Когда-то давно, в конце 18-го — начале 19-го века, современный лондонский район Ньюингтон Баттс был маленькой деревенькой — предместьем, где жили бедняки и рабочий люд. По узким улочкам сновали кухарки и прачки, сапожники и кузнецы. Во дворах, предоставленная сама себе, целыми днями носилась босоногая ребятня. Среди этих мальчишек рос и Майкл Фарадей — будущий физик-экспериментатор, выдающийся учёный, открывший важнейшие законы электродинамики.
Фарадей родился в сентябре 1791 года в семье бедного кузнеца. Он появился на свет в пристройке над конюшнями, которая служила Фарадеям жильём. Несмотря на нужду, семья была очень дружной. И верующей — с детства Майкл вместе с родителями посещал церковь. Биографы учёного отмечают, что именно в родном доме Фарадей приобрёл глубокую веру в Бога, которая оказала влияние на его жизнь и научные воззрения. Образование паренёк получил самое скромное — несколько классов школы для бедняков, где не столько учили, сколько секли розгами. Особенно Майкла — учитель страшно злился на паренька, потому что тот не выговаривал некоторые буквы.
Фарадей с малых лет начал работать, чтобы помочь отцу и матери содержать большое семейство. Продавал газеты на улицах. А когда ему исполнилось тринадцать, поступил подмастерьем в переплётную мастерскую. Там любознательному пареньку открылся новый мир. Он взахлёб прочитывал книги, которые приносили переплести. Однажды в руки Майклу попала Британская энциклопедия. В ней он прочитал статью об электричестве. Она не на шутку увлекла мальчика. Майклу захотелось изучить это таинственное явление. Дома он с успехом воспроизвёл некоторые опыты, которые описывались в книге. Но ему хотелось узнать больше! Фарадей до дыр зачитывал все книги по физике и химии, которые ему только попадались. Откладывал каждый пенни, чтобы посещать платные лекции по физике в Королевском институте. Особенно нравился ему лекторий сэра Хэмфри Дэви, одного из самых крупных естествоиспытателей того времени. Майкл слово в слово записывал все его выступления. Потом аккуратно переплёл записи в мастерской, и послал учёному в знак признательности. Вскоре после этого произошло невиданное для Ньюингтона событие: возле бедного жилища Фарадеев остановилась шикарная карета, и лакей в ливрее передал Майклу письмо. Оно было от сэра Хэмфри. Исследователь предлагал Фарадею стать его ассистентом!
Поначалу Майкл был при учёном чем-то вроде слуги. Но скоро стал помогать сэру Хэмфри во время опытов. Схватывал всё буквально на лету. А потом гениальный самоучка начал самостоятельно ставить эксперименты, и постепенно достиг таких высот, что скоро уже сам читал лекции в Королевском Институте. В августе 1831 года Майкл Фарадей с помощью железного кольца и медной проволоки изобрёл принципиально новый вид электрической энергии — электромагнитную индукцию. То есть ток, который можно получать независимо от источника. Это был невероятный прорыв. Впоследствии открытие Майкла Фарадея нашло широчайшее применение: принцип электромагнитной индукции лёг в основу двигателей, генераторов тока, линий электропередач. Словом, за большинство удобной современной техники человечество должно благодарить Майкла Фарадея.
Впрочем, он никогда не искал благодарности. Он даже отказался от дворянского звания, которое король хотел даровать ему за заслуги. К 50-ти годам учёный начал терять память. Но даже тогда, насколько мог, продолжал трудиться. Например, в 1871 году он несколько ночей провёл в лодке среди океана, в пяти километрах от берега. В это время рабочие на маяке поочерёдно включали то масляные, то электрические лампы. А Фарадей сравнивал яркость света. После экспедиции он составил заключение о преимуществе электрических фонарей. Со временем их повсеместно стали использовать на маяках.
Майкл Фарадей не любил славы ещё и потому, что не чувствовал себя изобретателем. Учёный был уверен, что все законы природы возникли одновременно с Творением. «Книга природы написана перстом Божьим», — говорил он. А себя великий учёный всю жизнь считал лишь скромным читателем этой мудрой книги.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья