Отправной точкой невероятных перемен в российской системе образования стал принятый в 1864 году документ «Положение о начальных народных училищах». Он позволил частым лицам быть учредителями образовательных заведений, и Самара откликнулась на это открытием сразу нескольких школ. Одной из самых ярких среди них была гимназия Харитоновых.
Сестры Харитоновы – Ольга, Мария, Анна, Клавдия и Антонина, переехали в Самару из Санкт-Петербурга. Все пятеро имели блестящее образование, и были полны решимости посвятить себя воспитанию детей. Благородное устремление сестер разделяла их мама, Мария Александровна. Гимназия Харитоновых практически сразу стала престижной. В попечительский совет этой школы вошли многие уважаемые в городе люди. Как дворяне - Терлецкий, Батюшкова, Толстая, так и купцы – Аржанов, Курлин, фон Вакано.
Перечень предметов в гимназии сестер Харитоновых был традиционным, в него входили арифметика, география, история, языки, чистописание, рукоделие, танцы. Занятия по Закону Божиему с девочками проводили протоиерей Евгений Веригин и священник Александр Докукин. Воспитанницам из польских и немецких семей, коих в Самаре было немало, духовные дисциплины преподавал лютеранский пастор барон Вольдемар Фридрихович фон Энгельгардт.
Сестры Харитоновы отслеживали методологические новинки в области педагогики и применяли их на практике. Так, они одними из первых в стране стали использовать в своей работе методику Фридриха Фрёбеля. Этот немецкий педагог известен как автор привычного нам термина «детский сад». Воспитание по Фрёбелю заключалось в том, чтобы дать ребенку возможность проявить творческое начало, данное Богом. Именно эта идея оказалась созвучна педагогическим чаяниям сестер Харитоновых.
На всем, что касалась гимназии, лежала особая печать благородства. Даже здание, в которое переселились гимназистки в 1904 году, выделялось среди прочих. Этот особняк в стиле модерн, построенный подрядчиком Алексеем Нуйчевым по проекту архитектора Михаила Квятковского, и сейчас поражает взгляд своим декоративным убранством. На его фасаде можно разглядеть десятки скульптурных украшений – бабочки, слоники, вазоны, маски, и даже атланты. Хотя, надо признать, что на сегодняшний день этот памятник архитектуры утратил былое великолепие и нуждается в срочной реставрации.
А вот педагогическое наследие Харитоновых нашло свое продолжение в работе самарской школы № 25. Все новаторские методики и авторские программы, которые здесь смело используются, объединены общей целью – помочь юному человеку раскрыть данные Богом дарования – как того и хотели сестры Харитоновы. Кстати, именно их имя и носит школа.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.