Когда мне было лет восемь, я попала под сильнейший ливень. Была середина лета. Мы с мамой возвращались с дачи. Весь день светило солнце, было очень жарко. И как часто бывает при такой жаре, всё произошло внезапно. Мы вышли на автобусной остановке. Успели пройти только часть пути — до дома нам оставалось метров шестьсот, когда небо заволокло черно-синими тучами. И не успели мы найти укрытие, как началась гроза. Ослепительные вспышки молний, следом — оглушающий грохот грома. И дождь — самой настоящей стеной — дальше нескольких метров уже не было видно ничего. О том, чтобы искать место, где можно спрятаться не было и речи. Мы просто побежали изо всех сил в сторону дома.
Недавно, услышав за окном раскаты грома, я вспомнила тот эпизод, ту свою детскую реакцию испуга, и стала размышлять о природе страха.
Все мы чего-нибудь да боимся. Как чего-то не слишком значительного, например, насекомых, змей, высоты, той же грозы, так и чего-то глобального — внезапных перемен в жизни, проблем со здоровьем, и, в целом, будущего. Причины страха могут быть иррациональными. Но чаще всего наш страх рождается из-за невозможности контролировать ситуацию. Мы боимся непредсказуемости, неуправляемости мира, в котором живем.
Я прекрасно помню чувство бессилия перед стихией, которая так грозно разыгралась вокруг нас в летний день. Сейчас я понимаю, что именно бессилие было в тот момент для меня источником страха.
Однако, Сам Господь через Богодухновенное Священное Писание больше семидесяти раз говорит: «Не бойся!». И говорит Он это каждому из нас.
Любой страх изматывает, истощает, крадет наши силы, не дает жить полной жизнью. А именно к полноте жизни нас призывает Господь. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» — говорит Иисус Христос в Евангелии от Иоанна. Но как быть, если уже угодил в ловушку страха?
«Не бойся, только веруй!» — говорит Христос. Так просто и сложно одновременно! Как же сложно перестать контролировать. Как сложно признаться себе: «Здесь я бессилен, только на Тебя уповаю, Господи. Помоги!». Сложно довериться, пусть даже и Самому Творцу. Потому что опять страшно: а вдруг всё получится не так, как хочется мне? И здесь уже идёт речь о доверии. Доверять Богу ещё нужно научиться.
А что будет, если действительно взять и полностью довериться Богу? Я сама этому только учусь. Но могу подтвердить: в ситуациях, когда я переставала пытаться контролировать, пытаться самой повлиять на то, что было явно выше моих сил, и просто говорила: «Господи, пожалуйста, возьми это в Свои руки», всё складывалось наилучшим способом. И получалось значительно лучше, чем виделось мне. Вместе с этим внутри возникало чувство спокойствия, пропадал страх.
Да, всё в итоге может развернуться совсем не так, как представлялось нам. Неисповедимы пути Господни. Никто не знает, каков замысел Творца о каждом из нас. Но доверие в том и заключается, чтобы принять любой итог, зная, что он, каким бы ни был, будет лучшим.
Гроза в тот день закончилась так же быстро, как и началась. Мы благополучно добрались до дома, хоть и промокшие до нитки, но с ощущением какого-то невероятного приключения.
Кстати, после того случая, гроз я не стала бояться сильнее. Наоборот, особенно сильный ливень с молниями и раскатами грома напоминает о том, как ничтожны силы человека, и как велик Господь, на Которого мы можем надеяться и Которому можем доверять.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.