![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/10/jonathan-borba-pm52eH0uhFs-unsplash.jpg)
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Писатель-фантаст Кир Булычёв, автор знаменитого цикла рассказов о приключениях девочки Алисы из будущего, говорил, что не состоялся бы как писатель, если бы не его жена, Кира Алексеевна Сошинская. Они прожили в счастливом браке 46 лет. В знак любви к супруге писатель взял её имя в качестве своего творческого псевдонима.
Игорь Можейко — так звали писателя по паспорту — встретил будущую жену на студенческом вечере. Дело было в 1956 году. Молодой человек заканчивал Московский государственный институт иностранных языков, Кира училась на архитектора. В чью-то маленькую квартирку набилось тогда несколько десятков человек, громко играла музыка. Игорь пришёл с опозданием и не смог влиться в общее веселье. Сидел у окна, смотрел, как в вечерних сумерках зажигаются фонари. А потом вдруг оглянулся и увидел её. Девушка в модном платье-сафари стояла в одиночестве и, кажется, тоже скучала. Игорь не мог отвести от незнакомки глаз. Ему было неловко, но он ничего не мог с собой поделать. Позже писатель признавался, что в это время в его голове возникла настойчивая мысль: «Я женюсь на этой девушке».
Кира Алексеевна рассказывала, что в тот момент, поймав взгляд Игоря, неожиданно подумала то же: я выйду за этого парня замуж. Об этом удивительном совпадении супруги узнали уже после свадьбы, когда вспоминали своё первое знакомство. Игорь заговорил с Кирой первым, и вскоре молодые люди чувствовали себя так, будто знакомы уже много лет. Выяснилось, что оба в ближайшее время запланировали поездку в Крым. Там они и договорились встретиться в следующий раз. В Алуште, сидя на склоне горы и любуясь бесконечным морем, Игорь и Кира признались друг другу в любви. Годы спустя Кир Булычёв запечатлеет этот момент в своём романе «Река Хронос».
В январе 1957 года Игорь и Кира поженились. И почти сразу же уехали в Бирму — так раньше называлась страна Мьянма — туда молодого специалиста после окончания института распределили переводчиком. В свободное время Игорь работал над своей научно-популярной книгой «Семь из тридцати семи чудес». Однажды он дал рукопись жене. Под впечатлением от прочитанного, Кира сделала несколько карандашных набросков. Когда Игорь увидел её рисунки, он воскликнул: «Именно так я всё и видел!» С тех пор Кира Алексеевна создавала иллюстрации к его книгам. Тогда же Игорь Можейко взял себе в качестве псевдонима имя жены и девичью фамилию своей матери и стал Киром Булычёвым.
В 1959-м супруги вернулись в Москву, а через год у них родилась дочь. Девочку назвали Алисой. Впоследствии она станет прототипом самой известной героини Кира Булычёва — Алисы Селезнёвой. Писатель признавался, что произведения о приключениях девочки из будущего написал специально для дочери. «Алиса росла, и я подумал: а что же она будет читать? И решил написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке», — рассказывал он.
Дочь писателя вспоминает, что родители всегда поддерживали друг друга. Когда Кир Булычёв работал над очередным произведением, Кира Алексеевна брала на себя все заботы по хозяйству. А когда наступал её черёд работать над иллюстрациями, бытом занимался супруг. Кира Алексеевна тщательно оберегала покой мужа от слишком настойчивых журналистов, внимательно следила за графиком его творческих выступлений и брала на себя все организационные вопросы, чтобы у мужа было как можно больше времени для творчества. «Если бы не она, многих моих произведений просто не было бы написано», — с благодарностью говорил о супруге Кир Булычёв.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2018/02/pavel-manuscris-bizantin-1125-1150-Oxford-IN-0-1.jpg)
Апостол Павел
1 Кор., 134 зач., V, 9 - VI, 11
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть одна очень популярная в последние десятилетия фраза, которая звучит так: «Церковь — прежде всего больница для грешников, а не музей для святых». Именно эту фразу или же одну из её возможных вариаций многие христиане используют тогда, когда возникает необходимость объяснить как собственное недостойное поведение, так и грехи других христиан. Интересно, что мы не сможем встретить подобных оправданий в Священном Писании, однако мы с лёгкостью найдём там нечто совершенно противоположное: размышление о Церкви как о сообществе святых и крайнюю нетерпимость к проявлениям греха в церковной общине. Об этом писал, к примеру, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. Отрывок из 5-й и 6-й глав этого послания звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 5.
9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Глава 6.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Только что прозвучавший отрывок Первого послания к Коринфянам можно разделить на две части, посвящённые двум различным темам: в первой из них апостол написал об отношении к нечестию внутри церковной общины, а во второй — об одном из проявлений нечестия, которое заключается в стремлении решать возникающие конфликты сугубо мирскими способами, то есть путём привлечения внешних судей. Тема суда, конечно, увлекательная, и о ней можно было бы размышлять очень долго, но апостолу Павлу было непонятно, зачем вообще христианину судиться с другими христианами, ведь сами по себе тяжбы между христианами — унизительны: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7). Очевидно, что невозможность уступить христианину и внесение в церковную среду мирских подходов к решению межличностных конфликтов — это показатель нравственного упадка, показатель забвения о Христе, Который не искал Своего, Который смог стать слабым, но в конечном итоге победил диавола и смерть.
Разговор о суде как следствии охлаждения христианского духа стал продолжением апостольских размышлений об отношении к греху в церковной общине. С одной стороны, мы знаем слова Христа о том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2:17), а потому Он «пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17), следовательно, христиане не могут отталкивать от себя грешников лишь на том основании, что жизнь этих людей далека от евангельского идеала, напротив, мы должны всеми силами привлекать таких людей к Церкви, показывая им путь освобождения от греха. С другой же стороны, есть те люди, которые, придя в Церковь и покаявшись, в какой-то момент возвращаются к прежнему образу жизни, формально не порывая при этом с Церковью. В отношении таких людей апостол Павел предельно строг: с ними у христианина не должно быть никакого общения, Павел написал, что даже есть с ними за одним столом непозволительно.
Но почему так? Почему такая строгость? Неужели первые грешники чем-то отличаются от вторых?
Да, отличаются, и разница между ними носит принципиальный характер: у христиан есть возможность не совершать тяжёлые грехи, если же мы их совершаем, то это наш свободный выбор, и за такой выбор необходимо нести ответственность. Мы можем оправдывать свои грехи как угодно, но позиция апостола Павла проста и однозначна: тому, кто после покаяния продолжает подражать мерзостям нехристианского мира, не место в церковной ограде, по той простой причине, что «неправедные Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9).
Звучит это, конечно, страшно, и практика современной нам Церкви иная: Церковь принимает всех и никого не отталкивает, но нам всё же не стоит забывать об апостольском отношении к тяжёлым грехам христиан.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать добровольцем и помочь пострадавшим людям в зоне конфликта
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/08/Dobrovolcy-1-1.jpg)
Антон Чучко — в прошлом профессиональный спортсмен, восьмикратный чемпион России по триатлону, много лет входил в состав олимпийской сборной. А сегодня он доброволец Русской Православной Церкви. Мужчина регулярно бывает в зоне боевых действий и помогает пострадавшим людям.
О том, что Церковь набирает волонтёров Антон узнал от друзей в 2022 году. И тогда впервые поехал в Мариуполь, ремонтировать дома местных жителей. Потом началась мобилизация, которая коснулась и его семьи — сын Егор ушёл на фронт и спустя время трагически погиб в бою. После этого желание Антона помогать людям в зоне конфликта только усилилось. В память о сыне он отправился в госпиталь города Донецка, ухаживать за ранеными...
Мужчина был восхищён жителями Мариуполя и Донецка, с которыми познакомился во время волонтёрских поездок. Его удивили пенсионеры, сохранявшие оптимизм даже в самых сложных ситуациях, удивили не по годам мудрые молодые люди, работавшие в госпитале, а ещё сильные духом бойцы
Совсем скоро Антон снова поедет помогать пострадавшим. Если вы тоже хотите потрудиться в зоне конфликта, присоединяйтесь к добровольцам. Для этого заполните анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Или позвоните по телефону горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70 70 222
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Родословие русского казачества». Наталья Иртенина
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/03/Natalja-Irtenina.jpg)
Гостьей программы была писатель, исторический публицист Наталья Иртенина.
Разговор шел о родословии русского казачества, об истории различных казачьих ветвей и родов.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час