У нас в гостях был клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский.
Разговор шел о церковных правилах брака и о значении Таинства венчания.
Отец Александр рассказал, какие могут быть препятствия заключению церковного брака. Также наш гость размышлял, что может помочь супругам в укреплении семейных взаимоотношений.
Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова
Александр Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья. Вновь суббота, вновь семейный стол в «Светлой студии» Радио ВЕРА, и вновь красавица ведущая программы «Семейный час» Алла Сергеевна Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Александр Ананьев, как всегда щедрый на комплименты. Спасибо.
Александр Ананьев:
— Да, а что делать, когда ты здесь не случайно, а ты муж этой прекрасной женщины? Это неизменно возлагает на тебя какие-то определенные как официальные, так и негласные обязательства. Было бы иначе, и вел бы себя как-нибудь по-другому. А в гостях у нас сегодня замечательный священник, который рассуждает так, что просто час пролетает незаметно, клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, тот самый замечательный храм, связанный с именем протоиерея Дмитрия Смирнова, протоиерей Александр Березовский. Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте.
Протоиерей Александр Березовский:
— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Добрый вечер, Александр. Добрый вечер, ведущая.
Александр Ананьев:
— Алла Сергеевна.
Протоиерей Александр Березовский:
— Алла Сергеевна.
Алла Митрофанова:
— Ладно.
Александр Ананьев:
— Мне нравится, Алла Сергеевна, в этом есть что-то такое. Я вообще считаю, что муж и жена должны называть друг друга по имени-отчеству, в этом есть что-то очень правильное.
Алла Митрофанова:
— Мне тоже нравится, Александр Владимирович.
Протоиерей Александр Березовский:
— Как раньше дети: маменька, папенька. Это ж вообще, да?
Алла Митрофанова:
— Да и на «вы» часто, да?
Протоиерей Александр Березовский:
— Да, это было принято, и на самом деле это очень умилительно звучит.
Александр Ананьев:
— Когда я крестился, а дочери было, наверное, лет семнадцать- восемнадцать, она начала закатывать глаза и обращаться ко мне не иначе как батюшка. В этом есть какая-то ирония. Тема сегодняшнего разговора далека от веселой. Потому что сегодня мне хочется поговорить о правилах, а когда речь заходит о правилах, у всех сразу хмурятся брови. Церковные правила брака — именно так сформулировали мы сегодня тему программы «Семейный час». И начну я с нетривиального вопроса. Отец Александр, бывали ли случаи, когда к вам подходила молодая пара или немолодая пара или пара среднего возраста и говорила: отец Александр, вот мы такие-то, благословите нас венчаться в вашем храме? А вы пообщались с ними, посмотрели на них, поговорили с ними, развели руками и сказали: дорогие мои, рад бы, но не могу вас обвенчать, и вообще не следовало бы вам этого делать, ступали бы вы лучше в стороны противоположные. Была ли в вашем служении такая история?
Протоиерей Александр Березовский:
— Нет, такого не припомню, чтобы пришла пара с просьбой их повенчать. Обычно приходят с просьбой их повенчать люди, которые либо уже в браке, либо собираются вступить в брак и хотят, чтобы гражданская сторона брака и церковная были близки. Люди, например, в субботу расписываются, в воскресенье венчаются, поэтому они пришли договориться. Такое, да. Бывает, что приходит один человек с некими сомнениями, когда получил предложение, например девушка, вступить в брак, но у нее есть сомнения. И тут бывали моменты, когда я пытался отговорить от этого брака. Но опять же со слов этой девушки, ибо я не всегда имею возможность пообщаться с двумя. Если есть какие-то у меня сомнения, я всегда прошу прийти вдвоем и как-то выяснить ситуацию со всех сторон. Такое было, когда я не рекомендовал. И однажды мою рекомендацию приняли. Однажды. Не рекомендовал несколько раз, но, как правило, человек, выслушав некое мнение священника, стоит на своем, остается при своем, поступает по-своему. Как отец Дмитрий говорил: сколько раз у меня спрашивали советов и как редко их исполняли. Что ж тут?! Каждый человек волен выбирать, следовать ему этому совету или нет.
Алла Митрофанова:
— Мне кажется, еще так может быть, что человек спрашивает совета, а на самом деле уже знает, какого ответа ему хотелось бы.
Протоиерей Александр Березовский:
— Это в большинстве случаев.
Алла Митрофанова:
— И если мнение совпадет, то он примет. А если не совпадет, то пойдет искать, может быть, другого священника, другого совета. И будет так искать до тех пор, пока не найдет того, с кем у него совпадут взгляды, и вот тогда да.
Протоиерей Александр Березовский:
— И такое бывает. А бывает, что и никуда не ходит, придет, дома посидит, подумает-подумает над словами священника, скажет: нет, это не мое и сделает по-своему. Тут по-всякому убывает.
Алла Митрофанова:
— Да, наверное, это тоже не плохо. Ведь важно, чтобы человек при этом ответственность на себя взял за свою жизнь и свой выбор. Когда на отцов такую ответственность возлагают: вот батюшка, благословите — это тоже не совсем то, для чего священник приходской человеку Господом Богом дается. Голова-то своя должна быть на плечах, думать-то надо.
Александр Ананьев:
— Зачем тебе голова на плечах?
Алла Митрофанова:
— Мне-то не надо, у меня муж есть.
Александр Ананьев:
— Есть правила о канонических аспектах церковного брака на сайте patriarchia.ru, здесь все. Просто у меня перед глазами этот длинный список правил, здесь очень доступно, понятно, исчерпывающе указано, так что все нормально.
Протоиерей Александр Березовский:
— Но никакой документ исчерпать этот вопрос не может. Потому что обязательно нюансы возникают, которые не укладываются в список тех правил, которые там написаны, и люди как-то пытаются найти ответ, а как же быть все-таки.
Александр Ананьев:
— Допустим, пункт четвертый в этих правилах — браки с нехристианами. Когда мы с Алечкой первый раз пришли в храм к священнику, к которому она тогда ходила и представила меня, я был не крещенный, я был не христианин. И, тем не менее, она меня представила фактически как будущего мужа.
Алла Митрофанова:
— Да, все понятно уже было как-то. Я хоть и тормозила на пятках, но было уже понятно, к чему все идет.
Александр Ананьев:
— Как работает это правило? Я поясню свой вопрос. Человек может быть крещенным, он может даже носить крестик.
Алла Митрофанова:
— Да.
Александр Ананьев:
— Но при этом он может быть не христианином. Я уже не говорю о христианском образе жизни, воздержании от каких-то уж совсем явных грехов. Он может никогда не ходить в храм, никогда не принимать участие в богослужении. И таких много. Из тех, кто приходит в храм два раза в жизни, ну, три раза в жизни, на венчание, на крещение ребенка и на собственное отпевание. Как-то вот все. И один костюм на все три случая. Как быть в этом случае, ведь правило говорит однозначно: браки с нехристианами запрещены.
Протоиерей Александр Березовский:
— В этом пункте рассматривается, что такое нехристиане. Человек крещенный не подпадает под этот пункт правила.
Александр Ананьев:
— То есть он все-таки считается де-юре христианином.
Протоиерей Александр Березовский:
— Он считается де-юре христианином. Другое дело, что повенчать сразу или сначала человека воцерковить, это зависит уже от священника, к которому обратились с этой просьбой. Пришли два человека. Первый вопрос: вы крещенные? — Да. — В православной церкви крещенные? Потому что если в армянской церкви крещенные, то нужен чин присоединения к православию. — Да, в православной церкви крещенные. Дальше вопрос: вы люди церковные? Иногда на этот вопрос у людей возникает недоумение, что значит церковные? Тогда начинаешь пояснять: как часто вы бываете в церкви, как часто приступаете к таинству, как часто вы исповедуетесь, читали ли вы Священное Писание, Евангелие, знаете ли вы, что такое церковный брак и чем он отличается от не церковного, а чисто государственного?
Александр Ананьев:
— Вы каждый раз такой опросник предлагаете людям?
Протоиерей Александр Березовский:
— Да. Если я людей не знаю, то я должен хотя бы на этих вопросах составить некое о них мнение, как быть дальше.
Александр Ананьев:
— Дайте-ка угадаю, половина получают незачет.
Протоиерей Александр Березовский:
— Да. И тогда я людям предлагаю побеседовать. На самом деле наш церковный документ, который вы сейчас открыли, обязывает священника проводить с такими людьми, крещенными, но не воцерковленными, обязательные катехизические беседы по поводу церковного брака. Я приглашаю людей на одну-две, столько, сколько понадобится этих бесед, с тем, чтобы они немножечко в этом вопросе просветились, рекомендую им литературу, которую нужно прочитать с тем, чтобы они понимали обязанности в этом браке, цели этого брака.
Алла Митрофанова:
— А какие цели и какие обязанности?
Протоиерей Александр Березовский:
— Цель церковного брака, я опять же буду цитировать моего любимого батюшку отца Дмитрия, это создание домашней церкви.
Алла Митрофанова:
— А это что такое в свою очередь?
Протоиерей Александр Березовский:
— Это в свою очередь прообраз церкви Божией, в которой муж глава этой церкви, жена это помощник ему, дети это церковный народ.
Алла Митрофанова:
— Речь же не идет о том, что отец семейства дома проводит то или иное таинство?
Протоиерей Александр Березовский:
— Нет, конечно.
Алла Митрофанова:
— А в каком смысле тогда?
Протоиерей Александр Березовский:
— В смысле приведения своей домашней церкви к истинной вере. Ребеночек родился, он же вообще никак в этом мире в вере не разбирается — научить. Так организовать свой семейный быт, свою семейную жизнь, чтобы вера во Христа Иисуса стала всеобщей для семьи, чтобы богослужения церковные стали правилом для всех, чтобы в людях возрастала любовь к Богу — это задача в первую очередь отца семейства. А в церковном браке, когда «все едиными устами, единым сердцем», оно как раз и споспешествует решению этой задачи. Если люди не единой верой живут, то тогда, конечно, эта задача не достижима.
Александр Ананьев:
— «Семейный час» на Радио ВЕРА. Клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский, Алла Митрофанова и Александр Ананьев размышляем. Не даем ответы на какие-то очень конкретные вопросы, все конкретные ответы на сайте patriarchia.ru относительно правил церковного брака, но мы размышляем о том, с какими трудностями мы сталкиваемся, какие бывают случаи и как избежать трудностей в уже сложившейся семейной жизни. Да, Алечка?
Алла Митрофанова:
— Пробуем разобраться, хотя понимаем прекрасно, не бывает универсальных ответов. Все так индивидуально.
