![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/04/jorg-angeli-S56zN8cV5fk-unsplash-1-1.jpg)
Фото: Jörg Angeli / Unsplash
Легенда о короле Артуре вдохновила не одно поколение мальчишек. Какой юный мечтатель ни хотел бы оказаться на месте знаменитого короля Англии и вытащить меч из таинственного камня? Интересно, что у того самого камня имеется вполне реальный исторический прототип. К тому же, имеющий библейский корни. Это, так называемый, Скунский камень или камень праотца Иакова.
Скунский камень в наши дни хранится в Шотландии в знаменитом Эдинбургском замке, но в прошлом на протяжении семи столетий эта реликвия находилась под троном английских монархов в Вестминстерском аббатстве Лондона. По виду Скунский камень — прямоугольный кусок песчаника размером примерно метр на полтора и весом около 150 килограммов. Даже самые привередливые историки признают, что возраст этой реликвии превышает три тысячи лет, а песчаная порода, из которой камень состоит, происходит с Ближнего востока.
Согласно преданию английских христиан Скунский камень упоминается в Библии — при описании жизни святого Иакова. Тот, путешествуя по Палестине, однажды заночевал прямо в поле, а в качестве подушки использовал камень. Иакову приснился чудесный сон — он увидел лестницу от земли до неба, по которой сходили и восходили ангелы. Проснувшись, Иаков возлил елей на камень (освятил его) и объявил поле Домом Божьим.
Как же камень, лежавший где-то на Ближнем Востоке, оказался на Британских островах? Предание утверждает, что его как святыню привезли на Туманный Альбион древние христиане. Впоследствии Скунский камень находился у святого Колумбы, жившего в шестом веке и ставшего христианским просветителем Шотландии. На камне он совершал Литургию как на церковном престоле.
Кстати, откуда взялось название Скунский камень? В первом тысячелетии камень святого Иакова хранился в Скунском замке, бывшем когда-то резиденций шотландских правителей. Они (правители) настолько трепетно относились к реликвии, что положили его в основание своего трона. В XIII веке Скунский камень был захвачен англичанами, которые вели с Шотландией войну, и также помещен в основание трона, но уже Вестминстерского аббатства Лондона. Все британские монархи, включая и Елизавету Вторую, короновались, восседая на камне святого Иакова.
Скунский камень не просто археологическая ценность. В 17 веке произошло объединение монархических родов Англии и Шотландии. С тех пор он является общей христианской святыней английского и шотландского народов, которые на протяжении веков верят, что камень Иакова — святое и непоколебимое основание британской монархии. В 1996 году английское правительство решило восстановить историческую справедливость и распорядилось перевезти камень святого Иакова из Лондона в Эдинбург. 30 ноября того же года, в день Святого Андрея, Скунский камень вернулся в Шотландию.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Весна духовная»
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2025/02/aleksei-zaitcev-1tBuA5FHe6I-unsplash.jpg)
Фото: Aleksei Zaitcev / Unsplash
Так вышло, что в нашей семье первой воцерковилась старшая дочь, Даша. В 14 лет начала она петь в церковном хоре — а я в то время лишь изредка заходила в храм свечку поставить. И представления о Великом посте у меня были самые поверхностные: мяса есть нельзя, яиц нельзя, сыра тоже... Ничего животного происхождения! Это вызывало у меня лишь недоумение: и так-то живём небогато, есть еда — и хорошо, а тут ещё ограничения какие-то... Непонятно, зачем, и вообще — тоска. Даша тем временем начала поститься и отказываться от омлета на завтрак, предпочитая кашу на воде.
Но однажды воскресным утром она ушла в храм, а мне оставила открытку на кухонном столе. Это был очень красивый, яркий картонный прямоугольник: на тёмном фоне — берёзовая ветка со свежими весенними листьями. И слова курсивом: «Великий пост — весна духовная». Сначала моё внимание привлекла, конечно, картинка. Увидеть, пусть на открытке, весеннюю зелень, когда за окном так промозгло и снежно, — уже радость. А потом я задумалась над надписью... Так значит, Великий пост — это не про еду?
С тех прошло много лет. Даша давно уже управляет двумя хорами — церковным и народным. А мне всё ещё помнится то далёкое утро, когда я начала понимать: Великий Пост — это движение к свету, к обновлению, к вечной жизни с Богом... И та берёзовая веточка — помнится.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 февраля. О России и Церкви
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
9 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке в Москве.
В своём первосвятительском слове по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о России и Церкви.
В истории Церкви не должно быть времен, которые бы мы назвали передышкой, отдохновением. И это наше время, которое внешне представляется очень благополучным. Это не время отдыха и не время расслабления. И в первую очередь я бы хотел, чтобы меня услышали, а многие услышат, и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно те, кто является активом в приходах, в епархиях и поддерживает добрые начинания Церкви.
Наша молитва сегодня особенно об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся об этом и говорим: «Многие ополчишася на нас». Я уже об этом говорил неоднократно, еще раз подчеркнул. Ополчились не из-за того, что мы кому-то угрожаем войной или еще чем-то. Нету ничего этого. А за что ополчились? Вот я иногда спрашиваю западных коллег, за что? Ну ясно, если бы мы были бы совсем-совсем другие. Другая бы внешность, другая бы культура, другая бы история. Но мы же часть этого просвещенного мира. В чем дело? Мы же такие. А нам говорят, нет, вы внешне такие. А если вас копнуть, совсем не такие. И они правы. Потому, что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия будучи современным, развитым в научном, в техническом отношении Государством, идет этим путем, где соединяется как бы и вера, и знания, и современная культура с религиозностью современного человека.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 февраля. О святом Стефане Пермском, входящем в сонм Коми святых
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 11 февраля. Собор Коми святых.
О святом Стефане Пермском, входящем в сонм Коми святых — священник Стахий Колотвин.
Глава Собора всех Коми Святых преподобный Стефан Пермский дает практически пример для решения любой современной задачи для каждого из нас. Не только для миссионеров, не только для священников. Смотрим, приходит преподобный Стефан и срубает прокудливую березу. Ну, то самое святилище, которое наделяли неким магическим смыслом, и за которым стояла наверняка реальная бесовская сила, что чувствовали запуганные языческие души вот этих северных племен. Но мы видим, что если бы он пришел только с агрессией, если бы он пришел как разрушитель, да, люди бы, может, испугались его, испугались как посланца князя, но никогда бы не последовали за ним. Но мы видим, как святитель Стефан для начала, прежде чем что-то рубить, берет и изучает греческий язык. Не потому, что он ему нужен для общения с греками, а чтобы переводить с греческого на коми, что он готовится послужить людям. Так и ты, конечно, когда решаешь любую проблему, где-то не обойтись без радикальных шагов. Где-то придется делать людям неудобно для их же пользы. Но если перед этим ты не вложишься в любовь к ним, не предпримешь усилия, не потратишь время на подготовку, то ты просто наломаешь дров. А если ты с любовью и заботой подойдешь к решению проблемы, то, возможно, люди и сами свою прокудливую березу перед тобой срубят.
Все выпуски программы Актуальная тема