Однажды, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, я молилась подле его иконы в Донском монастыре. И не подозревала, что через 2 недели отправлюсь вместе с мамой в крестный ход в его честь.
Он называется Великорецким — по месту обретения иконы Святого Николая Чудотворца. Самый древний крестный ход России. Уже пошёл 7-ой век, как ежегодно икона Святителя Николая с крестным ходом возвращается из Вятки, ныне — города Кирова, в село Великорецкое. Идет крестный ход долго — три дня от Кирова до Великорецкого, и столько же — назад в монастырь, чтобы вернуть икону обратно.
Примечательно, что традиция эта не прервалась в годы советской власти. Люди верили, люди шли... Власть запрещала, преследовала, ссылала за это в лагеря. А богомольцы шли и шли. Когда я узнала об этом, мне вспомнились слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?»
Трудно объяснить причины, по которым я пошла — их, будто, и не было. Просто обстоятельства сложились внезапно так, что отпуск начался на две недели раньше. Я посчитала это знаком — надо сопроводить в пути маму, которая очень хотела пройти Великорецким крестным ходом. И мне самой это надо. Зачем — не знаю. Но надо. Внутренняя убеждённость такая. И вот я одним днём собралась, купила билеты, и выдвинулась в Киров.
Утро первого дня выдалось солнечным, радостным. Отслужили Литургию, потом молебен в Успенском Трифоновом монастыре. Я жадно вглядывалась в лица многочисленных паломников, и удивлялась, какими они были удивительными — будто ожившие герои Шмелевского «Лета Господня». Начался ход. Бабушки позади меня запели:
«Крестный ход идёт, крестный ход идёт
Впереди Господь — Крест Любви несёт
А за ним идёт Богородица:
За своих детей слезно молится!»
А ведь так и есть — подумала я. Вот какой Подвиг. Вот какая нам честь: сопроводить Его, Господа, в этом пути.
Если браться в подробностях описывать все три дня, то можно написать книгу. Были и службы в храмах заброшенных деревень,и дни, в которые идти приходилось от рассвета до заката, вытаскивая друг друга из непролазной грязи размытых полевых дорог, и поддержка от жителей окрестных сел, которые выстраивались на дороге с гостинцами, одаривая паломников, и промыслительные встречи с людьми, которых мы с мамой успели прозвать Ангелами Хранителями за то бесчисленное количество раз, что они нас в пути выручали!
Но вот — самое главное, что я поняла:
Крестный ход — это возможность побыть очень близко с Богом. Часто у нас, заваленных работой, и мирскими хлопотами, такое бывает?
Крестный ход — это еще и встреча с собой настоящим: своими слабостями, страстишками, к которым привык и не замечаешь. Это возможность увидеть себя, сделать выводы, и начать работу над исправлением души.
Крестный ход — это возможность увидеть таких людей, такую силу веры и духа, какой у самой нет, и не факт, что будет.
Три дня мы шли и шли, образно повторяя Крестный Путь нашего Господа на Голгофу. Шли, и я думала: много веков назад, когда Его судили, один из иудейских первосвященников сказал о Христе: «если Его учение ложно, после смерти о Нём забудут».
Мы не забыли, Господи. Мы помним. Вспомни и Ты нас, когда придёт время!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном языке слово «святое», или «святыня», давно перестало ассоциироваться с религией. Святыней человек может назвать что-то очень для себя дорогое и важное. Иногда употребление этого слова даже не предполагает какого-то трепета, речь может идти просто о том, без чего нельзя обойтись. Например, кто-то может сказать: «Для меня выходные — это святое». Но что же такое «святыня» в изначальном своём смысле и как это слово понимается в христианстве? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Как известно, понимание любого текста зависит от того, в какой перспективе он читается. Иногда что-то важное можно понять, если обратиться к контексту главы, иногда к контексту всей евангельской истории. Однако отрывок, который мы только что услышали, обретает особенное звучание в контексте праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который мы празднуем сегодня.
