Эта история произошла со мной много лет назад. Но я до сих пор вспоминаю ее со стыдом. Хотела бы поделиться духовным опытом проживания своей ошибки и осознания своей неправоты.
Вам знакомо такое выражение «у меня чувство обостренной справедливости»? Когда—то я считала это своей особенностью, не сказать, достоинством. Мне казалось, что, если меня обидели, задели, обидчику непременно нужно все высказать в лицо. Если что-то, по моему мнению, происходило неправильно, несправедливо, ситуации тоже непременно нужно было дать оценку.
Часто, даже не разобравшись до конца, я так и делала. И не пытаясь понять людей и их мотивы. Мне по самонадеянности казалось, что я то точно знаю, как правильно поступать. Много лет пребывала в этом лукавом, иллюзорном представлении о себе. На самом деле это — самая настоящая духовная слепота, переоценка значимости собственного мнения.
Как-то раз я серьезно поссорилась с одним человеком. Разорвала с ним отношения. Боль от сказанных им слов, как ржавчина, разъедала сердце. Я прокручивала в голове подобности конфликта, обида была так сильна, что буквально парализовала меня. Ни о чем другом не могла думать. Я жаждала вылить свою боль, пожаловаться кому-нибудь на него, а говоря по-христиански, — осудить. Нашлись «благодарные уши» подруги.
В гостях я подробно и в красках рассказывала ей подробности ссоры, не скупясь в оценках поведения обидчика. Злые слова пестрили в моей гневной речи! И я даже радовалась, что теперь не только я знаю, какой недостойный и не заслуживающий уважения он человек.
На какой-то миг мне показалось, что я испытала облегчение, мы попрощались с подругой. Я вышла. Но буквально через несколько минут после того, как покинула ее дом, во дворе, мимо меня прямо по луже проехала машина и с ног до головы обдала меня грязью.
Я замерла. Нет, не в гневе. В осознании смысла произошедшего. «С тобой сейчас сделали то же самое, что ты совершила час назад» — сказала я себе. Нельзя осуждать, нельзя обливать грязью другого человека. Прав он, не прав. Нельзя и все. У Бога свой суд и мы не вправе вмешиваться. Не вправе со своим мнимым «чувством справедливости» говорить, как нужно поступать. И у того человека, который представляется недругом, обиды может быть ничуть не меньше, а может и на порядок больше, чем у тебя. У него может быть свое обостренное чувство справедливости.
Такой отвратительной теперь мне виделась моя пламенная речь у подруги. Такое жгучее чувство стыда ошпарило, что помню его до сих пор.
Я медленно пошла домой, думая о том, что за каждое слово нам придется ответить. Грязную одежду отстирать можно. Душу бы успеть «отстирать». А в следующий раз простить обиду. И, если не получается «благословить злословящего тебя», то хотя бы, не осудить.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова