В Евангелии от Матфея мы читаем о детях, которых приводили к Господу, дабы Он помолился и возложил на них руки. Ученики Иисуса пытались этому помешать, но Он сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное».
Я часто задумывалась, почему до нас дошел именно этот эпизод земной жизни Христа? Почему нигде в Евангелии не сказано «понуждайте детей приходить ко Мне», а только «не препятствуйте»? И как мы, современные христиане, можем препятствовать детям приходить ко Христу? Только ли тем, что не их водим на воскресную службу и не учим молиться?
Человеческая душа, согласно Тертуллиану, по природе своей христианка. Душа ребенка бессознательно помнит о своем Божественном происхождении. Детская кротость, незлобие, умение и желание прощать для нее органичны и естественны, пока… Пока мы, родители, не начинаем ей препятствовать.
Нет, разумеется ни один любящий родитель не собирается калечить души своих детей или обучать их плохому сознательно. Мы, родители, когда-то сами были такими же детьми и наши души тоже бессознательно тянулись к Божественной любви. Но многие ли знают, что, не прощая ребенку мелкие и крупные проступки, мы учим его… не прощать? Знаем ли мы, что, осуждая ребенка за все те же крупные и мелкие проступки, мы учим его…осуждать? А, демонстрируя ему свой гнев, который, выгораживая себя, называем праведным, мы учим…гневаться? Гневаться и оправдывать себя словами: «но ведь он это заслужил…»
Мы не хотели учить своих детей ничему подобному… Мы просто не знали, как это работает. Как дети до шести-семи лет смотрят на нас с почти религиозным благоговением, а потом начинают потихоньку в нас разочаровываться. К счастью, не всегда, но довольно часто.
Я недаром отметила, что когда-то мы, родители, сами бессознательно тянулись к Божественной любви. Мы и продолжаем тянуться к ней, но с возрастом это стало ощутимо труднее. Часто все, что можем, - лишь с грустью констатировать, как же далеко мы отстоим от нашей христианской первоосновы.
Но рядом с нами находятся те, кто способен протянуть руку и помочь это расстояние сократить. Это - наши дети. Они заново научат нас не осуждать, не осудив за нашу взрослую толстокожесть и душевную слепоту.
Они научать нас прощать, простив нам то, что мы и сами себе не простим. Они остановят наш гнев, огромный и пылающий, подобный лесному пожару… одной кроткой улыбкой или объятьем.
Самое главное — не препятствовать. Не препятствовать детям приходить ко Христу и приводить нас. Ибо таковых есть Царствие Небесное.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У каждого апостольского послания есть своя цель, иногда этих целей несколько, и все их легко определить. Нет того послания, которое было бы написано не ради устранения той или иной проблемы в ранней Церкви, а ради самого себя. Конечно же, Послание апостола Павла к Евреям — не исключение, его цель — подчеркнуть роль Личности Господа Иисуса Христа как Воплощённого Бога, выше Которого не может быть никого. Послание к Евреям делает это через многочисленные отсылки к Ветхому Завету, ведь именно Ветхий Завет был основной мировоззрения адресатов послания. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 12-й и 13-й глав Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти не теряющие своей актуальности слова.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
В библейской книге Исход, а также в следующей за ней книге Чисел немало довольно печальных жестоких эпизодов. В качестве примера такого рода можно вспомнить рассказ из 16-й главы книги Чисел, в котором идёт речь о преступлении некоторых израильтян, суть этого преступления заключалась в сомнениях относительно источника власти Моисея и его брата Аарона. Претензии восставших звучали, как кажется, вполне обосновано: «Полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16:3). Иными словами, эти люди не понимали, почему священство принадлежит лишь Аарону и его потомкам, а не всем израильтянам. Моисей не стал спорить, он предложил провести своего рода эксперимент: подойти с кадильницами к жертвеннику, и Господь Сам определит, чьё служение Он приемлет — Аароново или же тех, кто решил присвоить себе священство, не имея на то оснований. Закончилось всё печально, но очень поучительно: земля поглотила восставших, однако перед этим явился Господь, явно давший понять, что Его воля была явлена через Моисея.
Это не единственная подобная история. В ней, и в других схожих случаях мы видим одну и ту же схему: Бог говорит с народом через Моисея, а те, кто пренебрегает словами Моисея, несут тяжёлое наказание, иногда дело доходит и до смерти.
В только что нами услышанном отрывке Послания к Евреям апостол обращался к людям, которые прекрасно знали Ветхий Завет, значит, они знали и об ответственности за неисполнение слов Моисея. Однако, Моисей — пусть и избранник Божий, но он человек, да, он глашатай воли Божией, но глашатай никогда не равен тому, чью волю он возвещает. Эту мысль Послание к Евреям использовало для того, чтобы указать на принципиальное отличие Евангелия Христова от всего того, что было сказано ранее. В Ветхом Завете мы найдём слова Бога лишь в пересказе — неважно, Моисея, пророков, Давида или же других авторов книг Священного Писания, в Новом — Воплощённый Бог говорит с человеком лицом к лицу, без каких бы то ни было посредников, а потому Послание к Евреям и приходит к очевидному выводу: если не проявлявшие должного послушания Моисею подвергались неизбежному наказанию, то неужели смогут избежать ответственности те, кто игнорирует слово Христа?
Да, Господь милостив, да, Он прощает наши грехи, более того, Он на Кресте освободил нас от греховного рабства, а потому мы можем жить так, как повелевает Спаситель. Если же мы сознательно уклоняемся от такой жизни, то нам не стоит погружаться в иллюзорные представления о Боге как о всепрощающем беспринципном абстрактном добряке, нет, Бог не таков, и об этом явно свидетельствует Священное Писание Нового и Ветхого Заветов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталику оплатили лекарство, и он выздоровел! Теперь помощь нужна Вике
Больше года назад в нашей программе звучала история 11-летнего Виталия Шарахметова из города Воронежа, подопечного фонда «ДоброСвет». Долгое время он проходил лечение в онкологическом отделении городской больницы — мужественно пытался побороть рак крови. С поддержкой фонда и многих неравнодушных людей у него всё получилось! Виталику оплатили дорогостоящий курс лекарственной терапии, благодаря чему он выздоровел. И этим летом подростка выписали домой.
В онкоотделении воронежской больницы существует добрая традиция — когда ребёнок успешно завершает лечение, ему в присутствии врачей и родных торжественно вручают медаль «За волю к победе». А после ребёнок вешает на специально-установленное в больнице «дерево здоровья» игрушечное яблоко со своим именем. На этом дереве уже много плодов, в том числе есть и яблоко Виталика Шарахметова. И дай Бог, чтобы таких историй становилось только больше!
Виталий вернулся к прежней жизни — учится в школе, мастерит разные поделки из подручных средств и в будущем мечтает конструировать машины. Пусть у него всё получится!
Сегодня в поддержке нуждается Вика Варнавская. Чтобы выздороветь, ей, как и Виталику когда-то, необходимо дорогостоящее лекарство. Узнать историю девочки и помочь вы можете на сайте воронежского фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Четвероевангелие». Священник Антоний Лакирев
Мы беседовали с клириком храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священником Антонием Лакиревым.
Разговор шел о том, как появились тексты Евангелий и почему каноническими признаны только четыре.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер