Однажды на съёмочной площадке я повстречала Клару. Женщину лет сорока пяти. Оказалось, что она в кино совсем не давно. Мне стало интересно, каким образом человек может изменить свою жизнь после сорока и прийти в новую профессию. Мы разговорились. Клара поведала мне свою историю:
В детстве она мечтала работать в кино. Но с мечтой пришлось расстаться, как только появилась семья. В тяжелые девяностые с мужем торговали одеждой на рынке. Поэтому она знала, как быстро почистить, привести в порядок костюм, если нужно. На торговле удалось заработать. Супруг основал собственную компанию. Клара занималась домом и детьми.
Казалось, такая жизнь будет продолжаться вечно: достаток, любящий муж, сын, дом — полная чаша. Что ещё пожелать?
Однажды вечером, вернулась с дачи. Вошла в квартиру и обмерла — муж лежал без сознания. Бросилась звонить в скорую. Приехали врачи, носилки, сирена, больница... Через 2 дня муж умер.
Кларе было 40 лет. В один миг лишилась любимого, опоры, достатка. Как жить? Что делать? Однажды вечером, не в силах больше переживать боль утраты, вышла на улицу. Тоска гнала прочь, ноги сами довели до Ленинградского вокзала. Там села в поезд и поехала в Санкт-Петербург. Почему именно туда? Не объяснить.
Приехала в Питер, позвонила давней знакомой. Та приютила, успокоила, посоветовала пойти в Александро-Невскую лавру.
Клара пошла. Долго молилась у мощей святого Александра Невского. Потом села на лавочку у стены, погрузилась в себя.
И вдруг заметила, что пространство вокруг огораживают лентой. Пришла съёмочная группа, отделила эту часть собора и начала снимать кино. При этом Клара оказалась на съёмочной площадке. Ее не выгнали, хотя других людей внутрь огороженного периметра не пускали.
Сначала она не обращала внимания на киношников. Но те всё время сновали туда-сюда, и Клара невольно стала наблюдать за ними. В какой-то момент у главной актрисы на светлом пальто появилось пятно. Все переполошились, костюмера найти не могли. Сердитый мужчина режиссёр, уже начал повышать голос. И тогда Клара на автомате достала влажную салфетку и предложила помочь. Для нее не было никакой сложности в удалении пятен — пригодился опыт работы с одеждой. Удивленные киношники поблагодарили.
В следующей сцене заметила, что костюм героя сидит не очень опрятно и помогла привести в порядок. Для кинематографистов участие Клары в процессе стало подарком! Ей предложили остаться.
За съёмочным процессом день пролетел незаметно. И только вечером выходя из храма, моя приятельница заметила, что впервые за много месяцев, напевает что-то себе под нос.
Три дня она снимала кино в Санкт-Петербурге, не в силах поверить в это. Вернулась в Москву вместе с киношниками. И съёмочный процесс продолжился. Потом появилось предложение работать на новом кинофильме. А следом пришло желание учиться и развиваться в новой интересной профессии.
Еще пару месяцев назад казалось, что жизнь потеряла смысл. Но с помощью святого Александра Невского открылась новая дверь, появились люди, которым оказались необходимы умения и навыки Клары. Пришло желание жить и творить.
Сейчас из просто помощника реквизитора она доросла до художника по костюмам. Работает на съемках исторические сериалов с самыми сложными костюмами.
А я не перестаю дивиться промыслу Бога и том, как Он может утешить, помочь пережить утрату и дать человеку именно то, что сделает счастливым — возможность реализовать свои таланты.
Автор: Светлана Душевная
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова