Писатель Иван Сергеевич Шмелёв в своём романе «Лето Господне» рассказывал, как ребёнком внимательно слушал на Литургии молитву Символ веры. В радостных словах: «чаю Воскресения мертвых» маленькому мальчику слышалось приглашение к чаю. «Я думал, что это там дают по воскресеньям чаю, как нам», — писал Шмелёв. Такая ассоциация наверняка возникла у писателя не случайно. Чай в русской традиции уже тогда был символом гостеприимства и домашнего тепла. Как же это произошло, и каким был путь чая на русскую землю?
Впервые в 1567 году об удивительном отваре, который дарит бодрость, рассказали царю Ивану III атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае. А спустя семь десятков лет, в 1638-м, чай привёз из западной Монголии царский посол Василий Старков, как дар царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского правителя Алтын-хана. Постоянные же поставки ароматного напитка в Россию начались уже при Алексее Михайловиче. По легенде, царя мучили боли в животе. Никакие лекарственные отвары не помогали, и только чай принёс государю исцеление. После этого Алексей Михайлович приказал организовать регулярные закупки чудесного напитка.
Веками чай везли в Россию из Китая. Важное значение в чайной торговле имел небольшой пограничный бурятский городок Кяхта. Там товар упаковывали и распределяли по направлениям — в Москву, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Иркутск. Напиток так полюбился россиянам, что отодвинул на второй план традиционные и популярные прежде сбитень, квас, кисель и взвар. Французский писатель и путешественник Астольф де Кюстин, посетивший Россию в первой половине XIX века, делился впечатлениями: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи», — писал он. Действительно, в России чаепитие стало по-настоящему семейной традицией. За кипящим самоваром домочадцы делились новостями, обсуждали насущные дела и важные вопросы.
В России стали появляться целые династии чаеторговцев — «чайников», как их тогда называли. Знаменитыми московскими «чайными королями» были, к примеру, купцы Сабашниковы, Поповы, Перловы. Кстати, именно Сергей Перлов открыл в Первопрестольной, на улице Мясницкой, знаменитый чайный магазин, напоминающий китайский дворец. А в китайском городе Ухань в конце XIX века именно русские чаеторговцы построили на свои средства православный храм в честь святого праведного князя Александра Невского.
В начале ХХ века Россия в употреблении чая опередила даже родину напитка — Китай. Тогда же была предпринята первая попытка выращивать отечественный чай. В 1907 году агроном и селекционер Иуда Антонович Кошман заложил самую северную в мире плантацию — в селе Солохаул недалеко от Сочи. И вошел в историю как основоположник краснодарского чая. Семена и саженцы с плантации Кошмана дали начало практически всем краснодарским чайным хозяйствам. В 1930-ые чайное производство появилось в советских республиках Грузии и Азербайджане. И по сей день чай остаётся важной частью русской культуры. Тёплый, согревающий и полезный напиток, как и несколько веков назад, собирает за столом семьи, друзей и коллег и дарит радостные моменты душевного единения.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.