— Наконец-то я тебя увидел!
— Простите, это вы мне?
— Нет-нет, извините! Просто вырвалось — мысли вслух. Дело в том, что я очень давно хотел увидеть эту картину. Можно сказать, ради неё прилетел в Иркутск из Москвы.
— Понимаю! «Нищая» кисти Ильи Ефимовича Репина — полотно знаменитое. Искусствоведы считают, что именно с него Репин начался как великий портретист. Историк русского искусства Игорь Грабарь говорил, что это лучшая из ранних работ художника. Недаром картину мечтала заполучить в свою коллекцию Третьяковская галерея.
— Да, я знаю эту историю! Взамен Третьяковка предлагала Иркутскому художественному музею репинский портрет писателя Льва Толстого и в придачу ещё несколько этюдов художника. Но сотрудники музея на уговоры не поддались.
— Не поддались! Теперь это наша, иркутская жемчужина.
— Она действительно необыкновенная. «Нищая» — это ведь всего лишь этюд, своего рода художественное упражнение живописца. Но какой! По своей внутренней силе он мощнее, чем некоторые до мелочей отточенные полотна.
— Согласен с вами! Слёзы на глаза наворачиваются, когда смотришь на эту маленькую девочку. Поношенный кафтанчик весь в заплатках. Лохматые, нечёсаные волосы, брови и даже ресницы выгорели на ярком солнце. Вероятно, она целый день вынуждена проводить под его палящими лучами — помогать отцу ловить рыбу. Видите, в натруженных совсем не по-детски руках у девочки — рыбацкая сеть. Кстати, второе название картины — «Девочка-рыбачка».
— Репин писал этот портрет с натуры. Лето 1874 года художник вместе с семьёй проводил в небольшом городке Вёль на юге Франции. Девочка на картине — местная жительница. По собственному признанию Репина, она до боли в сердце напомнила ему обездоленных детей его родины. Желая помочь, живописец дал девочке несколько монет. И попросил разрешения её нарисовать.
— Правда, Илья Ефимович потом жаловался, что это оказалось непросто. Девочка всё время вертелась, ей было трудно устоять на месте.
— Это свойственно всем детям! И всё же за короткое время художнику удалось уловить не просто внешнее сходство. Глядя на картину «Нищая», мы чувствуем внутреннее состояние девочки, улавливаем её мысли, чувства, переживания. Перед нами настоящий психологический портрет.
— Знаете, каждый раз, когда я смотрю на эту картину, думаю о том, какую необычную композицию выбрал художник. Девочка максимально приближена к переднему краю полотна. Живописец как будто хочет сказать: те, кому нужна помощь, рядом. Они — наши ближние.
— Это ощущение и меня не покидает!
— Илья Ефимович в детстве и сам знал нужду. Когда отца художника забрали в солдаты, некогда зажиточная семья Репиных обеднела. Живописец вспоминал, что в те времена черный хлеб с крупной серой солью был для него самым большим лакомством.
— А встав на ноги, художник помогал бедным. Ещё в молодости он принимал активное участие в деятельности Императорского Человеколюбивого общества. Одну из своих картин — удостоенное Золотой медали Академии художеств полотно «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх осуждённых» — художник продал на благотворительном аукционе. Деньги были переданы в пользу голодающих. Ну, а в своём имении «Пенаты» Репин каждую среду устраивал бесплатные обеды для бедняков. Он говорил, что добрые поступки делают людей добрее. Какая уж тут скупость!
— Неудивительно, что образ маленькой бедной девочки-рыбачки нашёл в душе художника такой живой отклик. Действительно, в этой картине остро чувствуется евангельский призыв помогать ближнему своему. Полотно Ильи Репина «Нищая» вдохновляет творить добро!
— Вы правы! И мне кажется, что этот необыкновенный портрет способен растопить даже самые чёрствые сердца.
Картину Ильи Репина «Нищая. Девочка-рыбачка» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица