Эта история произошла со мной в детстве. В студии детского творчества, куда нас водили с сестрой Юлей, мы праздновали Рождество Христово. Накануне вечером наша мама специально напекла печенья. Положив угощенье в корзинку и прикрыв полотенцем, мы взяли его с собой на праздник. Какой славный был вечер! Мы вместе пели колядки, водили вокруг ёлки хоровод, читали стихи о том, как родился Младенец Христос. А потом мама взяла корзинку, от которой вкусно пахло корицей и мандариновой корочкой, и начала угощать всех печеньем. Людей собралось много, а корзинка была небольшая. Поэтому мама раздала каждому по одной печеньке. Однако угощение ещё оставалось, поэтому мама раздала ещё по три штучки. Но печенье всё не заканчивалось. И тогда мама раздала ещё по пять печенек каждому. И потом ещё по половинке. И тогда кто-то сказал, что произошло настоящее чудо, как в Евангелии, когда Христос накормил пять тысяч человек двумя рыбками и пятью хлебами. И дети, и взрослые радовались, а мы с Юлей были самыми счастливыми, потому что печенье испекла наша чудесная мама.
Я всегда вспоминаю эту историю в Рождество. Одно из праздничных песнопений, которое поётся в этот день, очень точно передаёт мои чувства и радость Божьего чуда, произошедшего в детстве, — это праздничный антифон Рождества Христова. Слово «антифон» переводится с греческого языка «звук напротив» или «отвечающий звуком на звук». В древние времена антифоны пели поочерёдно двумя хорами — то есть хоры будто отвечали друг другу. Всего Рождественских антифонов два. Они исполняются друг за другом в начале литургии — главного христианского богослужения, во время которого совершается Таинство Евхаристии (то есть Причастие). Первый из антифонов, о котором мне хотелось бы рассказать, основан на тексте 110 псалма царя Давида и состоит из четырёх стихов — коротких строчек, соединённых общим припевом: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая строчка песнопения звучит так: «Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои» или по-церковнославянски «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м,/ пове́м вся чудеса́ Твоя́».
Давайте послушаем первую часть песнопения:
После припева следует вторая строка: «Среди собрания праведных и среди общины велики дела Господни» или по-церковнославянски «В сове́те пра́вых и со́нме/ ве́лия дела́ Госпо́дня».
Послушаем вторую часть:
Третья строчка звучит так: «О них размышляют все, кто любит Его» или по-церковнославянски «Изы́скана/ во всех во́лях Его́».
Послушаем третью часть:
Текст четвёртой строки песнопения таков: «Хвала и великолепие — дело Его, и правда Его пребывает из века в век» или по-церковнославянски «Испове́дание и великоле́пие де́ло Его́,/ и пра́вда Его́ пребыва́ет в век ве́ка».
Послушаем четвёртую часть песнопения:)
Рождественское песнопение завершается словами «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» и припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».
Предлагаю ещё раз вместе послушать антифон Рождества Христова полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер