Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Дополнительное богословское образование». Епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев), Татьяна Соловьева

* Поделиться

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.

У нас в студии были председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий и маркетолог, выпускница факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского университета Татьяна Соловьева.

Разговор шел об особенностях современного богословского образования, о том, почему оно становится востребованным в качестве дополнительного, а также о значении миссионерской деятельности сегодня и о новой образовательной программе «Церковная миссия и просвещение» открытой совместно Свято-Тихоновским университетом и Синодальным миссионерским отделом.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Друзья, здравствуйте. Это «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. Сегодня мы говорим про образование. Беседы наши мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая собирает лучшие и самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Сегодня у нас в гостях, с удовольствием представляю, наших сегодняшних гостей. Это епископ Луховицкий Евфимий, председатель синодального миссионерского отдела. Здравствуйте.

Епископ Евфимий:

— Здравствуйте, Олег.

Алексей Пичугин:

— Татьяна Соловьева, маркетолог, пиарщик, выпускница программы «Теология» факультета дополнительного образования Свято-Тихоновского университета, ПСТГУ. Здравствуйте.

Т. Соловьева:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— И мы будем говорить в первую очередь, наверное, сегодня о совместной программе. Она называется «Церковная миссия и просвещение». Это новая образовательная программа, которую совместно реализуют синодальный миссионерский отдел и Свято-Тихоновский университет. Всё верно?

Епископ Евфимий:

— Да, именно так.

Алексей Пичугин:

— «Церковная миссия и просвещение». Я хорошо помню, ну, вернее, как хорошо, я когда-то учился в Свято-Тихоновском, много-много лет назад. И тогда, ещё вот на рубеже 90-х-2000-х, Свято-Тихоновский во многом держался на тех принципах, которые были заложены изначально в его основу. Это как раз была миссия, миссионерство, всё, что с этим связано, потому что в начале 90-х годов не так много людей этим занимались, и вообще, наверное, после долгого периода советского времени плохо себе представляли, как миссия может выглядеть, но при этом первыми пытались что-то делать. И вот во многом развитие миссии, миссионерства, и тогда было, может быть, сейчас, наверное, есть, я не знаю, наверное, есть, в Свято-Тихоновском миссионерский факультет, были миссионерские?

Епископ Евфимий:

— Нет, как раз-таки миссионерский факультет какое-то время назад, извините, что перебиваю, был упразднен, но сохраняется кафедра миссиологии, которую возглавляет профессор Андрей Борисович Ефимов, наш замечательный и знаменитый, можно сказать, историк миссии в Русской церкви. Но необходимость в подготовке миссионерских кадров не отпала, тем не менее.

Алексей Пичугин:

— Ну, безусловно, это вообще, я думаю, что до конца времён не отпадёт такая необходимость. При всем при этом, я помню, мы ездили в миссионерские поездки, не то чтобы мы куда-то далеко забирались, ну, по каким-то селам на Урале, в Пермском крае, тогда еще в Пермской области. И вот мы как-то так, интересно проводили время. Я учился не на миссионерском факультете, но при этом вот это всё какая-то была такая одна большая компания. И видно было, что в основу Свято-Тихоновского вот эта идея миссии была заложена. Потом о миссии говорили очень много. В конце 90-х, в начале 2000-х. Говорили и продолжали говорить, продолжают говорить. Но вот этот разговор, он всё время приобретает какие-то новые краски, оттенки, новые подходы. И, наверное, первый вопрос в том, вот неужели то, что было в Свято-Тихоновском, требовало ещё каких-то новых форм, которые родили вот эту программу: «Церковная миссия и просвещение»?

Епископ Евфимий:

— Во-первых, нужно внимательно проанализировать причины, по которым был закрыт миссионерский факультет. Причины могут быть разными. И одна из причин, в моём понимании, это элементарно проблемы с трудоустройством выпускников, потому что выпускники этого факультета не имели права рукополагаться в священный сан, в отличие от выпускников богословско-пастырского факультета, и это создавало, очевидно, определенные проблемы с их трудоустройством, потому что на тот момент, к сожалению, далеко не все церковные структуры готовы были оплачивать труд миссионера не в священном сане. Это, на мой взгляд, одна из главных причин того, что данный проект так вот закончился. Но, возможно, причина эта не единственная. Наверное, можно сказать и о том, что в целом на тот момент еще не были выработаны какие-то общецерковные подходы к ведению миссии, не были сформулированы основные направления миссионерской деятельности, собственно говоря, вот эти все лакуны были восполнены уже в последнее время. Но, во-первых, хотел бы сказать о том, что если в девяностые и нулевые годы у нас на первом месте была так называемая внутренняя миссия, то есть это миссия среди наших соотечественников, то где-то начиная уже со второй половины десятых годов все более актуальным становится направление внешней миссии, это связано главным образом с созданием патриарших экзархатов Африки, Юго-Восточной Азии и Западной Европы, которые, по сути дела, являются миссионерскими структурами, и так сказать, вот в контексте известных отношений с Константинополем и рядом греческих церквей сейчас вот эта внешняя миссия ну, можно сказать, выходит на передний план и становится одним из самых таких, наверное, востребованных направлений в деле миссионерского служения. Но при этом не ослабевает и не умаляется значение внутренней миссии. значительно возросло значение апологетической миссии, как комплексы мер по противодействию разным антицерковным силам или псевдоцерковным каким-то учениям. Так что, вот, собственно, всем комплексом этих вопросов по мере силы занимается сейчас Синодальный миссионерский отдел.

Алексей Пичугин:

— Татьяна, вы выпускница вот этого, вернее, этого направления еще пока нет как такового. Мы сейчас будем говорить о том, как туда поступить, о том, как будет происходить учёба, но вы заканчивали как раз вот это дополнительное образование в Свято-Тихоновском, факультет дополнительного образования. Во-первых, почему вы туда пошли? Я правильно понимаю, что вы в своё время получили светское высшее образование в другом вузе и почему-то почувствовали необходимость получить и образование церковное? Тут, кстати, тоже есть о чём поговорить, ну вот почему вы вдруг решили пойти и получить дополнительное церковное образование?

Т. Соловьева:

— Да, ну, причин на самом деле несколько. Первое образование у меня в сфере маркетинга, это связи с общественностью, и я много лет уже занимаюсь этой работой, коммуникациями и так далее. Это всё очень интересно, у нас с партнерами своё дело, хороший большой опыт, но это не то, на чём можно остановиться для православного человека.

Алексей Пичугин:

— Скажите, а вы стали... Это же тоже очень важно. Вы стали православным человеком, по крайней мере, почувствовали себя православным человеком до того, как решили поступать? Когда я поступал, ну, там были определенные необходимые требования, как то благословение священника, ещё-ещё-ещё. Но сейчас я знаю, что многие идут в Свято-Тихоновский для того, чтобы попробовать свои силы. Ну, человек, он по факту крещёный, но при этом может быть нецерковным, но ему интересно. Ему интересно что-то понять о вере людей, рядом с которыми он живёт, и попробовать поучиться и, возможно, действительно перешагнуть порог церкви. Такие случаи я тоже знаю.

Т. Соловьева:

— Возможно, хотя мне такие случаи не встречались, всё-таки вот обычно та аудитория, которая поступает на факультет дополнительного образования, это люди уже с высшим образованием, у которых, как правило, есть уже семья, то есть они уже находятся в каком-то осознанном возрасте, у них своя работа, семья, свои обязанности. Но они начинают воцерковляться, понимают, как это было у меня. Я вообще крестилась во взрослом возрасте, в 24 года, вместе со своим мужем, будущим на тот момент. И так как мы были уже взрослые, и это решение было осознанным, первые несколько лет после крещения мы что-то изучали сами, что-то читали, какие-то лекции, в интернете стали появляться блоги. Но я для себя поняла, что мне этого недостаточно, потому что все-таки без какого-то руководства выстроить целостную картину мира, касающуюся вероучения, это достаточно сложно. То есть можно просто погрузиться не совсем в то, что-то прочитать, запутаться в критериях. На самом деле, у человека, который только входит в церковь, эти критерии еще не выработаны. И поэтому я для себя решила, что я поищу место. Конечно, это решение не сразу.

Алексей Пичугин:

— А про Тихоновский вы слышали?

Т. Соловьева:

— Я не слышала про Свято-Тихоновский, и это, скорее, получилось так. Я для себя осознала, что помимо работы я весь свой досуг провожу в том, чтобы я слушала какие-нибудь лекции на ютубе, например, догматическое богословие. Но, естественно, самостоятельно в этом разобраться тяжеловато. Я просто поняла, что я хочу выстроить целостную картину, и я стала искать место, где я могу это получить. Как известно, в семинариях женщины могут получить только образование в сфере, там, либо регентские какие-то вещи, либо, там, иконография. Вот, это мне не подходило, я хотела именно богословское направление. И вот, Божий промысел, можно сказать, и элементарный гугл-поиск меня отправили на сайт Свято-Тихоновского университета, где я, что важно, попала именно на ФДО, это наш факультет дополнительного образования, и я поняла, что там есть программа, которая позволит мне сочетать мою работу, занятость достаточно высокая, и семейные обязанности с учёбой. То есть здесь всё сошлось, и я поняла, что, в принципе, это мой вариант, и я могу начать учиться и при этом не бросать все остальные свои дела.

Алексей Пичугин:

— То есть, фактически, это именно та история, которая лежала в основе Свято-Тихоновского в 92-м, 94-м году, когда всё это вырастало из миссионерских курсов. Свято- Тихоновский изначально предполагал, что там будут учиться именно миряне, люди, которые хотят как-то послужить в церкви, мужчины, женщины. Необязательно там мужчины.

Епископ Евфимий:

— Ну, так оно и остается на сегодняшний день, хотя есть ПСТГУ, Богословский институт, диплом, который предполагает возможность рукоположения, но, насколько я могу судить, всё-таки подавляющее большинство учащихся и выпускников ПСТГУ — это миряне и мирянки, соответственно.

Алексей Пичугин:

— Друзья, я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня епископ Луховицкий Евфимий, председатель синодального миссионерского отдела, Татьяна Соловьева, маркетолог, пиарщик и выпускница программы «Теология» факультета дополнительного образования Свято-Тихоновского университета. Но всё-таки вот мы, мне кажется, это не проговорили. Изменилась ли как-то ситуация у нас в церкви? Люди, которые заканчивают... Вы говорили, что миссионерский факультет в своё время, завершился именно потому, что люди, которые в нём учились, не могли найти по выходу из университета для себя именно профессионального применения. Они могли идти куда-то работать. Я помню, как на излёте 90-х, огромное количество светских гуманитарных специальностей как раз и, к сожалению, их выпускники шли работать кем угодно, но только не по направлению, просто потому что не было такого запроса, не было востребованности гуманитарного знания в стране. Потом что-то стало меняться. Вот стало ли что-то меняться на церковном уровне, что вот эти люди, миряне, стали востребованы профессионально по тому направлению, по тем специальностям, которые они получили?

Епископ Евфимий:

— Я бы сказал, что стал востребованным такой тип мирян, если будет позволено так выразиться, который представляет Татьяна, наша собеседница. Это состоявшиеся в профессиональном отношении люди, которые имеют светскую работу, благодаря ей обеспечивают себя и свою семью, но при этом хотели бы какую-то часть своего времени посвящать церковному служению. Может быть, среди своих сослуживцев, может быть, среди того или иного сообщества людей, профессионального там, или какого-то иного, да? И вот, собственно говоря, именно на эту аудиторию, в первую очередь, и рассчитан наш проект. То есть, повторюсь, это в большинстве своем мире, хотя в нашем образовательном проекте могут участвовать и священнослужители, но в первую очередь, он рассчитан на мирян, которые уже состоялись в профессиональном отношении, которые не только, может быть, в профессиональном, но и в личностном отношении тоже состоялись, то есть это зрелые люди, сознательно верующие и сознательно принявшие для себя решение посвятить какую-то часть своей жизни церковному служению.

Алексей Пичугин:

— Как поступить, если нас сейчас слушают люди, которые заинтересовались, которые искали для себя что-то подобное, или у них там родственники, дети, наоборот, для родителей? Я так понимаю, что возрастного ценза-то нет? Что нужно для поступления?

Епископ Евфимий:

— Фактически нет. В первую очередь, нужно зайти на сайт СТПГУ, найти соответствующий раздел, где представлена вся необходимая информация. Просто сейчас бы не хотел занимать эфирное время. Но, по большому счёту, эта программа специализирована, и её прохождение предполагает всё-таки уже наличие базового теологического образования.

Алексей Пичугин:

— Вот, что важно, опять же, то есть это некое углублённое знание? Нужно какое-то завершённое теологическое образование с корочкой или?..

Епископ Евфимий:

— Идеальной мне видится ситуация, как наша собеседница, которая окончила базовый курс по теологии. И вот такие люди, как Татьяна, уже могут специализироваться в области миссии. Закончить вот эти двухгодичные курсы, которые уже дадут специализированные знания для тех, кто желает трудиться на миссионерском поприще.

Алексей Пичугин:

— Давайте я тоже всё-таки озвучу какие-то организационные вопросы. Тем более, что на сайте СПТГУ они написаны. Ну, вы обязательно зайдёте и посмотрите, если заинтересовались. Но всё-таки важно это сказать тоже и по радио. Один раз в неделю будут проходить занятия. По четвергам пока ориентировочно. Вступительные испытания пройдут 2 сентября в 11 часов по адресу улица Пятницкая, дом 51, дробь 14, строение 3. Это территория Свято-Тихоновского при Николо- Кузнецком храме. Там, где исторический Свято-Тихоновский появился. Сейчас понятно, что у Свято-Тихоновского в Москве много разных помещений. Но вот это историческое ядро на Новокузнецкой, Кузнецы, как его называли, оно так и сохраняется. То есть, если приходит человек, который говорит, что он закончил вечернюю воскресную школу для взрослых при таком-то храме, понятно, что ему, кроме напечатанного на принтере свидетельства от храма, ничего, собственно, не выдавали, поскольку, ну, это просто школа при храме, то он не может. Или...

Епископ Евфимий:

— Ну, просто, конечно, тех знаний, которые даёт воскресная школа, ну, конечно, недостаточно для того, чтобы выходить на миссионерское служение. Это, кстати, тоже одна из таких проблем.

Алексей Пичугин:

— Это важный вопрос, потому что огромное количество людей именно так себя и видят в церкви.

Епископ Евфимий:

— Это понятно, но все-таки здесь нужно иметь в виду, что если человек желает совершать такое высокое служение, каковым является служение миссионерское, он должен иметь все-таки основательную подготовку, в области богословия в первую очередь и в области библеистики, то есть знания Священного Писания, а также святоотеческого наследия, понимаете, и это настолько тонкие материи, настолько глубокие вещи, что их невозможно освоить в течение короткого какого-то периода, то есть нужно хотя бы в течение нескольких лет просто погрузиться в это, жить этим, жить чтением Священного Писания, святоотеческих творений, богословскими дискуссиями, участвовать, может быть, в каких-то семинарах, конференциях, то есть необходимо, если угодно, ну, некая такая индоктринация. Человек должен погрузиться в процесс, тем более ведь миссионерство предполагает и ведение диалогов, ведение дискуссий, ведение полемики, в том числе с людьми, придерживающимися иных взглядов, исповедующими, может быть, иные религиозные убеждения, понимаете, то есть это вот не получится сделать вот так вот по щелчку пальцев, понимаете, прочитав там пару-тройку статей, брошюр в популярном изложении, надо серьезно к этому подходить, нужно погружаться и параллельно с этим вести активную сознательную церковную жизнь, участвовать в богослужениях, участвовать в церковных таинствах, духовно окормляться у опытного духовника — все это важнейшие составляющие подготовки миссионера, поэтому мы исходим именно из этого и мы обратились именно в ПСТГУ с предложением о создании подобного проекта, исходя из того, что именно этот вуз является флагманом дистанционного образования в нашей церкви, ведь все-таки тут нужно понимать, что большинство квалифицированных педагогов и специалистов находятся в Москве, в центре, а запрос на эти знания не только в Москве, очевидно, существует, но и по всей стране, и за рубежом. В том числе.

Алексей Пичугин:

— То есть я правильно понимаю, что это такая смычка дистанционного дополнительного образования? Людям совершенно не обязательно жить в Москве, приезжать в Москву, или как в заочной форме приезжать в Москву на сессию?

Епископ Евфимий:

— Безусловно, да. Для москвичей, для тех, кто будет иметь возможность лично посещать занятия и лекции, конечно, такая возможность будет предоставлена. Но очевидно, что это лишь малая часть от того количества желающих получить эти знания, которые существуют.

Алексей Пичугин:

— То есть сидит человек с ноутбуком на Камчатке и точно так же без ущерба для себя получает?

Епископ Евфимий:

— Именно так, да, именно так. Но при этом, конечно, мы хотели бы понимать, что этот человек имеет благословение правящего архиерея на то, чтобы получать это образование, интегрирован в какой-то приход, так сказать, что это, ну, скажем так, не просто человек, который решил обогатить себя еще какими-то новыми знаниями. То есть, все-таки, поскольку мы вкладываем в этот проект значительные церковные ресурсы, мы все-таки хотим, чтобы и отдача была соответствующей.

Алексей Пичугин:

— Татьяна?

Т. Соловьева:

— Да, я хотела бы дополнить, что, насколько я знаю, освоение программы церковной миссии и просвещения, её можно сочетать с программой теологии. То есть если человек хочет учиться, если он серьёзно подойдёт к этому вопросу, как сказал владыка, то после консультации со специалистами факультета, кстати, я отдельно расскажу про то, что у нас на факультете очень доброжелательная обстановка, и, в принципе, даже для людей занятых можно подобрать тот формат обучения, который будет удобен. Если вдруг кто-то серьёзно настроится, я советую позвонить консультанту, на сайте СТПГУ есть номера телефонов. Это люди, которые много лет работают, которые прекрасно знают, что посоветовать. То есть они по разговору поймут ваш уровень подготовки, и они просто дадут рекомендацию, на какую программу вам лучше поступать. У нас на ФДО есть программы для людей, которые только-только входят в церковь, это вот программа «Основа православной культуры», она годовая. Это для людей, которые действительно только-только входящие в церковь, скажем так. Если у человека есть уже какие-то знания, и опыт церковной жизни, это очень важно, то тогда им уже можно поступать на программу теологии, которую как раз закончила я. И интересно, и это очень удобно, что остальные программы, они тоже сочетаются с программой теологии. То есть это систематическое базовое образование богословское, и церковную миссию просвещения можно осваивать параллельно. Так как занятия один раз в неделю, у теологии два раза в неделю, и это вполне себе может сложиться в график учёбы людей, которые в этом заинтересованы.

Алексей Пичугин:

— Друзья, я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня епископ Луховицкий Евфимий — председатель синодального миссионерского отдела, Татьяна Соловьёва — маркетолог, пиарщик, выпускница программы «Теология» факультета дополнительного образования Свято-Тихоновского университета. Буквально через минуту мы снова вернёмся в нашу студию.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в студию Светлого радио. Друзья, напомню, что мы сегодня говорим о совместной программе миссионерского отдела, синодального миссионерского отдела и Свято-Тихоновского университета. Она называется «Церковная миссия и просвещение». И у нас в гостях епископ Луховицкий Евфимий — председатель синодального миссионерского отдела, и Татьяна Соловьёва — маркетолог, пиарщик и выпускница программы «Теология» факультета дополнительного образования Свято-Тихоновского университета, ПСТГУ. Татьяна, а какой документ вы получили на выходе?

Т. Соловьева:

— Это называется диплом о профессиональной переподготовке, и там написано: программа теологии, он позволяет вести деятельность катехизатора, работать на приходах.

Алексей Пичугин:

— То есть, если я ничего не путаю, диплом о профессиональной переподготовке соответствует тому уровню профессиональных навыков, тому уровню образования, которое вы получили в своем вузе. То есть, если вы были бакалавр или вы были магистр, то и уровень профессиональной подготовки у вас такой же.

Т. Соловьева:

— Ну, вот по первому образованию я специалист, то есть это еще было, в общем, пять лет, был специалитет. И, соответственно, да, получается, что это профессиональная переподготовка: теология. И, кстати, важно сказать, что в магистратуру можно поступить на основе этого диплома. То есть если у вас есть желание дальше развиваться и получать дальше богословское образование, то можно поступить в магистратуру, а потом и в аспирантуру, в общем, как...

Алексей Пичугин:

— А насколько оправдались ваши ожидания от тех, которые у вас были, когда вы поступали?

Т. Соловьева:

— Ну, я не могу сказать, что у меня были какие-то ожидания, потому что это произошло очень быстро, то есть от момента, когда я приняла решение о том, что мне нужно поучиться, и до момента, как я подала документы, прошло буквально несколько часов, потому что я позвонила консультанту, и, в общем, это всё прекрасно сложилось. Я, скорее, очень долго созревала до этого, доходила. Но ожидания... Вот у меня их не было, но всё... Во-первых, я училась три с половиной года. Эти три с половиной года пролетели как один год. Я сейчас понимаю, что первые два с половиной года они были в такой эйфории, в таком вдохновении, что достаточно серьезная учеба прошла легко, была масса впечатлений. Плюс это всё-таки погружение в дружественную обстановку, в среду единомышленников, это и студенты, и преподаватели. То есть понятно, что мы на нашей светской работе не всегда можем обсудить те темы, касающиеся нашей веры, о чём хочет душа поговорить. И тут вы встречаетесь с людьми, которые...

Алексей Пичугин:

— А как, простите, вам на вашей основной светской работе, часто ли вам хочется поговорить о вере, о Христе, о церкви? Как это работает?

Т. Соловьева:

— Ну, вы знаете, я не могу сказать, что я начинаю свои бизнес-встречи с проповеди, но, например, с близкими людьми...

Епископ Евфимий:

— Но частенько заканчивается.

Т. Соловьева:

— Такое возможно. Но, вот, например, я со своими партнерами работаю уже много лет, больше десяти. И, естественно, это уже близкие люди, друзья, с которыми эта тема возникает. Они, ну, в принципе, мы рассказываем друг другу, не знаю, как прошли наши выходные, ну, а как у православного человека проходят выходные. Всенощная, а потом литургия.

Алексей Пичугин:

— Ещё есть утро и первая половина дня субботы, и вся вторая половина дня воскресенья.

Т. Соловьева:

— Это понятно. Наверное, когда ты воцерковляешься, и потом, когда ты поступаешь в Свято-Тихоновский, а это как второе воцерковление по эмоциям, то сложно держать это в себе. Поэтому, конечно, коллеги на работе тоже в курсе, и они... В общем, приходится им слушать мои впечатления. Но они, кстати, не против. Вот, например, моя коллега и близкая подруга, она, например, читала мою аттестационную работу. Вот ей было интересно, чем я занимаюсь в свободное время от работы.

Алексей Пичугин:

— А о чём была ваша аттестационная работа?

Т. Соловьева:

— Моя аттестационная работа посвящена наследию русского библеиста XIX века Бухареву. Не знаю. в курсе ли наши слушатели, но это очень...

Епископ Евфимий:

— Архимандрит Феодор Бухарев, да?

Т. Соловьева:

— Да, да-да-да. Это очень такой интересный человек с непростой судьбой, но у него достойное наследие, и мой научный руководитель, он меня познакомил с ним, и, в общем, я посвятила свою аттестационную работу его небольшой книге, которая, в свою очередь, посвящена книге Иова библейской. Так что это отдельная тема, об этом, наверное, можно не один час разговаривать, тем более святоотеческое наследие по книге Иова, оно, конечно, масштабное, и, в принципе, сама книга такая непростая. Не всякий человек, даже который много лет провёл в церкви, может сходу разобраться, что же там в книге Иова. Действительно, это такой вопрос, который, в принципе, волнует каждого, смысл страданий, тем более страданий праведника.

Алексей Пичугин:

— У нас была чудесная программа про эту книгу с Антонием Лакиревым, если кто-то, друзья, захочет её найти, она у нас есть в архиве на сайте: radiovera.ru. Владыка, а как, всё-таки мы начали с этого, с того, что для человека, который хочет стать миссионером, для него открываются совершенно новые горизонты, он может много где себя применить. Мы представляем, почему-то мы всегда, когда говорим о миссионерах, надо понимать, что мы сейчас говорим для аудитории, которая, возможно, представляет себе миссионеров отрывочно по каким-то книгам о миссионерах XIX века, очень отрывочно о миссионерах средневековья. Но вот о том, кто такой миссионер на рубеже XX-XXI веков и даже уже во втором десятилетии XXI века, об этом практически никто не знает, если он находится вне вот этого поля. Вот кто он, правда, современный миссионер? Что он должен знать? Чего он должен уметь? Как он должен говорить?

Епископ Евфимий:

— Современный миссионер — это тот человек, который осознал для себя, что православие — это главный принцип его жизни, я бы так сказал. Это может быть священнослужитель это может быть мирянин, это может быть человек из практически любого профессионального сообщества, это тот человек, который вслед за апостолом Павлом может повторить слова: «Горе мне, если я не благовествую», вот это очень такие важные ключевые для понимания смысла миссионерства слова апостола.

Алексей Пичугин:

— Но ведь не все могут в том то и дело, что апостол Павел — один наследник.

Епископ Евфимий:

— Совершенно верно, то есть всё-таки нужно понимать, что что миссионерство неразрывно связано с таким понятием как призвание, потому что Господь говорит в Евангелии: «Не вы меня избрали, а Я вас избрал. Другое дело, что мы можем понимать это избрание, что называется, расширительно, то есть если человек получает возможность получить соответствующее образование, получить необходимый опыт церковной жизни, это тоже можно трактовать как избрание, потому что, по сути дела, ведь далеко не каждый человек получает такие возможности. Поэтому это, скажем, это служение открыто для многих людей, но при этом нужно понимать, что все-таки это служение для того, чтобы оно приносило плод, и пользу и церкви, и самому человеку, должно совершаться в соответствии с каноническим церковным порядком, то есть здесь необходимо соблюдать канонические правила, которые существуют для миссионеров, А первое из этих правил гласит, что любое миссионерское действие должно согласовываться с правящим архиереем той епархии, на территории которой действует миссионер. К сожалению, некоторые, так сказать, у нас не очень хорошо как-то понимают или осознают важность соблюдения этих принципов. Но, тем не менее все-таки об этом нужно помнить, что миссия в церковном понимании, конечно же, должна носить церковный характер, потому что ведь на миссионерском поле действуют не только православные миссионеры, действуют миссионеры иных конфессий и представители разных религиозных течений групп, в том числе сектантских, да, поэтому миссионерское поле практически всегда — это поле брани, это поле битвы, это поле, где проходит полемика, где люди, так сказать, не просто обмениваются мнениями в таком академическом формате, но часто спорят, и часто, ну, скажем так, эти споры перерастают, ну, действительно, в такие бурные дискуссии. Но к этому нужно быть готовым. Это неотъемлемая часть миссионерского служения. Вообще, культура дискуссий, культура диалога и культура полемики в высшей степени должна быть свойственна миссионеру. Этому тоже нужно учиться. Это сложное достаточно искусство. В основе этого искусства элементарно самообладание, нужно очень хорошо контролировать себя, свои эмоции, чтобы в пылу полемики не забывать о том главном, ради чего, собственно, эта полемика ведется, понимаете? Ни в коем случае нельзя переходить на личности, нельзя оскорблять людей, которые исповедуют иные взгляды или имеют какие-то иные убеждения. Нужно всегда сохранять уважение к оппоненту, даже при всем понимании разности каких-то подходов. Так что это все неотъемлемая часть или неотъемлемые элементы вообще подготовки миссионера, которые свидетельствуют о его профессионализме, потому что, знаете, когда вот сталкиваешься с ситуациями, когда человек, ты еще ему полслова не успел сказать, всё, уже в ответ ты слышишь, так сказать, поток каких-то словес, бурю эмоций и так далее, там уже нет места диалогу, выяснению кто прав, кто виноват, там просто уже банально всё переводится в область каких-то страстей, эмоций, это уже даже неинтересно, понимаете.

Алексей Пичугин:

— Я почему-то вспомнил забавную историю, когда мы ездили в миссионерские поездки со Свято-Тихоновским давно, больше 20 лет назад. Мне выпало пойти пообщаться с пациентами отделения гнойной хирургии местной больницы, это был город Чайковский, по-моему, если не ошибаюсь, Пермская область. И вот я помню, что я пришёл, это к вопросу о том, что должны быть действительно какие-то для миссионера таланты, которые причём не просто на первом курсе, человеку 18 лет, открываются, они должны быть у него, наверное, и раньше заложены. И что-то там такое на протяжении часа, может быть, полутора рассказывал людям, которых собрали в холле этого отделения. Рассказывал плохо, рассказывал неинтересно. И было всё это как-то скучно, однообразно. Я еле-еле доблеял вот то, что там собирался им рассказать, и они разошлись. Вот наш руководитель, он говорит: «Раз ты ходил в гнойную хирургию, то ты же пойдёшь в туберкулёзный диспансер. А вот тебе, Костик, значит, в помощь». Вот у Кости всё было с этим хорошо. Понятно, что пациенты туберкулёзного диспансера города Чернушка... Это был то ли город Чернушка, то ли город Чайковский. Они... Такие бывалые мужички, которые там лет по 5-6 минимум трубили где-то. И Костя сходу зашёл туда и начал им, вот как они привыкли, ну не матом, естественно, но вот как они привыкли, так вот он им там всё стал объяснять. Я стою и думаю: «Да, вот это вот настоящий миссионер, не то, что я».

Епископ Евфимий:

— Вы просто затронули очень важный аспект, собственно, миссионерского служения — это поиск адекватного языка миссии, потому что язык — это очень ёмкое понятие, это не только понятие лингвистическое, оно включает в себя совокупность целого ряда факторов. И язык, когда мы говорим, что мы на одном языке говорим, понимаете, вот если достигается такое состояние с собеседником, то это создает наилучшие условия для миссионерского воздействия.

Алексей Пичугин:

— Они нас отпускать в конце не хотели.

Епископ Евфимий:

— Да, понимаете, но это может быть и самое сложное, потому что то, что понятно представителю, например, академического сообщества, непонятно представителю, там, спортивного сообщества, и так далее, так далее. То есть тут нужно учитывать множество факторов и происхождение, и образование, и воспитание, и профессию, ну и так далее. Поэтому, конечно, это такая виртуозная работа, что называется. Но, опять же, тональность этой работе задал ещё апостол Павел словами, что «для всех я был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых», понимаете? То есть вот миссионер, он должен как бы раствориться в той среде, в той аудитории. с которой он работает для того, чтобы хотя бы какую-то часть этих людей привести ко Христу.

Алексей Пичугин:

— Напомним, друзья, что в гостях у Светлого радио сегодня епископ Луховицкий Евфимий — председатель синодального миссионерского отдела, и Татьяна Соловьёва — маркетолог, пиарщик, выпускница программы «Теология» факультета дополнительного образования Свято-Тихоновского университета. К вопросу о призвании, опять же, я вот Татьяне рассказывал перед началом программы, что мы когда-то делали небольшой лекторий для школьников, светский абсолютно, он был археологический лекторий, и от Института археологии Академии наук к нам приходили детям читать лекции все ведущие научные сотрудники. Светила, у каждого за плечами десятки международных экспедиций, почетные профессора крупнейших мировых вузов и российских, естественно, в первую очередь. Кроме одного человека, никто из них, ни один, не мог общаться с детьми. Не мог спуститься на уровень семиклассника и рассказать ему про археологию Среднего Поволжья или про античную археологию. Только один человек, который на протяжении своей лекции, он занимался и занимается неолитом, показывал, как изготавливаются каменные орудия труда. Он просто весело рассказывал и параллельно изготавливал эти орудия труда, и предлагал детям это всё потрогать, подержать в руках. Фурор каждый раз его лекции, это полные залы. Остальные, какими бы они там, академики, членкоры, никто из них не мог спуститься на уровень семиклассника. Вот также, наверное, и с миссионерами, и с миссией тоже. Далеко не каждый священник может.

Епископ Евфимий:

— Вы правы, как я уже сказал, миссионерство это и особое призвание, это и особое искусство, и это безусловно то, чему нужно учиться в течение всей своей жизни. Другое дело, что миссия — это божественное послание, оно может передаваться различными способами, не только через публичные выступления, через лекции или через деятельность в блогосфере, например, человек может свидетельствовать о Христе своей жизнью, в общем-то, это тот образ миссии, к которому подавляющее большинство простых христиан и призваны, понимаете? Но с учетом того, что сейчас, конечно, в обществе возрос значительный образовательный ценз, люди, ну, по крайней мере, жители городов, многие из них имеют высшее образование, да и часто и не одно, но, конечно, возрастает запрос на священников образованных, на тех людей, которые способны вступать в диалог, в дискуссию, грамотно отстаивать христианские взгляды, убеждения. А для того, чтобы это делать, действительно нужно очень серьёзное образование.

Алексей Пичугин:

— Я помню Белгородскую семинарию. Я так понимаю, что и миссионерское направление, оно сохраняется?

Епископ Евфимий:

— Оно сохраняется, но главным образом выпускники этой семинарии выезжают в миссионерские станы Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Алексей Пичугин:

— Я помню, что это очень успешные были.

Епископ Евфимий:

— Это как раз специализация этой семинарии. Она работает прекрасно. В этом смысле надо отдать должное, конечно, владыке Иоанну Белгородскому. Это, несомненно, его заслуга.

Алексей Пичугин:

— Татьяна, а вы сами видите себя в миссионерской работе? И готовы ли вы пойти на эту программу?

Т. Соловьева:

— Вы меня прям врасплох застали, потому что я сейчас как раз-таки, так как я только закончила программу теологии, я как раз-таки сейчас размышляю, куда мне идти дальше. Программа теологии, она подразумевает...

Епископ Евфимий:

— Татьяна, это промысел Божий.

Т. Соловьева:

— Вот программа, которую я закончила, она подразумевает, что потом слушатель-выпускник, он может пойти в магистратуру и развиваться, так скажем, вертикально, либо можно развиваться горизонтально, остаться на факультете дополнительного образования и взять ещё разные образовательные блоки, и как раз таки программа «Церковная миссия и просвещение» — это одна из программ. Также есть программа «Повышение квалификации», это курсы где-то от полугода до года. Там, ну, «Повышение квалификации», понимаете, что это уже, конечно, более такое углубленное изучение, можно продолжить изучать Священное Писание, можно изучать там экзегезу, например, богослужебных текстов, это все очень интересно. Можно, вот есть, например, программа, которая посвящена тому, чтобы слушатель более осознанно понял, в чём православное вероучение отличается от других, например, от католиков и протестантов, и это всё на материале библеистики, например, почему библейская критика не совсем укладывается, так скажем, в восприятие православное, почему мы основываем нашу экзегезу на святоотеческом предании. Это всё очень интересно, и я пока размышляю, что мне делать дальше. Время ещё есть до сентября, так что слушатели могут вместе со мной подумать, куда они захотят.

Алексей Пичугин:

— Давайте мы ещё раз напомним, что если вы заинтересовались этим направлением в Свято-Тихоновском университете, то вы можете зайти на сайт pstgu.ru и там найти раздел «Факультет дополнительного образования», «Церковная миссия и просвещение», так называется, программа. Занятия будут проходить, начиная с сентября, один раз в неделю, по четвергам, там стоимость можете на сайте посмотреть, и 2 сентября будут проходить вступительные испытания. Я так понимаю, Владыка, не экзамены, да? Татьяна, кто-то тут лучше расскажет, как будет это проходить?

Т. Соловьева:

— Я могу рассказать про то, как это происходит. Когда ты приходишь на программу теологии, я думаю, что примерно аналогичные испытания. Вы знаете, на сайте выложен учебник «Основы православия». Он написан нашими преподавателями, факультета дополнительного образования. Это такая база, которую должен знать человек, прежде чем поступить на программу теологии. Ну вот у меня экзамен был, он прошёл легко, позитивно, очень приятно. В принципе, ничего страшного там нет. Слушатели могут не бояться, что там их попросят какие-то сложные вещи рассказывать. Нет, ничего подобного. Просто вот комиссия или преподаватель, который будет принимать, он должен понять ваш уровень знаний. Если вы начинающий человек, вас просто направят на другую программу, но ничего страшного там такого нет. То есть можно не бояться и спокойно идти, перед этим позвонив консультанту.

Алексей Пичугин:

— Владыка в чём вы видите свою главную задачу на посту председателя синодального отдела? Я понимаю, что это такой очень банальный вопрос. Прямо очень банальный. Но мы говорим про миссию, мы говорим про отдел. И понятно, что отделу уже немало лет, а вы возглавляете его, если не ошибаюсь, сейчас два года.

Епископ Евфимий:

— С самого конца 2021-го года.

Алексей Пичугин:

— Три года уже, да.

Епископ Евфимий:

— Без малого три года, вот за это время я осознал как главную задачу своей деятельности на этом посту — создание как раз-таки вот такого профессионального миссионерского сообщества, что невозможно без налаживания системы полноценного миссионерского образования, потому что пока что мы говорим просто об одном учебном курсе, но, конечно, есть необходимость в том, чтобы со временем создать и полноценное высшее миссионерское учебное заведение. Все-таки для уже тех людей, которые готовы будут...

Алексей Пичугин:

— А с нуля или на базе?

Епископ Евфимий:

— Я думаю, что это вот должно как-то органично перерасти. То есть вот эти курсы должны создать, как говорят, предпосылки для создания уже полноценного высшего учебного заведения миссионерской направленности, поскольку, отдавая должное Белгородской духовной семинарии, всё-таки нужно признать, что она не покрывает все потребности в миссионерских кадрах, которые сейчас существуют.

Алексей Пичугин:

— Ну, понятно, что это достаточно разрозненная история. Белгородская семинария в Белгороде, Свято-Тихоновский институт в Москве. То есть это тут какая-то или должна быть децентрализованная история?

Епископ Евфимий:

— Всё-таки должно быть учебное заведение, очевидно, в Москве, по одной простой причине, потому что в регионах мы не найдем достаточного количества квалифицированных кадров преподавательских и, соответственно, подготовка должна вестись по основным трем направлениям миссии.

Алексей Пичугин:

— Просто я хорошо помню, что где-то, наверное, это был рубеж нулевых десятых, когда патриарх Кирилл пришёл, очень много говорили про миссию: миссия, миссия, миссия, мы своей главной задачей ставим миссию. Но мне казалось, тогда мне действительно казалось, что люди очень многое делают, и многие из этих людей до сих пор, ну, как бы вот они продолжают заниматься каким-то просвещением, но... Тогда, мне кажется, был такой флёр того, что мы в интернете сейчас всех сможем катехизировать. То есть мы через интернет сможем донести всё, что мы хотим сказать. А потом выяснилось, что этот разговор был достаточно коротким, и он то ли... Я не знаю, почему, но он тогда же затих. И вот долгое время о миссии практически старались не говорить. Я не знаю, вы понимаете, о чём я говорю или нет, но это был какой-то вот... Наверное, не успех очень талантливых людей, которые очень по-разному и по-своему видели задачи миссионера, но они это делали исключительно через интернет, ну, за исключением, может быть, нескольких людей, которые действительно там, будучи священниками, служили в условиях Крайнего Севера, которые на собственном опыте об этом говорили. Но тогда вот очень много говорили о том, что вот мы миссионеры, наша задача — миссия. А как видели? Вот, может быть, потому что не было какой-то конкретной идеи, не было какой-то системы и базы, и наработки, они с нуля что-то начинали делать, может быть, поэтому это и не сложилось?

Епископ Евфимий:

— Вот вы затронули очень актуальную тему — это миссия в медиасфере. Кстати, мы провели в начале этого года при отделе двухнедельные курсы по подготовке православных блогеров. Это имело достаточно большой резонанс. И опять же, тут что нужно сказать? Этих людей нужно готовить, потому что мы слышим часто критику в адрес наших вот таких интернет-блогеров, священников, которые этим занимаются, но ведь они же, по сути дела, идут на ощупь, они идут как первопроходцы. Ни в одном учебном заведении Русской православной церкви не учат тому, как вести миссию в блогосфере. А между тем, это направление миссии, оно не только очень актуально, но оно имеет и ряд таких и особенностей, и подводных камней там огромное количество, понимаете? Поэтому вот для того, чтобы таких специалистов готовить, и нужно все-таки высшее учебное заведение, о котором я говорю, и за создание которого выступаю, это сложная задача, и она не может быть решена просто вот росчерком пера, необходимо создать для этого, конечно, в первую очередь, какую-то кадровую базу, но нужно идти к решению этой задачи. Другой пример приведу. Мы создали сейчас экзархаты в Африке, в Юго-Восточной Азии, и, конечно же, острейшим образом стоит кадровый вопрос. А кто поедет в Африку, чтобы совершать служение в таких непростых экзотических условиях? Конечно, мы привлекаем студентов из Африки, из стран Юго-Восточной Азии, чтобы они получали образование здесь, но мы все-таки не должны питать иллюзий. Если наши миссионеры не поедут в эти регионы и не создадут костяк вот этих церковных структур, то неизвестно ещё, какова будет их судьба, понимаете? Ведь всё же, как известно, решают кадры в любом процессе.

Алексей Пичугин:

— Спасибо большое. Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня были епископ Луховицкий Евфимий — председатель синодального миссионерского отдела, и Татьяна Соловьёва — маркетолог, пиарщик, выпускница программы «Теология» факультета дополнительного образования православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Я также напомню, что наши регулярные беседы про образование мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучшие и самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его можно на сайте clever-lab.pro. Ну а мы прощаемся, до новых встреч, всего доброго, будьте здоровы, до свидания.

Епископ Евфимий:

— Спасибо, всего доброго.

Т. Соловьева:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем