В Москве, на Зацепской площади, с XVI-го века селились ямщики. Там располагалась московская Ямская слобода. Сохранившийся до наших дней храм святых мучеников Флора и Лавра, которых почитают как покровителей лошадей, тоже построили ямщики. Это была их приходская церковь. А что ещё известно о ямщиках и их непростой и очень востребованной в минувшие столетия профессии?
Название «ямщик» произошло от тюркского слова «дзям», в русском звучании — «ям», что в переводе значит «дорога». Так в древней Руси назывались остановочные пункты, где конные путники могли передохнуть, сменить лошадей или оставить почту. Сеть ямов основали на русских дорогах татаро-монголы в период ига. Они же ввели и так называемую ямскую повинность — выбирали самых сильных, выносливых крестьян с лошадьми, и определяли их в «ямчи» — то есть, проводники. Такие крестьяне были обязаны возить ханских посланников или доставлять от них послания туда, куда прикажут. Вот так и появились на Руси ямщики. После свержения татаро-монгольского ига они перешли на государственную службу, которая стала называться «ямской гоньбой» — от слова «гнать», то есть, быстро ехать. Вот как описывал это в XVI-м веке австрийский посол Сигизмунд Герберштейн: «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади», — писал дипломат. Ямщики, прежде всего, развозили чиновников, доставляли важные депеши и грузы. Занимались они и перевозкой частных лиц. Правда, чтобы воспользоваться услугой ямщика для проезда на дальнее расстояние, простому пассажиру необходимо было получить специальное разрешение — подорожную грамоту.
Ямщики с их нелёгкой и важной государственной службой были на особом счету у русских правителей. В XVI веке царь Иван Третий установил для несущих ямскую повинность ряд привилегий. Например, ямщики освобождались от воинской обязанности. Они не платили податей и получали в собственность землю. Неудивительно, что находилось весьма много желающих «пойти в ямщики». Однако отбор был строгим. Рассматривались только те кандидаты, которые могли подтвердить свою добрую репутацию письменным поручительством своего приходского священника. Ямщик давал присягу, в которой обязался нести службу с честью. За исполнением этой присяги строго следили в Ямском приказе — управляющем органе, который учредил царь Иван Грозный.
Французский монах Жан-Франсуа Жоржель в своей книге «Путешествие в Петербург в царствование императора Павла I» писал о том, что русские ямщики везут очень быстро, почти всю дорогу лошади несутся вскачь. Интересно, что этот факт не обошёл вниманием и Николай Васильевич Гоголь. В поэме «Мёртвые души», сравнивая Русь с птицей-тройкой, он писал: «ямщик, борода да рукавицы, привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход». Примерно с XVIII-го столетия ямщики начали заниматься не только дальними перевозками, но и появились на улицах городов. По сути, ямщицкая пролётка стала первым общественным транспортом, и служила для горожан чем-то наподобие современного такси. Правили ямщики и «конками» — первыми трамваями на лошадиной тяге. И только в начале ХХ века ямщиков с улиц и дорог постепенно вытеснили автомобили, автобусы, трамваи и поезда.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.