![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Я не раз убеждалась, как важно постоянно читать Священное Писание. Читать и правильно понимать. К сожалению, не могу сказать о себе, что у меня это получается исполнять неукоснительно, но честно стараюсь прочитывать хотя бы одну главу Евангелия в день. Помню, как непросто было вначале, как постоянно обращалась к толкованиям. Да и сейчас нередко приходит осознание, что без пояснений святых отцов даже, казалось бы, хорошо знакомый евангельский текст понимается или неточно, или неполно.
С апостольскими посланиями отношения ещё сложнее. Может, поэтому мне особенно близка глава Деяний апостолов, в которой рассказывается о встрече святого Филиппа с эфиопским вельможей. Помните, как апостол спросил у него, понимает ли тот, что читает из пророка Исаии? А евнух ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?»
В этом месте всегда вспоминаю свою встречу с человеком, который явно нуждался в таком наставлении.
Мы возвращались в Москву из нашего любимого монастыря. Он находится в небольшом городке Костромской области, и единственный поезд в столицу проходит здесь ночью. После вечернего богослужения мы ещё раз приложились к монастырским святыням, получили у матушки игумении благословение на дорогу, вызвали такси и отправились на вокзал.
Таксист оказался общительным и охотливым поговорить на духовные темы. Без труда распознав в нас паломников, сразу же радостно объявил, что он тоже верующий. В первый момент и мы обрадовались, но быстро поняли, что речь идёт о пресловутой вере в душе. То есть в храм Виктор, наш новый знакомый, если и ходил, то по большим праздникам и ненадолго — только свечку поставить. О том, что надо исповедоваться и причащаться, слышал, но посчитал, что не ему, потому что он «живет, как все». В общем, история с Виктором до боли напоминала то, что происходило со многими нашими родными и знакомыми. Да и сами мы не так давно поняли важность того, что пока не открылось нашему водителю.
Но у Виктора мы вдруг обнаружили замечательное качество — живой, искренний интерес к Священному Писанию. Читал он и Ветхий Завет, но всей душой тянулся к Новому, особенно к Евангелию. Причем, совершенно очевидно относился к людям думающим и сердцем чувствовал, что многое в Благой Вести понимает неправильно. В его окружении людей воцерковленных не было. Поэтому он постарался получить максимум пользы от нашего короткого общения. Мы благополучно доехали до места назначения, а Виктор не спешил с нами расставаться — вызвался донести вещи до вокзала, продолжая задавать вопросы.
В основном они касались Пресвятой Богородицы. Тайна Боговоплощения не укладывалась в его голове, и к Матери Божией он относился как к обычной женщине, которая зачала Сына естественным образом, от мужа. По мнению Виктора, родословие Христа, которое заканчивается Иосифом, указывает на то, что этот праведник и является отцом Господа.
Вот тут-то я поняла, что не зря ходила в воскресную школу для взрослых на беседы по Евангелию, не зря читала Священное Писание с толкованиями! К счастью, Новый Завет был у меня с собой, и, устроившись на лавочке в зале ожидания, мы открыли самую первую главу Благой Вести. Мысленно помолившись и попросив у Господа помощи в непростом, но важном деле, я начала объяснять Виктору:
— Понимаете, апостол Матфей писал Евангелие для иудеев. А у них было принято составлять родословную не по женской, а по мужской линии. Но косвенно родословие Иосифа является таковым и для Девы Марии — ведь жену иудеи брали только из своего рода... Да, Евангелист Матфей дал родословие Христа по плоти — но указал на зачатие Богородицы от Святого Духа. Вот же, читайте: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого». И вот ещё, дальше, апостол приводит слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына».
Не так уж много успели мы сказать Виктору. Но хорошо помню его заинтересованный взгляд и удивлённый тон: «А мне это почему-то в голову не приходило...»
Много лет прошло, а мне помнится этот случай. Надеюсь, и Виктор не забыл наш разговор, и, как искренне тогда пообещал, пошёл в православный храм. Мобильных телефонов у нас в те годы еще не было, контактами мы не обменялись. Но до прибытия поезда нам удалось разъяснить, когда бывают службы в монастыре и в какое время лучше прийти на беседу к батюшке. А еще под мою диктовку Виктор успел записать на невесть откуда взявшемся листочке бумаги: «Благовестник» блаженного Феофилакта Болгарского. Название книги, которая толкует почти весь Новый Завет и может дать ответы на многочисленные оставшиеся вопросы. Дай Бог и нам всем разумения.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Hram.png)
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/08/image-30-06-23-06-16-1-1.jpg)
Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.