деревенских, которые служат в Москве, берут какие-то домашние продукты, в московских условиях умудряются делать и как-то у них на приходе есть, это создает домашний уют. Кажется, зачем московскому священнику, как деревенское детство может пригодиться? Если все, что ты в своей жизни приложил какие-то усилия, это выучил, обращаешь и говоришь: Господи, возьми и примени, Господь обязательно даст тебе применить. Возможно отнюдь не так, как ты ожидаешь. Обязательно, обязательно... Порой бывает соблазн, лукавый нас соблазняет: все, ты христианин, ты великий молитвенник, все остальное неважно, на работе можешь работать спустя рукава, главное после работы пойти на Пассию сходить, послушать акафист Страстям Христовым или Христа воскресшего прославить, отвлекись. Нет, нет. Все, что нам дано — знания, навыки, способности — ставим на службу Богу. Тогда мы сможем честно обратиться к старцу Нектарию, попросить его святых молитв, и он увидит, что мы хоть чем-то на него немножко похожи, он нам обязательно поможет.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую неделю. До новых встреч. Христос Воскресе!

Священник Стахий Колотвин:

— Христос Воскресе!

Марина Борисова:

— Воистину Воскресе!

Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем