Как-то поехала я в храм на вечернюю службу. После окончания богослужения все стали расходиться по своим домам, но народу в храме оставалось ещё довольно много. Мне даже уходить не хотелось, так было хорошо. Я всё ещё медлила. Подошёл мужчина: попросил помочь деньгами, сколько не жалко. Ехал в Сергиев Посад помолиться. Я растерялась.
Сразу же вспомнился мне недавний случай: тоже в храме, только в другом, подошёл мужчина и попросил помощи. Только не мог до Дивеево добраться. Сколько с собой было денег — всё отдала. Ведь ситуация у него была действительно, непростая. Позже пошли сомнения: «Кто же всё-таки это был?» Дошло даже до того, что я его осудила, не имея на то никакого права. Но, к сожалению, осознание этого пришло гораздо позже.
И вот сейчас история повторяется. Я с трудом отогнала от себя последние сомнения, порылась в кошельке и дала денег. Он поблагодарил и даже спросил моё имя. Затем, скрылся в толпе.
Когда я возвращалась домой, всё думала:
— Для чего я это сделала? Я же не знаю кто передо мной на самом деле! Да что же это такое! Опять я за своё! Просящему у тебя дай! — крутилось у меня в голове.
И тут вспомнилось мне, как нас приютила одна добрая женщина в своём доме в деревне Бородино, и денег не взяла. Я в компании однокурсниц поехала на реконструкцию Бородинского сражения. Но мы перепутали даты и оказались там на день раньше. Когда обнаружилась накладка было уже поздно. Мы ходили по домам, как неприкаянные, искали где бы переночевать. Народу на это мероприятие приехало огромное количество. Многие — заранее, и всех надо было где-то разместить.
И вот остался последний дом на этой улице, самый крайний. Постучали. Вышла приятная женщина, любезно нас встретила.
— Вы не сдаёте помещение? Мы хотели бы попасть на реконструкцию Бородинского сражения.
— Девоньки, реконструкция только завтра будет!
— А можно у Вас переночевать?
— Конечно! Заходите, мои хорошие!
— Сколько стоит?
— Нисколько!
Мы удивлённо переглянулись, но зашли. А нас было всё-таки пятеро! В доме кроме неё, правда, никто не жил. Хозяйка усадила нас ужинать и завязалась беседа.
— Как Вы решились нас принять? Пять человек. Не знакомых...
— Господь вас привёл! Как я по-другому могла поступить! — ответила хозяйка — Бывает, нищего где-нибудь у храма встретишь — тоже Господь послал. Правда ведь? Как можно мимо пройти?! Некоторые люди часто побаиваются милостыню подавать, мало ли на кого нарвутся! А я вот никогда об этом не думаю. Какое моё дело! Если встретила, значит мне его Бог послал.
Так бывает: самые важные слова, сказанные тебе когда-то, доходят до твоего сердца только годы спустя. Одним только разумом этого не понять. Та женщина стала для меня примером, как можно угодить Богу, помогая людям, и не обязательно только деньгами. Вот она приютила странников. А ведь это тоже милостыня. А эта женщина делилась с людьми в простоте своего сердца. Верно, у неё и в мыслях не было осудить несчастного человека. Мы не судьи. Один у нас судья — Бог!
Эти воспоминания меня успокоили. Ведь даже если я дам милостыню не тому, кто в ней действительно нуждается, то этим не согрешу. Если же пройду мимо действительно нуждающегося человека, хотя была возможность помочь, — это уже будет на моей совести.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова