Художника Карла Улофа Ларссона в Швеции называют певцом семейного счастья — его картины наполнены домашним теплом, детскими играми и смехом, уютными бытовыми сценками из жизни большого семейства. На своих ярких, жизнерадостных акварельных полотнах Карл Ларссон изображал собственную семью — у художника и его горячо любимой супруги Карин было восемь детей.
Карл и Карин познакомились в Париже, в коммуне скандинавских художников, в 1879 году. Карин приехала во Францию за вдохновением. Карл — в поисках собственного творческого стиля. В Швеции он работал художником-карикатуристом в юмористическом журнале, иллюстратором в газете, а на досуге писал маслом. Но чувствовал: всё это не то, что ему действительно нужно. Карла и Карин сблизили общие взгляды на искусство, о котором молодые люди могли беседовать часами. С разговоров о художественной технике, цвете и новых течениях в живописи, незаметно переходили на личные воспоминания. Ларссон рассказал девушке о своём трудном детстве. Отец злоупотреблял спиртным, был жесток к жене и сыну. До такой степени, что однажды мать, опасаясь за свою жизнь, сбежала вместе с маленьким Карлом из дома. Они поселились в трущобах. Чтобы прокормить ребёнка, мать стала работать прачкой. Долгие годы Карла окружали нищета, неустроенность и отчаяние. А ему так хотелось простого семейного тепла и уюта!
От этих рассказов сердце Карин сжималось. Девушка прониклась глубоким состраданием к молодому человеку. Ей захотелось дать Карлу то счастье, которым он был обделён. Карин всей душой полюбила Ларссона. И её чувство оказалось взаимным. В 1883 году они поженились. На свадьбу родители Карин подарили молодожёнам дом — уютный особняк с мансардой в шведском городке Сундборне. Ларссоны назвали его «Маленькая хижина». Там в 1884-м родился их первый ребёнок — дочь Сюзанна. Карл стал работать преподавателем в художественном колледже. А Карин приняла решение оставить творчество и всю себя посвятить семье, в которой, один за другим, появились ещё семеро детей — четыре девочки и три мальчика. Сколько бессонных ночей провели родители у детских кроваток! Хлопот с малышами было много, но ни Карин, ни Карла они не пугали. Наоборот, вдохновляли. Художник души не чаял в своих детях и почти каждую минуту проводил рядом с ними. Даже когда рисовал, улучив свободную минутку, он усаживал на колени кого-нибудь из младших. Дети стали главными героями полотен Карла. В своих картинах художник запечатлевал домашние игры и забавные сценки из собственной семейной жизни. Вот его малыши радуются рождественским подаркам, вся семья завтракает на воздухе под большой берёзой, дети помогают матери по дому. Карин создавала домашнюю атмосферу, ткала и вышивала подушки и занавески, мастерила оригинальные предметы интерьера. Благодаря её дару семейное гнездо Ларссонов получилось самобытным, уютным. Семейное счастье со всеми его радостями и огорчениями было центром творчества Карла Ларссона. В 1909 году он выпустил альбом акварелей «Дом, освещённый солнцем». Шведы с радостью раскупали его. Для них эти картины стали иллюстрацией того, что такое семейное тепло, забота и поддержка.
Карл Ларссон говорил: «Картины родного дома и семьи — дело всей моей жизни. В них — мои самые глубокие чувства, вся безграничная любовь к жене и детям». После кончины Карла и Карин их дети устроили в коттедже «Маленькая хижина» музей памяти своих родителей. Сегодня в дом, освещённый солнцем, приезжают посетители со всего мира. И в нём по-прежнему живёт любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Разные виды деятельности накладывают на человека различные степени ответственности перед окружающими. Например, одно дело тихо и мирно ремонтировать обувь. Ты в данном случае отвечаешь только перед заказчиком. Совершенно иная ситуация складывается, когда ты работаешь учителем. Тут уже в твоих руках оказывается будущее — ты несёшь ответственность перед многими людьми, отвечаешь за судьбу общества. О данной теме рассуждает в отрывке из 3-й главы своего послания апостол Иаков. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Апостол Иаков, сын Иосифа Обручника от первого брака, сначала не верил в то, что его сводный брат — Иисус — это Тот самый Спаситель. И даже пытался препятствовать служению Христову. Но чудо Воскресения всё изменило. Воскресший Спаситель явился Своему сводному брату и уверил его в том, что Он и есть Мессия. Иаков не только поверил во Христа, но решил посвятить себя служению Церкви, став впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви.
Иаков, конечно же, прекрасно понимал, что прошлого переписать невозможно. И люди прекрасно помнят, как он ругал Господа Иисуса, обличал Его, требовал прекратить проповедовать. Испытывая чувство покаяния, первый епископ Иерусалима служил ревностно, делал всё, чтобы искупить совершённые ошибки. Иаков также осознавал, что права на ещё какие-либо промахи у него просто нет. А потому к себе относился со всей строгостью.
Призывает Иаков к сдержанности, мудрости и своих читателей. Во-первых, святой предупреждает, что далеко не всем следует соглашаться на служение учителей и проповедников христианской веры. Иногда лучше заниматься менее заметным и ответственным служением. Ведь если ты взялся других учить вере, будь добр на деле соответствовать тому, в чём иных наставляешь. А если слова и поступки твои разнятся, значит, ты сам обрёк себя на обиднейшую неудачу.
Святой призывает с ответственностью относиться к дару слова. Язык — это то, что отличает человека от иных живых существ и то, что роднит нас с нашим Творцом. Господь с помощью Слова, через Слово сотворил наш мир. Сын Божий Иисус Христос проповедовал с помощью слова Своё спасительное учение и оставил его (это учение) нам через Своих апостолов. Мы, собираясь на богослужение, приносим Богу словесную бескровную жертву нашей молитвы. Таким образом, слово оказывается важнейшим инструментом нашего освящения, мостиком, который связывает нас с реальностью Царства Небесного.
Но апостол Иаков предупреждает, что слово может стать и инструментом погибели. В особенности тогда, когда оно наполнено злобой, ненавистью, презрением. И такого способа использования дара речи вокруг нас предостаточно. Что скрывать, сегодня многие наши современники с помощью мата не ругаются, а просто разговаривают. И не в состоянии как-то иначе выразить свои мысли.
Мат — не какая-то магическая история. Это, прежде всего, оскорбление и достоинства человека, и достоинства Бога. Ведь мат оскверняет ещё одну важнейшую способность каждого из нас — возможность дарить любовь, создавать новую жизнь. И такое оскорбительное поведение, в конечном счёте, приводит к общей деградации как матерщинника, так и общества, которое решило для себя, что нет ничего страшного в осквернении себя, и речи, и жизни как таковой. И ужасно, когда бранную речь позволяют себе те, кто претендует быть учителями общества. Будем же дорожить словом — удивительным даром Божиим. Чтобы с его помощью освящать, а не губить мир вокруг нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер