Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Дерево для башмаков»

Поделиться Поделиться
Кадр из фильма «Дерево для башмаков»

«Дерево для башмаков», студия Ital-Noleggio Cinematografico, Radiotelevisione Italiana (RAI), режиссер Эрманно Ольми

— Что случилось? Что-то плохое?

— Хозяин прогоняет Батисти. К завтрашнему утру он должен освободить комнату. Он, жена и дети должны уйти.

— Это же значит лишить их хлеба.

— Это суровое наказание. Подумай, у них ведь ещё новорождённый.

— Бедняги. Теперь у них ничего нет.

— Помолимся за этих несчастных.

Непросто живётся маленькой крестьянской общине в Ломбардии, области на севере Италии, конца XIX-го века. Несколько семей обитают под одной крышей в доме на ферме. Трудятся, не покладая рук. Выращивают зерно и разводят скот. Работы хватает и взрослым, и детям. Вот только и земля, и скот, и ферма принадлежат не самим крестьянам, а хозяину — богатому помещику. Ему эти люди отдают большую часть плодов своего тяжёлого каждодневного труда. А он волен, когда захочет, прогнать крестьян с насиженного места, которое стало для них домом, где родились их дети. Такова жизнь героев кинофильма «Дерево для башмаков». В 1978-м году картину снял итальянский режиссёр Эрманно Ольми. Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Лента собрала высокие кинематографические награды — Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, французский «Сезар», а у себя на родине — национальную кинопремию «Давид ди Донателло».

Идею фильма «Дерево для башмаков» режиссёр вынашивал целых 20 лет. За основу сюжета Эрманно Ольми взял рассказы своего дедушки-крестьянина, которые слышал от него в детстве. Впрочем, сюжета как такового в картине и нет. По сути, перед взором зрителя проходят сцены из крестьянской жизни. Не придерживался Эрманно Ольми и чёткого сценария. Большинство диалогов в картине — просто импровизация. Кстати, абсолютно все роли исполнили непрофессиональные актёры — деревенские жители. Несколько месяцев накануне съёмок режиссёр провёл в сельской местности, и пригласил сняться в своём фильме крестьян, с которыми там познакомился. В стремлении достичь максимальной естественности, Ольми даже звук в картине сделал «живым» — записывал его прямо на съёмочной площадке, без последующего дубляжа. В результате самые будничные события крестьянской жизни режиссёр сумел превратить в визуальный киношедевр, захватывающее повествование огромной глубины и искренности.

Мы видим тяжёлый труд и бедный быт. Овдовевшую мать шестерых детей, которая помимо работы на хозяина вынуждена подрабатывать прачкой, чтобы прокормить семью. Старика, украдкой сажающего на помещичьей земле помидоры, чтобы потом продать урожай и заработать для семьи немного денег. Управляющего, он приезжает на ферму и забирает для помещика зерно или мясо. Днём все, от мала до велика, работают. А по вечерам собираются в большом амбаре, где глава одного из семейств, крестьянин по имени Батисти, развлекает народ разными историями.

Четыре семьи во всём держатся сообща: вместе добывают хлеб насущный, вместе веселятся, вместе переживают горести, помогают друг другу в нужде. Вместе молятся. Небольшую общину опекает местный священник. Режиссёр Эрманно ярко подчёркивает то, как вера в Бога помогала крестьянам в их нелёгкой жизни. Пожалуй, особенно ярко сила веры продемонстрирована в эпизоде с болезнью коровы. Единственная кормилица бедной вдовы однажды утром внезапно слегла. Позвали ветеринара, однако его прогноз оказался неутешительным:

— Это ваше животное? Ваше личное или хозяина?

— Наше, по милости Божьей.

— На этот раз Господь не очень-то к вам и милостив.

— Святая Мадонна, что же это будет?

— Если хотите знать правду, синьора, она не протянет и до полудня.

Ветеринар даёт вдове вполне разумный и логичный совет — забить обречённое животное. Однако женщина отправляется не к мяснику, а... в церковь. И просит Бога ей помочь. Услышит ли Господь её молитвы, свершится ли чудо — об этом мы узнаем, посмотрев фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков». А заодно и выясним, почему картина называется именно так. Немногословная лента длится более двух часов, однако смотрится на одном дыхании — настолько великолепно она снята. Словно созерцаешь картину, написанную тончайшей кистью гениального художника. И всё это — под музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Несмотря на то, что жизнь героев фильма очень трудна, она подвигает их к милосердным поступкам. Посадить за стол нищего блаженного, хотя скудной пищи и так едва хватает на всех. Взять малыша из монастырского приюта, когда у самих — семеро по лавкам. Всё принимать, не роптать, в радости и горе полагаться на Бога. И, наверное, поэтому фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков» оставляет такое необыкновенное ощущение — светлое, пронзительное и трогательное.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем