«Всему своё время» — сказал мудрый Экклезиаст. И как же это верно для каждого момента нашей жизни. Очередное тому подтверждение я получила во время нашей летней семейной поездки на машине из Москвы в Анапу.
Сыновья тогда были маленькие, старшему — пять лет, младшему — три года. Поэтому решили разделить дорогу на три дня, с остановками на ночь в паре крупных городов. Для кого-то, наверное, столько времени на дорогу — это слишком много. Но мы сразу договорились ехать спокойно, не торопясь, с возможностью останавливаться еще и на небольшой отдых по пути. Одна из таких остановок в дальнейшем дала пищу для размышлений.
Это был третий день нашего пути. Стояла очень жаркая погода. Для маленьких детей такая жара уже тяжело, а если ещё в машине на раскаленной дороге с многочисленными автомобильными пробками...
В общем, приходилось останавливаться даже чаще, чем мы изначально запланировали. И вот, настал очередной момент, когда дети невыносимо устали. Хорошо, что как раз рядом оказалась благоустроенная площадка для таких путников, как мы. Несколько свободных беседок, чтобы посидеть спокойно и пообедать. А еще — место, где дети могут побегать, выплеснуть энергию, скопившуюся за время сидения в машине.
Долго задерживаться не планировали. До Анапы оставалось километров триста. Поскорее бы уже доехать. Тем более там нас ждали мои родители, прилетевшие на отдых из Сибири. Конечно, очень хотелось быстрее увидеться. Так что, когда наш так сказать, «привал» начал затягиваться, я стала всех поторапливать. И тут, как специально, дети затеяли игру. Они обнаружили пологий склон за стоянкой, и, конечно, для них началось веселье — бежать вниз, потом карабкаться обратно наверх, и так много-много раз.
Вот уж поистине, дети — вечный двигатель. И никак им не объяснить, что пора ехать, что время идет. Но время шло только для нас, родителей. У детей была игра и веселье! Когда мальчишек всё же удалось увести от этого склона, мы обнаружили метаморфозы с их одеждой... Так как склон был покрыт разной сорной травой, футболки, и штаны оказались усыпаны колючими семенами.
В общем, пока дети успокоились, пока мы сняли с их одежды колючки, прошло уже кратно больше времени, нежели мы рассчитывали.
В машине я продолжала сокрушаться, что так долго провозились. А муж сказал: «Не переживай, всё вовремя». Как же он был прав! Проехали мы всего, наверное, пару километров и попали в «пробку». Вместо трех автомобильных полос свободной оказалась почему-то только одна. Водителям приходилось оттормаживаться, перестраиваться. Мы не ехали. Мы просто еле-еле ползли.
Через некоторое время нам открылась причина, по которой оказались перекрыты две полосы. На дороге валялись брёвна. Чуть дальше стоял грузовик, который их перевозил. Мы огляделись. Пострадавших не было. Слава Богу!
Дальше дорога была свободней. Некоторое время мы с мужем ехали в тишине, в размышлениях. И потом одновременно: «А если бы мы не задержались?», «А если бы дети не затеяли свою игру?», «А если бы выехали ровно тогда, когда считали нужным?». И эти бревна опрокинулись бы на нас? Столько вопросов, и ответ нам был известен. Не задержись мы на стоянке из-за такой, казалось бы, несерьезной причины как детское баловство, эти бревна могли опрокинуться на нас...
Поездка тогда закончилась благополучно. Мы добрались до Анапы, встретились с моими родителями. Но до сих пор время от времени я вспоминаю этот случай, а в голове звучат слова: «Не переживай, все вовремя».
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.