«...После завтрака дошкольник Серпокрылов имел обыкновение прогуливаться по деревне. Проводив на работу своего папашу, уважаемого слесаря Серпокрылова, дошкольник надевал офицерскую фуражку, закидывал на плечо винтовку, сделанную из водопроводного железа, и выходил в дозор».
Это был голос прозаика, поэта, живописца и скульптора — Юрия Коваля. Он читал отрывок из своей знаменитой повести 1975-го года «Недопёсок» — о приключениях детёныша-песца по кличке Наполеон III, сбежавшего со зверофермы. Упомянутый дошкольник Серпокрылов — это Лёшка, спасатель и покровитель Наполеона.
Юрия Иосифовича Коваля нет на свете уже более четверти века, а количество людей, влюблённых в эту книгу — растёт. Знаю не понаслышке.
...В весенние дни 2020-го, в самом начале пандемии коронавируса, когда сердце сдавливала тревога за многое и многих, я позвонил одному своему другу-писателю с вопросом: что бы мне такого перечитать утешительного — из художественной словесности. Может, детского? «...Перечитай всехнего, — ответил совсем по-детски мой товарищ, — возьми Коваля, „Недопёска“. Хорошо, что в этой повести совсем нет взрослых».
«Но их же там полным-полно, — возразил я. — Директора школы и фермы, родители школьников, сельчане». «Ну, какие же это взрослые», — ответствовал мой друг. И смущённо напомнил слова Спасителя: «будьте как дети»... «
А я вспомнил, перечитав повесть, что поэт Арсений Тарковский называл ковалиную книгу о песце «с платиновым мехом» — «одной из лучших книг на земле». Вспомнил слова самого Коваля, что он пишет свои книги так, будто пишет их для маленького Пушкина...
Но к читателю своему Юрий Коваль в советские годы шёл трудно: после того как журнал «Новый мир» не принял его рассказы, отрекомендованные выдающимся прозаиком Юрием Домбровским, он, попросту говоря, «завязал» с литературой «взрослых»: там было тесно и душно.
А повесть о недопёске — это сказание о том, как душа тянется к свободе. Повесть о любви. О подвиге. О возрастании души. И нигде — напрямую. Только — через образ и мягкий юмор. Как и положено в настоящей детской, то есть «всехней» литературе.
«Гордый, независимый стоял Наполеон у входа в конуру. Как мантия, стелился по земле его императорский хвост, и, как символ власти, держал он в зубах мотоциклетную перчатку...
Наверное, страсть к приключениям заложена была в перчатке с детства, и хоть потрепали ее, покусали — она прожила яркую жизнь и, если б пришлось начать сначала, снова пошла бы тем же путём».
Давайте завершим нашу программу опять же — самим Юрием Ковалём. Но уже не авторским его чтением, а — тихим кухонным монологом на видеокамеру друга.
У себя в мастерской, среди полотен, скульптур и гитар, — зимою 1991-го года...
«...Я прожил, конечно, разные времена, и всегда старался оставаться художником. Но человеку важно оставаться самим собой, и в какой-то мере беречь себя... Невозможно понравиться всем, но художник должен знать про себя — одну фразу из Евангелия. Я выписал её специально, чтобы сейчас её сказать: „Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и [обратившись] не растерзали вас“.
...Как-то я вот помню это».
Это был голос чистейшего и честнейшего русского писателя — Юрия Коваля. Мы вспоминали его повесть 1975-го года — «Недопёсок».
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия