— Эта.
— Зорро?
— Нет.
— Космонавт?
— Вот эта!
— Этого господина?
— Да!
— Но это невозможно.
— Почему?
— Ну, потому что это господин, живой. Мы не можем подарить господина.
— Почему?
— Пойдём отсюда, здесь столько чудесных игрушек, выбирай любую.
— Я хочу вот это!
Эрик Рамбаль-Коше, маленький сын миллионера, владельца «заводов, газет, пароходов», пришёл в магазин выбирать новую игрушку. Отец сказал ему, что он может взять всё, что только захочет. Но самые прекрасные и дорогие куклы и машинки мальчика совсем не заинтересовали. Его внимание привлёк... живой человек, журналист по имени Франсуа Перрен. Он только что устроился стажёром в газету и приехал в магазин игрушек делать свой первый репортаж. А вместо этого попал в очень странную историю. Сегодня поговорим о классике французского кинематографа — картине «Игрушка» 1976-го года. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Фильм снял режиссёр Франсис Вебер. Это была его дебютная работа. Критики тогда более, чем прохладно отнеслись к ленте. Она не получила ни одного фестивального приза, хоть и выдвигалась на престижную кинопремию «Сезар» сразу в трёх номинациях. Зато снискала высшую награду — народную любовь, которая вот уже несколько десятилетий заставляет зрителей снова и снова пересматривать эту нестареющую картину. В чём же её секрет? Может быть, в том, что говорит она о вещах, близких каждому из нас — о милосердии, сострадании, готовности прощать. И о том, что доброта и неравнодушие способны творить настоящие чудеса и преображать людей.
Но вернёмся к сюжету. Итак, избалованный сынок магната захотел в качестве новой игрушки получить... журналиста Франсуа Перрена, которого сыграл знаменитый французский комик Пьер Ришар. В другой ситуации мужчина просто посмеялся бы и ушёл восвояси. Но вот незадача: газета, в которой увязший в долгах Перрен рассчитывал устроиться на постоянную должность, принадлежала отцу мальчика, месье Пьеру Рамбалю-Коше. Как, впрочем, и магазин игрушек. Директор которого намекнул Перрену, что, если он не согласится на эту авантюру, оба они останутся без работы. Поэтому Франсуа... упаковали в деревянный ящик и отправили в особняк миллионера. Теперь он должен кататься с Эриком по дому на электронном автомобиле, носить пижаму с «мультяшными» героями и участвовать во всех играх эгоистичного мальчишки, который не забывает при каждом удобном случае напоминать бедняге Перрену: «Ты — моя собственность. Должен делать то, что я скажу».
Впрочем, таким ли уж эгоистичным был маленький Эрик Рамбаль-Коше? А может быть, у него перед глазами просто не было иных примеров, кроме собственного отца, который считал, что всё в этом мире можно купить за деньги? После нескольких дней пребывания Перрена в доме миллионера на правах «игрушки» его сына Эрика, история неожиданно получает новое развитие. В какой-то момент Франсуа решает положить конец происходящему абсурду и уходит из особняка. Но той же ночью в его дверь стучит главный редактор газеты. Оказывается, Рамбаль-Коше старший поставил ему условие: или он уговаривает своего подчинённого вернуться, или сам лишается работы. Но главное, редактор приоткрывает Перрену глубинные причины поведения Эрика. Оказывается, они кроются не столько в избалованности мальчика, сколько в его безмерном одиночестве. Дорогими подарками и исполнениями любых капризов отец-миллионер лишь откупается от сына, не давая ему настоящей отцовской заботы и внимания.
— Мне очень неловко, что я вас беспокою. Но президент Рамбаль-Коше просил меня повидать вас. Он хочет, чтобы вы вернулись — именно это он просил передать. Он вас ждёт.
— Скажите ему, что он уродует своего сына. Доброй ночи.
— Бедный ребёнок...
— Это он бедный?
— Он ребёнок от первого брака. Живёт у отца только месяц в году. Через неделю мальчик возвращается к матери. Может быть, вы могли бы уступить? Всего неделя...
Согласится ли Перрен на продолжение необычного эксперимента? Сможет ли достучаться до сердца мальчишки, а главное — его отца? Об этом нам расскажет фильм Франсиса Вебера «Игрушка». Кстати, Пьер Ришар называл роль в этой картине своей любимой. Несмотря на определённую комичность образа, он наполнил этого героя проникновенностью и драматизмом. В картине, безусловно, присутствуют разные смысловые подтексты — например социальный, отражающий ситуацию с безработицей во Франции 70-х годов ХХ века. Но главная её суть, по-моему, в том, что настоящее богатство — это любовь и доброе сердце, способное сострадать.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Помощь от Бога. Илья Муромский
Я часто получаю сообщения от знакомых с просьбой о материальной помощи: «Илья, выручай, срочно нужно столько-то» или «надо докупить до конца месяца то-то и то-то». Причём это происходит каждый раз, когда средств на счету остаётся ровно столько, сколько нужно, чтобы дожить до зарплаты.
Иногда такие письма приходят несколько раз в день, причём от одного и того же человека. Я перевожу столько, сколько могу. Но, честно сказать, внутреннее негодую, почему на роль спасителя снова выбрали меня?
Пару лет назад произошла история, которая изменила мое отношение к таким просьбам. Я тогда заканчивал учёбу в университете. Необходимо было сдать материалы по нескольким предметам, чтобы автоматом закрыть весеннюю сессию и начать подготовку к защите дипломной работы. Всё шло хорошо: я сдал почти все экзамены, оставил свою зачётку в учебной части и на некоторое время уехал за город, чтобы восстановить свои силы.
Я только вздохнул свежего лесного воздуха, как мне пришло сообщение из чата нашей группы, в котором староста написал, что сегодня — последняя возможность проставить зачет по экономике, кто получил его автоматом. Для этого нужно в течение двух часов приехать в университет вместе с зачёткой.
Внутри всё похолодело. Я совсем забыл,что этот зачет я еще не получил. Вернуться в Москву к назначенному времени я никак не успевал. Стал продумывать все варианты, как можно выйти из положения. Позвонить в учебную часть? Они скажут, что это — моя проблема, и будут правы.
Я начинаю писать однокурсникам, но все уже сдали экзамены и разъехались. И вдруг я вспомнил про своего друга, который сегодня точнодолжен быть в Москве.
Звоню ему, буквально умоляю приехать в университет, чтобы отдать мою зачётку преподавателю и объяснить ситуацию. «Слава Богу, что я оставил её в учебной части» — повторял я потом неоднократно про себя. Друг сказал, что обязательно поможет и уже через час перезвонил мне с хорошими новостями.
Спустя пару дней, я узнал, что он после моего звонка бросил все свои дела, перенёс запланированные мероприятия и помог мне в критической ситуации. Он не отказал, он пожертвовал своим временем и силами для меня.
Преподобный Исаак Сирин говорил: «Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе принимает Божию помощь».
Как же важно слышать просьбы окружающих людей. Возможно, для тех, кто просит меня помочь, перевести им необходимую сумму, я тоже остаюсь единственным человеком, кто в данный момент может им помочь...
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» — говорит Господь в Евангелии. Это — дар — возможность помочь. И необходимо не раздражаться, а всякий раз благодарить Его за то, что Он даёт нам шанс проявить свою христианскую любовь по отношению к ближним. Бог посылает нам тех, кто нуждается в нашей помощи, приближая через добрые дела к Царствию Небесному.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Яблочный пирог моей бабушки. Ольга Цой
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Просто поговорить. Анна Тумаркина
Когда я только крестилась, искренне не понимала, для чего православным христианам нужны такие длинные утренние и вечерние молитвенные правила, Последование ко святому Причащению, каноны, акафисты. Я читала в Евангелии от Матфея такие слова: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». И долгое время мне казалось, что практически все молитвы, кроме «Отче Наш» и «Господи, помилуй» — излишни. Слишком много слов. А Бог человека и без слов услышит, разве не так?
В том, что молитва нужна не только для того, чтобы передать Богу свои просьбы, меня убедил один случай из жизни. Хотя напрямую с молитвой он связан не был.
Однажды поздно вечером я ехала домой на самокате вдоль шоссе. Смотрела на дорогу, но и по сторонам оглядывалась. Внезапно нечто, увиденное по пути, заставило меня вздрогнуть и даже остановиться. Участок на тротуаре, огороженный полосатыми ограничительными лентами. Полицейские, «Скорая помощь» и автомобиль, разбитый практически полностью. Господи, помилуй! Пока ехала, в голове, словно металлический шарик, скакала мысль: «Об этом нужно рассказать мужу».
Я набрала его номер. Принялась, глотая слезы, рассказывать об увиденном. Просила: «Просто поговори со мной». Чем дольше мы говорили, тем легче мне становилось. В какой-то момент показалось, будто муж стоит рядом, обнимает. Даже тепло на мгновение почувствовала. Мы общались минут двадцать.
А когда супруг положил трубку, плакать уже не хотелось и ужас от увиденного совсем отступил.
Мне кажется, что и с Богом человеку иногда нужно просто поговорить. Бог всегда рядом с нами. Но иногда нужно время, чтобы почувствовать Его присутствие, согреться в отсвете Божественного пламени. И молитвенные правила, каноны, акафисты подходят как нельзя лучше.
В наше время необходимое количество молитв, читаемых утром и вечером, принято индивидуально обсуждать с духовником. У каждого верующего свое молитвенное правило. А я не отказываю себе в удовольствии молиться не только краткими молитвами. Все чаще хочется с Богом просто поговорить. И подольше почувствовать, что Он рядом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение