Зимой на территории нашего храма, что находится на окраине посёлка у железнодорожной станции «43-й километр», особенно красиво. Старые сосны и ели, растущие здесь много десятков лет, наряжены в огромные снежные шапки. Справа от храма — большой пруд. В центре пруда — остров, а на острове, через мостик, стоит небольшая деревянная часовенка с резными окнами. Её построил папа настоятеля храма отца Евгения, Аксентий Аксентиевич Дроздов. Человек с золотыми руками. Вообще-то по профессии он — учитель труда, но почему бы учителю труда не стать на закате лет зодчим? Часовенка и впрямь хорошая. Передняя часть её выступает прямо над водой — это купель. И в ней наш настоятель, отец Евгений крестит тех, кто пожелает принять крещение. В основном, конечно, летом. А зимой, в Праздник Крещения Господня, в этой купели батюшка проводит чин освящения воды. И все желающие могут, по русскому обычаю, трижды окунуться в неё.
Происходит это так: после вечерней праздничной службы священник в полном облачении с крестом в руках выходит из алтаря через центральные, Царские врата, и идёт к купели. За ним идут другие служители храма, певчие и прихожане. Хор в это время исполняет очень красивое песнопение, которое называется «Глас Господень». Песнопение состоит из трёх тропарей — коротких хвалебных песен, описывающих суть праздника. Давайте попробуем разобраться, о чём эти тропари, и послушаем их в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первый тропарь звучит так: «Глас Господа взывает на водах, говоря: "Все придите и примите явившегося Христа, — Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия"». Вот как эти строчки звучат на церковнославянском языке: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа».
Давайте послушаем первый тропарь.
Текст второго тропаря такой: «Ныне освящается водное естество, и Иордан разделяется и останавливает своё течение, видя крещающегося Владыку». Вот как эти строчки звучат по-церковнославянски: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема».
Послушаем второй тропарь.
Третий тропарь звучит так: «Как человек, пришёл к реке Иордан Христос Царь, и требует, Благой, рабского крещения от руки Предтечи ради очищения грехов наших, Человеколюбец». Вот как этот фрагмент звучит по-церковнославянски: «Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче».
Послушаем третий тропарь.
Текст всего песнопения повествует о событиях, когда Иисус Христос пришёл на реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Матфея, в этот момент на Спасителя сошёл Дух Святой в виде голубя и глас с небес возвестил «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
В песнопении Глас Божий призывает «прийти и принять явившегося Христа, Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия». Призывает полностью довериться Ему, то есть Господу, и жить по Его воле.
Давайте вместе послушаем песнопение «Глас Господень» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Журнал от 20.09.2024». Илья Кузьменков
Теперь каждую пятницу ведущие, гости и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин, Константин Мацан, Кира Лаврентьева и Главный редактор Радио ВЕРА Илья Кузьменков вынесли на обсуждение темы:
— Культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Преподобный Сергий Радонежский и значение паломничеств;
— Развитие малых городов России;
— Открытие памятника доктору Лизе.
Ведущие: Алексей Пичугин, Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
«Сыне Божий Единородный, приими мя в мудрость Твою»
Сыне Божий Единородный, приими мя в мудрость Твою. Ты еси глава всем сынам человеческим, их разум небесный, освящение и радость.
Ты — Тот, Кто одинаково добро помышляет обо всех людях — одна мысль, один свет. Тобою человек человека познает, Тобой человек человеку пророчествует. Твоим голосом люди друг друга слышат, Твоим языком понимают друг друга. Воистину, Ты — Всечеловек, ибо все люди по существу своему в Тебе, и Ты во всех и во вся. Ты созидаешь разум человеческий, когда тень Твоя разрушает его. Ты дал форму всему и запечатал всё Своей Мудростью. Ты из праха земного создал все сосуды и наполнил их песнью и радостью Святой Единой Троичности, но тень Твоя в каждый сосуд уронила каплю печали, которой печальные пишут жалобы на Тебя.
Господи Милостивый, играющий в объятии Матери Своей, Духом Святым оживотворённой, исправь разум мой Своим разумом, и очисти его светом Твоим от мыслей печальных, от мрачных предчувствий, от жалких поступков, Господи мой Величественный.
Ты наполняешь Собой душу Матери своей, Недра Её девственные. Ничто больше не вмещает Душа Её, только Тебя. Ты — свет Её и голос Её. Око Её и песнь Её.
Ты — слава Духа Святого, Его действие и Его плод — Его восхищение!
Господи Величественный, играющий в объятии Матери Своей, Духом Святым оживотворённой!
Ты — храбрость святой Троицы, героизм Её и Её история. Решился Ты луч тройственный направить в хаос и тьму, и стал свет — чудо, на которое очам не насмотреться, ушам не наслушаться, Творче очес и ушес.
И всё это чудо только бледная тень Твоя, только умноженное и искажённое отражение лица Твоего в осколках мутного зеркала.
Сердце моё жаждет полного образа Твоего, Сыне Божий. Ибо горько быть частью образа Твоего, неуверенно колеблющейся в океане тьмы.
Разрушь тесноту души моей, освободи её, о безграничность Божества Трисветлого.
Освети разум мой, о Свет ангелов и тварей земных! Открой мне Слово Твоё, Премудрое Слово Божие. Соделай душу мою девственной, стань Оком и Песнью её.
«Души усопших, славословьте со мною Троицу Небесную»
Души усопших, славословьте со мною Троицу Небесную. Чем заняты вы теперь? Одни — в судорогах страха вдали от Бога, другие — в радостном восхищении от близости Его?
Покинули вы прах плоти своей — любимую заботу вашу, о чем вам заботиться? Лишь о наготе своей. Понимаете ли теперь, что не тело душе, а душа давала запах телу вашему.
Тяжко душе грешной остаться один на один с запахом своим, когда не рассеян он телом, не растворён другими запахами. Известно ли вам, что колесо само не покатится в грязь, если не направит его возница? Разве не видите, что колесо в грязи по воле возницы? Колесо получило плату свою и возницу ждёт воздаяние.
Грешники, не стремитесь обратно в тела свои, чтобы избежать зловония, от которого задыхаетесь, то же зловоние принесете вы с собой и умножите его в новом теле.
Грешники, не стремитесь вернуться в тела свои, чтобы избежать жгучего огня обжигающего, и дыма, душащего вас! И пламя, и дым с собою вы носите, и тело не спаситель, но жертва ваша.
Устремите все желания свои к Вечной Девственности Божественной, изгоняющей всякий смрад, к Сыну Божию, освящающему пламенем мудрости троической, к Духу Святому, подающему силы и дерзновение возвысится до кругов ангельских.
Души чистые, благоухающие восхитительнее всех бальзамов земных, не отдаляйтесь от нас, жителей земных, что ещё миг-другой будем следовать мученическим путём вашим, прежде чем обратимся в прах.
Чистые на земле будут чисты и на небесах, и в одной славе будут пребывать, благоухая райским ароматом, и облачённые в девственную белизну.
Умножьте любовь вашу к нам, усильте молитву за нас. Ибо нет между нами иной преграды, кроме немощной плоти нашей. Ибо хотя и опередили вы нас, а мы задержались в пути, путь — один, и град в конце пути — один.
Души праведные, молимся и мы за вас Господу, да облегчит и ускорит Он приход ваш к Нему. Хотя мы и слабее вас, молимся за вас. Молимся по любви к вам, которой горит сердце наше, словно младший и слабый ещё брат протягивает руки свои, чтобы помочь старшему и сильному.
Ибо так же, как младшие и старшие братья — одно в глазах любви, их родившей, также, мы и вы — одно в глазах премудрой и всесильной любви Бога Вышнего.
Нет числа вам, стаи душ от земли отлетающих, не разлетайтесь и не пугайтесь, не оглядывайтесь на холодный остров земной жизни, к которому мы ещё привязаны на какой-то миг, пока не догоним вас в полёте к светлым и теплым пределам.
За всех вас, грешные и праведные, молимся мы, ни живые, ни мертвые, молимся Милосердию Небесному, да не смущайтесь и не озирайтесь назад, но всеми силами устремитесь вперёд, все выше — к свету и радости, миру и полноте.