Обращаясь к своим ученикам и желая объяснить им разницу Ветхого и Нового заветов, апостол Павел говорит об устройстве ветхозаветной скинии и о богослужении, которое было с нею связано. Он напоминает, что в ней было два особенных помещения: святое и святое святых, в котором хранилась главная святыня всего народа: Ковчег Завета, содержащий сосуд с манной небесной, расцветший жезл Аарона и скрижали завета, полученные Моисеем от Бога на Синае. В описании, данном апостолом Павлом, очень хорошо заметно классическое религиозное отношение к святыне. Мир оказывается разделён на профанное и сакральное, человеческое и божественное, и второе сокрыто от первого, спрятано от потребительского отношения, от грубого использования, от всего временного и в итоге смертного. Чтобы стать ближе к Святому необходимо было приготовиться и очиститься. Войти в Святое Святых мог вообще только первосвященник один раз в году. Через святыню людям открывалась божественная благодать, напоминающая о Боге, но Сам Бог был от них сокрыт. Да, в Ковчеге Завета хранились знаки Его милости — манна, которая помогла выжить в пустыне, жезл Ааронов как символ избранности левитов (колена рода священников) и скрижали Завета, содержащие заповеди, соблюдение которых помогало человеку оставаться в союзе с Богом. Но при этом само понятие святыни в Ветхом Завете указывает на недосягаемость Бога, который Свят и в этом смысле совершенно отделён от мира.
Почему же текст апостола Павла о ветхозаветных святынях читается в богородичный праздник? Потому что Бог, Который был совершенно отделён и воспринимался как бесконечно далёкий, получает через Деву Марию человеческую плоть и во всей полноте и реальности входит в нашу жизнь. Неслучайно и святыни, которые упоминает апостол, в Церковном Предании становятся символами Матери Божией. Она стала истинным сосудом с манной, потому что Христос — наша истинная пища, Она — жезл Аарона, потому что из Неё иссохшему миру воссияла новая жизнь, Она — скрижали Завета, потому что подлинно слагала слова Божии в Своём сердце.
Как же изменилось восприятие святыни в Новом Завете по сравнению с Ветхим? Неверно сказать, что традиционное понимание святыни не сохранилось. Как в Евангелиях, так и в иных новозаветных текстах упоминаются вещи и явления, освящённые благодатью. Однако Новый Завет предполагает и новое понимание святыни, радикально отличное от всего прежнего, ведь Тот, Кто единственно Свят по природе, от Кого происходит само понятие святыни, входит в наш мир и становится человеком, открывая каждому из нас путь к святости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры в помощь людям с ментальными нарушениями
Оксана Артеменко из Мурманска — куратор в проекте «Особые встречи». Он создан фондом Андрея Первозванного для поддержки людей с особенностями развития и расстройствами в ментальной сфере. Оксана и волонтёры из разных городов с помощью видеосвязи устраивают для подопечных из социальных учреждений онлайн-встречи. Дают им возможность общаться, осваивать важные для жизни навыки, творчески выражать себя, дистанционно бывать на экскурсиях, мастер-классах и других событиях. Также участники проекта навещают подопечных лично.
Оксана помогает особенным людям уже давно. В Мурманске женщина проводит для детей и взрослых с умственными нарушениями творческие, развивающие занятия. «К сожалению, многие не хотят с ними работать — не видят смысла. Да, они другие, но у них есть свои способности — кто-то вышивает, кто-то разбирается в технике и так далее. И, конечно, каждый просто нуждается в поддержке, добром слове и участии ближних», — говорит женщина.
О проекте «Особые встречи» Оксана узнала из соцсетей — увидела объявление о наборе добровольцев и откликнулась. Сегодня она организует дистанционные и живые встречи подопечных и волонтёров. «По видео связи мы разговариваем, вместе путешествуем и не только. Также с командой проекта мы навещаем детей и взрослых лично. В прошлом году сделали сюрприз для жителей интернатов в Московской области. Они были несказанно рады увидеть нас вне экрана. Мы вместе пели, танцевали, играли. Очень тёплые воспоминания», — делится Оксана Артеменко.
Присоединяйтесь к волонтёрскому проекту «Особые встречи» и наполняйте жизнь особенных людей творчеством и радостью. Узнать об этом больше можно в группе «Особые встречи» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/vstrechafap
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
У нас в студии была старший научный сотрудник Института мировой литературы, кандидат филологических наук Елена Антонова.
Разговор шел о судьбе и творчестве писателя, журналиста, военного корреспондента Андрея Платоновича Платонова и о том, как в его произведениях отразилась история первой половины 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов