В детстве, когда мальчишки выходили во двор играть в войнушку, они бурно спорили, кто будет «нашими», а кто захватчиками. Именно так делились. Свои, хорошие и чужие — плохие. В то время были живы ветераны Великой отечественной войны. И мы слушали их воспоминания. Отложили они отпечаток и на игры детей.
К чему я? К тому, что все хотели быть «нашими», хорошими. Плохих играть не хотелось. Еще мальчишки представляли себя добрыми богатырями. А девочки — феями, принцессами и другими положительными сказочными героями.
Человек хочет быть хорошим. Вы замечали, что в любом споре, конфликте мы стараемся выставить себя хорошими. Говорим, что мы правы, то есть, поступаем правильно. По нашей версии событий. У оппонента она будет иной. Его. И он тоже с его точки зрения будет хорошим.
Говорят, у каждого — своя правда. А вот истина — она одна! Помните, суд у Пилата и его вопрос: «Что есть истина?». Такое ощущение, что опытный правитель уже наслушался разных версий правды. Настолько, что не узнал истину, стоящую перед ним во плоти. Христа.
Когда я уверовала, воцерковилась, в душе наступил мир. Сколько есть разных философских течений, сколько современных учений. Много всего я исследовала. И все время хотелось спросить: «А какое из них настоящее?»
А вот оно — на всех полках церковных книжных магазинов. Тысячи книг — трудов святых отцов. И все об одном.
В христианстве есть единая шкала добра и зла. И она вне нас! Она объективна! Человек может оценить свое местоположение относительно этой оси!
Это как выбраться из гребней волны, в которой тебя крутит и бьёт о камни, встать на твердую почву и увидеть горизонт.
Как это важно лично для меня! Как все путанно и страшно без этой христианской системы координат, которая дает ориентиры, которая дает возможность людям, ее принявшим, общаться на одном языке, жить едиными ценностями. И да, исправлять себя, чтобы стремиться к истинному добру. Чтобы стать не просто хорошими — понятие ведь относительное — стать такими, какими нас задумал Господь.
И стремиться к святости. Да, это не громкие слова. Это — та самая вершина, к которой должен стремиться любой христианин. Невозможно стоять на месте в духовной жизни. Тогда начнешь скатываться назад.
Блаженный Августин сказал такие слова: «Ты, Господи, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, доколе не успокоится в Тебе».
Мне кажется, именно это мы и чувствуем в детстве, выбирая роли в детских играх. Только важно вовремя понять, что на самом деле хорошо, а что — плохо, где твоя, субъективная правда, а где та самая Истина, которая указывает верный путь жизни и освещает его.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России