Александр Ананьев:
— Не бывает. Я почему спросил про браки с нехристианами? Отчасти, отец Александр, не скажу, что на все сто процентов, но отчасти, в церковь меня привела жена.
Алла Митрофанова:
— Да ты сам пришел.
Александр Ананьев:
— Потому что как-то так получилось, что сначала я понял, что очень хочу быть мужем этой женщины, а потом понял, что быть мужем этой женщины и не быть в церкви не реально. И я пришел в церковь, и она меня фактически привела.
Алла Митрофанова:
— Нет, помнишь, как ты говорил, что ты искал Бога.
Александр Ананьев:
— Да, я искал Бога, а Бог привел мне жену. Да, безусловно, у меня был такой запрос. Но давай представим, что тебе встретился человек, у которого нет такого запроса.
Алла Митрофанова:
— Тогда бы у нас, может быть, ничего не получилось.
Александр Ананьев:
— Да, хотя, казалось бы, церковь не противится такому браку, но это же прямой путь испортить, и сильно испортить, христианскую жизнь молодой женщины. Я не знаю, сейчас глупо говорить: если бы я был священником, я бы сделал так-то и так-то, это глупость полная. Но разве священник, видя, что перед ним, скажем так, женщина, которую он хорошо знает, она к нему приходит на исповедь, конечно же, она привела к нему этого парня. А тот называет священника святым отцом, прячет глаза и очень хочет смотаться вообще из церкви. Не комфортно ему здесь. И он понимает, что этих двоих, в общем, наверное... А она его любит, ну что, она человек, он человек, зарабатывает двести сорок тысяч в месяц. Как такого не любить? Но на месте священника я бы сказал: Серафима Степановна, одумайся, дорогая, не пара он тебе.
Алла Митрофанова:
— Ты не знаешь, что бы ты сказал на месте священника.
Александр Ананьев:
— Да. Давай предположим, что я накидываю идеи, в общем и целом. Все-таки супруги должны быть хоть сколько-нибудь, или хотя стремиться к тому, чтобы быть хоть сколько-нибудь синхронны и созвучны в духовной жизни. А если нет, это преграда?
Протоиерей Александр Березовский:
— Если человек не заражен каким-то сектантским учением, если пришли двое в храм и выясняется, что один из них православный, а другой, скорей, разделяет сектантское учение и очень ему симпатизирует, тогда, конечно, такой брак невозможен. Если человек подвержен каким-то пагубным страстям и считает их нормой жизни и не собирается вообще ничего в своей жизни менять, это, конечно, является препятствием для брака. Если человек имеет некое психическое заболевание...
Александр Ананьев:
— Где ж вы сейчас психически здоровых-то встречали?
Протоиерей Александр Березовский:
— Степень разная. И тут много всяких моментов. Я сказал про беседу с желающими вступать в брак, и вместе беседу и с каждым из них по отдельности, потому что есть те вещи, которые люди могут только один на один открыть. Есть много всяких нюансов, которые если не препятствуют заключению брака в принципе, то, по крайней мере, требуют некоего времени для того, чтобы подготовиться к заключению церковного брака. Тут очень различные бывают моменты. Отцу Дмитрию часто задавали вопросы по поводу семьи и брака, он же возглавлял патриаршую комиссию по материнству и детству, и эти вопросы ему задавали постоянно. У него уже был дежурный список ответов на все эти вопросы. Когда его спрашивают, каким должен быть муж, этот вопрос звучал, или какая должна быть жена? И он всегда говорил, что муж должен быть самостоятельным, не маменькиным сыночком, муж должен быть мужественным и умеющим постоять за свою семью, а не размазней, он должен обеспечивать свою семью, он обязательно должен зарабатывать. Я знаю, когда к отцу Дмитрию приходил претендент на руку какой-нибудь прихожанки нашей, он сразу спрашивал: сколько зарабатываешь?
Алла Митрофанова:
— Вот так вот.
Протоиерей Александр Березовский:
— Да, первый вопрос, сколько зарабатываешь. — Ну, вот я вообще-то, знаете, сейчас в поиске работы. Он говорит: ну и какой ты муж? Вот когда найдешь работу, принесешь мне справку о твоем заработке, вот тогда мы с тобой продолжим.
Александр Ананьев:
— Сурово.
Протоиерей Александр Березовский:
— А как еще? Хорошо, она говорит: он такой красивый, он такой ласковый, он такой заботливый, он такой-сякой. Вот мы вас повенчали, вот вы поженились, дальше что? На следующий день нужно идти в магазин, он к ней придет, скажет: дай денег. Потому что у него-то нет, он в поиске работы, у него пока нет. Или пошел к родителям. А где жить будете? — Ну, сначала у ее родителей. А у них двухкомнатная квартира, то есть сейчас мы их выселим в маленькую комнату, вторую мы займем и будем толкаться на кухне в шесть квадратных метров. Он говорит: нет, так не годится, потому что это вас рассорит. У ее родителей жена будет как буфер между мужем и родителями, или у него он будет таким. Это всегда очень и очень плохо влияет на семейные отношения.
Александр Ананьев:
— На двести процентов справедливо.
Протоиерей Александр Березовский:
— Это, может быть, покажется жестоко, ну, как же, люди любят друг друга, люди прониклись.
Алла Митрофанова:
— А вы тут о деньгах, о материальном.
Протоиерей Александр Березовский:
— А вы тут... Он говорит: я просто устал решать потом эти вопросы, с которыми люди ко мне идут, столкнувшись в реалии. А они все витают в облаках, им кажется, что главное любовь. Да, ничего подобного. Главное, где жить и на что жить, а потом любовь. Это ответ отца Дмитрия.
Алла Митрофанова:
— Это, конечно, хардкор такой. А с точки зрения, мы же православные, мы должны все материальное ставить на второе место. Действительно, на первом месте должна быть любовь, мы должны все быть в церкви, а вы нам тут про деньги. А мне кажется, что вопрос отца Дмитрия не в бровь, а в глаз по той простой причине, что это тест на ту самую самостоятельность мужчины и способность взять на себя ответственность.
Протоиерей Александр Березовский:
— Люди не способны долго терпеть неустроенность бытовую, просто не способны. Это поначалу они: мне много не надо, да мне угол, да нам бы вот чуть-чуть. А потом, когда все это тянется-тянется и никак не решается, начинает уже очень сильно угнетать и начинаются ссоры. Ну, когда ты, в конце концов, начнешь зарабатывать? Нам уже пора хотя бы снимать, ну, что мы ютимся, не пойми где и как. — Ну, что ты ко мне пристала, сколько можно, я ищу. — Ну ты уже ищешь пять лет и ничего не нашел. — Ну, я пытаюсь. И это бесконечно, начинаются ссоры. А дьявол же не дремлет, он начинает еще и предлагать альтернативу: зачем он тебе нужен, смотри, какие ребята вокруг тебя ходят. Начинается ревность, тут столько всего, ой.
Алла Митрофанова:
— Слушайте, ведь этот персонаж в любом случае найдет повод, чтобы альтернативу предложить. Допустим, у людей в материальном плане все отлично, и допустим, мужчина очень хорошо зарабатывает, и вообще он ярко выраженный завоеватель и прочее. У него может быть другая особенность. Ему одной женщины может быть мало, он привык, что он покоряет одну вершину за другой. Он эту женщину покорил, она уже его жена, ему теперь надо еще кого-нибудь. И так далее, и появляются связи на стороне, все это сложные истории. Мне кажется, что упомянутый вами дьявол, исходя из тех вводных, которые есть в нашей жизни, постоянно будет какие-то истории изобретать.
Александр Ананьев:
— Работающие креативные решения.
Алла Митрофанова:
— Да. Вне зависимости от того, кто сколько зарабатывает. Не зарабатывают люди, будет ловить на этом. Если зарабатывают, будет ловить на чем-то другом. Все равно будет ловить.
Протоиерей Александр Березовский:
— Будет, ну и что? Его работа.
Александр Ананьев:
— Тогда, если придет женщина, сколько ты зарабатываешь? — Полтора миллиона в месяц? Прочь отсюда, уйди, уйди. Сплошные искушения.
Протоиерей Александр Березовский:
— Ну, значит так, что тут поделаешь, мы же не можем сейчас выстроить такую жизнь идеальную, где бы дьявол не мог к нам подобраться. Он всегда подберется. Просто когда мы вступаем в церковный брак, мы тем самым укрепляем наш брачный союз. Во-первых, возникает ответственность у людей не только перед государством, не только перед друг другом, а еще и перед Богом, что действительно удерживает людей от всяких греховных соблазнов. Потом, это же действительно «да будут два в плоть едину», как сказано у нас. И это люди начинают ощущать, и физическое даже единство и духовное. И гораздо легче людям оставаться в верности друг другу. Этот вопрос верности, конечно, все время как некий главный вопрос семейных отношений, всегда есть, потому что соблазн вокруг нас вьется как некий дымок. Чтобы его преодолеть, конечно, человеку необходима Божья помощь. В воцерковленной семье, когда супруги вместе молятся, утром вместе, вечером вместе, вместе в храме, вместе на молебне, вместе поехали в паломническую поездку и все время вместе. Я бы рекомендовал людям, желающим укрепить семейные отношения, всегда быть вместе. Люди иногда отдыхают порознь, паломничество порознь.
Александр Ананьев:
— Я даже читал о людях, которые порознь с женой работают.
Протоиерей Александр Березовский:
— Да.
Алла Митрофанова:
— Все ж так бывает.
Протоиерей Александр Березовский:
— Двадцать четыре часа в сутки терпеть человека рядом — это тоже некий подвиг.
Алла Митрофанова:
— Это наш случай как раз. Саша меня терпит 24 на 7 постоянно.
Протоиерей Александр Березовский:
— Это тоже, поверьте мне, хотя у него и улыбка всегда на лице, это все равно труд.
Александр Ананьев:
— Не скажу, что это подвиг, но что-то...
Алла Митрофанова:
— Что-то героическое...
Александр Ананьев:
— Что-то героическое.
Алла Митрофанова:
— Да, ладно тебе, подвиг, подвиг. Уж кто-кто, а я-то точно знаю.
Александр Ананьев:
— Сейчас мы прервемся на минуту. У нас полезная информация на Радио ВЕРА. А через минуту продолжим наш разговор о церковных правилах брака. Есть у меня несколько вопросов, которые, я абсолютно точно знаю, не поставят в тупик нашего сегодняшнего гостя, клирика московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерея Александра Березовского.
Александр Ананьев:
— И мы возвращаемся в «Светлую студию» Радио ВЕРА на Андреевской набережной в Москве. Алла Митрофанова, Александр Ананьев и клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский. Говорим сегодня о церковных правилах брака, о писаных правилах, о неписаных правилах и, скажем так, женских интерпретациях этих правил. Алла Сергеевна, тебе слово.
Алла Митрофанова:
— Женские интерпретации — это лучше по твоей части тогда, я, может быть, как-то поддержу, присоединюсь. Я знаете, о чем, отец Александр, хотела о чем спросить. Вы чуть выше сказали, как важно, чтобы супруги вместе молились, вместе были в храме, вместе ездили в паломничество, вместе... И тогда это церковный брак, церковная семья. А я вспоминаю один случай, оно ж по-разному бывает.
Протоиерей Александр Березовский:
— Это укрепляет семейные отношения.
Алла Митрофанова:
— Укрепляет, понимаю. Вспоминаю такую историю. Супруги, венчанный брак, вместе молятся, вместе в храме, даже и работали где-то отчасти вместе. Супруга как-то бледнеет, зеленеет и вообще начинает быть не похожей на себя. Условно говоря, вскрытие показало, что происходило в семье. Происходили там крайне неприятные истории. Супруг считал, что мы же патриархальная семья, поэтому ты, женщина, занимайся домом и хозяйством, работа у тебя — а у нее любимая работа была, она горела, она очень крутой профессионал — это не для тебя, ты же православная женщина, ты работать не должна, ты должна быть за мужем. Я буду работать, а ты давай, в семь утра чтобы у меня каждое утро были блинчики. И она так упахивалась по дому, со всеми уборками, что она едва-едва могла открыть глаза. А у нее еще, видимо, какая-то своя была особенность, трудно ей было каждое утро, невзирая на то, какая погода, как она себя чувствует, в семь утра чтобы были горячие блинчики на завтрак. Нельзя сказать, чтобы она была счастливой, ничем хорошим эта история не кончилась. Хотя по всем формальным критериям, о которых вы сказали, эта семья проходила как образцовая церковная, но чего-то другого там не было, я не знаю, как это объяснить, а формально все было хорошо.
Протоиерей Александр Березовский:
— Там не было любви этого мужчины к своей жене. Была любовь к себе, а она должна была удовлетворять ему эту его любовь к себе. Поэтому он так деспотично к ней относился, без всякой жалости. Вид ее такой безумной усталости никак не действовал на его сердце, жалости не было, он продолжал требовать. Это отсутствие любви. Когда человек так самовлюблен, что не замечает ничего вокруг и любой ценой пытается удовлетворить то, что ему хочется. Она, к сожалению, так ошиблась, выйдя замуж за такого самовлюбленного, жестокосердного, бездушного человека, не способного любить другого.
Алла Митрофанова:
— Он православный, и он считал, что он таким образом исполняет заповеди Христовы. Он же глава семьи, глава малой церкви.
Протоиерей Александр Березовский:
— Люди так интерпретируют в свою пользу. Апостол нам говорит, если вспомните, очень хорошо о любви, какая она должна быть. «Любовь не завидует, не превозносится, не ищет своего». А если человек ищет своего, то какая же... тогда в нем нет любви. Тогда, как апостол Павел говорит, как барабан пустой. Вот и все. Даже если облачен во всякие внешние очень православные вещи, это не делает человека христианином. Наденем на чучело подрясник, оно же не станет священнослужителем. Это будет чучело и чучело, на которое надели... Так же и человек, он может вполне по-православному изъясняться, а жизнь его совершенно не православная. Что тут поделаешь? Таких случаев не мало.
Александр Ананьев:
— Алечка сейчас задала очень важный вопрос, а вы дали на него очень важный ответ. Но я хочу развернуть его неожиданным боком. На сайте patriarchia.ru в списке церковных правил брака, я сейчас проверил, убедился в этом, нет ни одного пункта о любви. По сути Алечка задала очень правильный вопрос: если любви нет, это является поводом не считать брак действительным с формальной точки зрения. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — Евангелие от Матфея, глава 19-я. А если любви нет, тоже не разлучает? Нет здесь пункта.
Протоиерей Александр Березовский:
— Я отвечу на этот вопрос. Отсутствие любви обязательно породит один из пунктов этого документа.
Александр Ананьев:
— Не факт.
Протоиерей Александр Березовский:
— Абсолютно точно, я вам говорю. Либо измену.
Алла Митрофанова:
— О, да.
Протоиерей Александр Березовский:
— Либо ненависть до нанесения телесных... Либо все, что там перечислено: неспособность к сожительству, к супружеской жизни, это все породит обязательно. Потому что любовь созиждет в человеке то, что делает возможным брак. Отсутствие любви обязательно его разрушает. И оно приходит, вот, пожалуйста, приходит к одному или даже к нескольким этим пунктам.
Александр Ананьев:
— Буквально на днях говорили с протоиереем Игорем Гагариным, он очень здорово уточнил, что страх не ограждает тебя от греха, не гарантирует тебе того, что ты не согрешишь. А вот радость как раз и является преградой между человеком и грехом. Человек в радости и в любви просто не захочет грешить, а вот в унынии, да, вполне.
Протоиерей Александр Березовский:
— Истинная любовь...
Александр Ананьев:
— Источник радости.
Протоиерей Александр Березовский:
— И делает невозможным предательство в той или иной степени. Потому что человек не может преступить, для него любовь, которая дает ему истинную радость, дороже того, что предлагает ему дьявол.
Александр Ананьев:
— Я как-то слышал, отец Александр, примерно следующее высказывание, за дословность не ручаюсь, суть передам. «А коль священник скажет тебе, на ком тебе жениться или на ком тебе не жениться, беги из того храма, сломя голову, ибо не должно священнику управлять жизнью любого человека».
Протоиерей Александр Березовский:
— Да, действительно, священник не может категорично человеку указывать. Священник обязан, увидев некоторые подводные камни, которые для человека не видны, ему об этом сказать. Как человеку можно сказать: видишь, эту девушку, женщину, все, ты на ней должен жениться? Почему я должен жениться?
Алла Митрофанова:
— В 90-е так было, практиковали, и знаю, что много, к сожалению...
Протоиерей Александр Березовский:
— Практиковали и, к сожалению, это все такими последствиями обернулось нехорошими. Точно так же и с точки зрения не жениться. Я знаю такой случай, однажды пришел один молодой человек, по-моему, к батюшке, брать благословение на то, чтобы ему жениться. Он сказал: нет, твой путь монашество, не благословляю ни при каких условиях. Даже слушать не стал: нет, ты должен стать монахом. Тот говорит: я вообще не помышлял об этом, у меня душа не лежит к монашеству. — Нет, я вижу в тебе монаха. Батюшка уперся так. Этому молодому человеку пришлось ехать к епископу с тем, чтобы разрешить это недоумение, потому что он вышел полностью растерянным, как же так, почему такое указание? Там к счастью все разрешилось, он женился и, по-моему, очень счастливо живет.
Алла Митрофанова:
— Слава Богу.
Александр Ананьев:
— У нас с тобой тоже одну нашу общую знакомую так священник в монахини записал.
Алла Митрофанова:
— Я вспоминаю, что в моей жизни такой был эпизод.
Александр Ананьев:
— Я хотел сказать именно это, но я как-то деликатно сказал: наша общая знакомая.
Алла Митрофанова:
— Да, ладно уж, что там. Есть моя доля ответственности очень серьезная. Я была неофитка, пришла на исповедь к совершенно незнакомому священнику. Я посмотрела, что он серьезно, глубоко с другими людьми разговаривает, пригляделась и думаю, вот бы со мной он так глубоко, серьезно поговорил. И через неделю к нему поехала на исповедь. А у меня такая драма была внутренняя, все болело. Думаю: вот сейчас я все этому батюшке скажу, уж он-то точно разберется. Я сама по этой своей детскости и, фактически, по инфантилизму духовному возложила на человека полномочия и дала возможность ему мне какие-то такие вещи сказать. А он, видимо, человек был горячий и давай мне: так тебе в монастырь надо, я тебя давай благословлю. Причем, он меня благословил, буквально благословил идти в монахини, мотивируя это тем, что посмотри на себя, ты худая, к семейной жизни не приспособленная, у тебя ничего не получится, а в монастыре и здоровье подправишь, и окрепнешь, физической работой будешь заниматься, тебе вот в монастырь. Все, я тебя благословляю. И я помню, возвращаюсь, встречалась я с друзьями, иду, реву в три ручья. Я совершенно себя не чувствовала пригодной к монашеской жизни, не чувствовала призвания. Читала где-то, что это должно быть именно призвание, что в монастырь не уходят, а в монастырь приходят. И я иду реву, что же теперь делать? Слава Богу, у меня друзья были люди с духовным опытом. Они мне сказали: он тебе не духовник, ты его первый раз в жизни видишь, ну что ты слушаешь? Конечно же, нет. Как же Господь против твоей собственной воли может тебя к такому пути принудить, ну что ты, Господь же тебя любит и хочет для тебя, как лучше, неужели Он будет тебя ломать об коленку. А я там в истерике, в соплях, в слезах. Они меня подутешили.
Протоиерей Александр Березовский:
— Господь, конечно, не ломает, бывает так, что человек себя ломает и говорит: ну что ж, видно, на то воля Божия. И смиренно принимает такую волю и становится очень неплохим монахом или монахиней. Постоянно себя смиряя, отсекая мысли о той жизни, которая могла бы быть, и тем самым достаточно правильную жизнь ведет. Потому что Господь с человеком на каждом жизненном пути, семейный или монашеский это путь, если человек ищет Бога, Он ему выходит навстречу. Поэтому часто бывает, что сожалеем о том, что избрали не тот путь. На самом деле, нет, не в том ошибка, что мы избрали не тот путь, а то, что мы на избранном пути не хотим идти до конца. Нам стало трудно, и мы начинаем оглядываться назад. А оглядывающийся назад не благонадежен для Царствия Небесного.
Алла Митрофанова:
— Жена Лота так.
Протоиерей Александр Березовский:
— И человеку становится невыносимо трудно на этом пути. Я говорю, что неважно, какой человек путь избрал, ему все время кажется, что он ошибся, надо было... А на самом деле, иди тем путем, который ты избрал, на который тебя Бог благословил, даже если могло быть немножко легче путем другим. Иди уже этим, не мечись туда-сюда. Но бывает так, чтобы человек пришел в монастырь, уже в монахи пострижен, уже прошел все, и послушничество, и иночество, уже монах, десять лет в монастыре. Раз, ушел в мир, женился. Ну и чего? Или человек женился, у него пятеро детей, и вдруг он бросил все, и в монастырь бегом: вот я ошибся, надо было мне сразу сюда. И тот и другой поступок безумный, потому что человек не правильно поступает, выбрал — иди, трудно — молись, преодолевай, но не сворачивай с него.
Александр Ананьев:
— «Семейный час» на Радио ВЕРА. Клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский. Я Александр Ананьев. И Алла Митрофанова, которая могла бы стать прекрасной монахиней...
Алла Митрофанова:
— Нет.
Александр Ананьев:
— ...Но не стала. Я сейчас, знаешь, что подумал. Я сейчас подумал, что может быть слова этого священника все-таки пророческие, и мы...
Алла Митрофанова:
— Ой, не знаю. Давай не будем.
Александр Ананьев:
— Нет, почему, у меня есть план. По достижении 77 лет, цифра взята с неба, мы с тобой поедем в Алатырь, там мужской и женский монастырь, они через дорожку буквально, через узкую дорожку, обвитую виноградом. Я в мужской монастырь, ты в женский, и будем, как Петр и Феврония.
Алла Митрофанова:
— Давай доживем, увидим.
Александр Ананьев:
— А почему это сейчас не практикуется, отец Александр? Или практикуется? Что супругу в конце жизни отправляются в монастырь.
Алла Митрофанова:
— Да, бывает, наверное, всякое.
Протоиерей Александр Березовский:
— Да, я тоже думаю, что бывает всякое. Дело в том, что супруги обычно в старости обременены внуками.
Александр Ананьев:
— И собака опять же.
Протоиерей Александр Березовский:
— Когда дети вынуждены работать, и бабушкам-дедушкам приходится, забыв о своей старости, поднимать внуков, их образовывать и воспитывать и вообще все и вся.
Александр Ананьев:
— И рады бы в монастырь.
Протоиерей Александр Березовский:
— Им просто некогда, их никто в монастырь не отпускает.
Александр Ананьев:
— Хотя хотелось бы. А если серьезно. Я опять же обращаюсь к правилам церковного брака на сайте patriarchia.ru. «Брачный союз, — гласит пятый пункт, — прекращается смертью одного из супругов». И приводится фрагмент седьмой главы 1-го Послания к коринфянам: «Жена связана законом, доколе жив муж ее, если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». Вот это я немножко не понимаю. С точки зрения церковного закона это правило, как бы, не действительно, потому что смерти нет. Когда супруг умирает физически, он же не умирает вообще, и связь супругов сохраняется, и молитвенное общение сохраняется, и самое главное, сохраняется любовь. Почему же, если смерти нет, любовь есть, общение есть, а брака нет?
Протоиерей Александр Березовский:
— Апостол не обязывает, а позволяет вступать в брак. Почему? С тем, чтобы избежать худших грехов, например, блуда. Если, например, женщина молода и овдовела. Ей предлагается всю жизнь оставаться в этом вдовстве, а она не может понести этот крест. Поэтому чтобы не жить в грехе, ей позволяется вступить в законный брак, так же и мужчине, ради этого. Если же человек хочет сохранить верность своему супругу умершему и сохранить вдовство в чистоте, это церковью только приветствуется. Мы таких случаев знаем немало, но ради человеческой немощи позволено.
Алла Митрофанова:
— Я знаю примеры, знаю женщин, которые остались вдовами и повторно вышли замуж. Судя по тому, как они говорят о своих мужьях, рассказывают, вспоминают их, держат их в памяти, проживают реальность первой семьи, ты понимаешь, что правда, любовь никуда не уходит. У Бога всего много, они своих вторых мужей тоже очень любят, но как-то иначе. Я не знаю, как, у меня нет своего такого опыта, и надеюсь, Бог даст, не будет.
Александр Ананьев:
— С тем, сколько я пью кофе? На твоем месте не рассчитывал бы.
Алла Митрофанова:
— А я бы очень просила тебя вспоминать иногда, сколько ты пьешь кофе, и пить его поменьше. Но, понимаете, да? Смысл в том, что это другая грань любви. Та любовь действительно никуда не уходит.
Александр Ананьев:
— Да. Я все понимаю, и согласен с тем, что ты говоришь, я согласен. И уже тем более я согласен с тем, о чем говорит отец Александр, и очень хорошо понимаю, что позволяется, не возбраняется, и понимаю, почему. Я не понимаю другого. Почему, я еще раз цитирую: «Брачный союз прекращается смертью одного из супругов».
Алла Митрофанова:
— А, именно формулировка, да?
Александр Ананьев:
— Именно формулировка. Почему церковь именно в таком виде представляет брачный союз. Разве браки совершаются не на небесах? Разве ушедший супруг не остается жить.
Протоиерей Александр Березовский:
— Не нравится формулировка, я понял.
Алла Митрофанова:
— Прекращается.
Александр Ананьев:
— Мне не нравится то, что брак прекращается.
Протоиерей Александр Березовский:
— Нет, подождите. Вам не нравится формулировка, потому что этот вопрос следовало осветить, то есть в документе он должен был прозвучать, и составители документа избрали такую формулировку — «брак прекращается», вас она покоробила и задела.
Александр Ананьев:
— Да, я считаю, что смерти нет, и любовь вечна.
Протоиерей Александр Березовский:
— Ну, хорошо. Может быть, не очень корректная формулировка. Имеется в виду, конечно, земной период жизни человека, не о вечности. Конечно, в вечности, Бог сочетал навечно, и там после смерти супруги неразделимы.
Александр Ананьев:
— Как же «нет ни мужеского ни женского, ни мужа, ни жены».
Алла Митрофанова:
— Не будут жениться и замуж выходить.
Протоиерей Александр Березовский:
— Нет брака в том привычном нам понятии, как это здесь на земле. Но то, что соединено Богом, уже неразлучимо ни здесь, ни там. Другое дело, опять же по Евангелию или в вашем случае, супруг умер, второй раз вышел за другого замуж, два мужа, с обоими венчанные. Потом все умерли, и как же быть там, кто из них кому муж? Там другие отношения и эти отношения для нас с точки зрения земной настолько непостижимы, что Господь не пытается нам объяснять, Он просто говорит некий факт, что оно так. Как оно будет? Саддукеи, которые пытались с Господом спорить, как же там, они не верили в воскресение, начинают Его искушать этим примером из жизни. А Он им просто говорит, что не знаете силы Божией. Собственно, в этих словах и есть им ответ, потому что все остальное в силе Божией и заключено. Как оно будет, когда мы с вами уже будем в мире том, я думаю, что какие-то моменты мы поймем сразу, какие-то со временем. Это все будет для нас открыто в будущем. А сейчас мы руководствуемся теми словами Священного Писания, которые эти вопросы решают. И вот у нас есть документ, который основывается на Священном Писании, церковном Предании, и мы им руководствуемся. Формулировка «прекращается», имеются в виду наши земные отношения. Мы ответственность или обязанность друг перед другом прекращаются в плане закона, земного закона. А дальше человек волен сохранить свое вдовство или же выйти замуж или жениться с тем, чтобы избежать греха. Собственно, причина позволения — это избежать греха, апостол об этом так и пишет дальше.
Александр Ананьев:
— Еще очень много вопросов у нас на эту тему. Но у нас осталось буквально четыре минуты. У тебя есть вопрос, который бы ты хотела задать? Или ты благословишь мужа задать вопрос?
Алла Митрофанова:
— Пожалуйста, пожалуйста, уступаю, конечно.
Александр Ананьев:
— Мне интересно много что, но задам вопрос один. Какова связь церковного венчания, таинства, и государственного, терпеть не могу этого слова, бракосочетания? Дорогие брачующиеся и все такое. Казалось бы, никакого. Это одна вселенная, это совершенно другая. У этого одна цель, у этого совершенно другая. Но когда человек берет свою избранницу за руку, приходит в храм и говорит: отец Александр, обвенчайте нас, пожалуйста, мы любим друг друга так, что ни спать ни есть не можем. Вы, конечно же, спросите: друзья мои, а вы вообще женаты или нет? Какая связь гражданского брака и церковного?
Протоиерей Александр Березовский:
— Мы живем с вами в правовом государстве, поэтому люди, вступающие в брак, берут на себя определенные правовые обязательства. Когда Церковь обладала такой властью заключать государственный брак, то не требовалось никаких ЗАГСов, венчание в церкви приравнивалось к заключению брака перед государством, люди несли ответственность по государственным законам. Потом, когда Церковь отделили от государства, пришли люди венчаться. Мы друг друга любим, повенчайте, мы хотим, у нас такие высокие чувства. А дальше-то что? Они перед государством не муж и жена, никакое церковное свидетельство о венчании не признается государством как заключенный брак, поэтому юридически они не несут никакой ответственности ни перед государством или перед законом, ни перед друг другом. Поэтому в силу такого отделения, слава Богу, Церкви от государства, я это очень приветствую, у нас двухэтапное получается заключение брака. Сначала мы перед государством берем на себя обязательства, вот что важно, роспись в ЗАГСе это есть признание принятия на себя обязательств в супружестве, ответственность материальная, юридическая, административная — весь комплекс наших кодексов государственных. А в церкви мы получаем благословение Божие, вернусь опять к тому, с чего начал, на создание домашней церкви. Без этого благословения и поспешеств Духа Святого эту церковь не построить.
Алла Митрофанова:
— Мне кажется, что регистрация в ЗАГСе сродни тому вопросу, который в самом начале, отец Александр, вы озвучили. Отец Дмитрий Смирнов задавал молодым людям, которые приходили к нему за благословением на брак: ты сколько зарабатываешь? Это же тоже про ответственность, ты готов на себя ответственность за жену, за семью взять? Или ты вольный художник и все будет...
Протоиерей Александр Березовский:
— Вольные художники, сейчас это называется «гражданский брак». Потому что «блудное сожительство» звучит как-то, очень слух режет, назвали гражданский брак, когда я могу в любой момент утречком раненько собрать чемоданчик и свалить без всякой ответственности. И забыть дорогу и все и вся. Государство этому препятствует. И церковь тоже не приветствует такой безответственности. Венчание до регистрации брака возможна, в этом документе есть два пункта, которые определяют, в какой ситуации возможно венчание до заключения регистрации в государственных органах. Но это исключительные случаи.
Алла Митрофанова:
— А у меня, кстати, есть знакомые, которых сначала обвенчали, а потом они уже в ЗАГС сходили. Но они были церковными людьми, их знали там прекрасно.
Протоиерей Александр Березовский:
— Есть исключительные случаи. Когда человек отбывает, например, в зону военных действий, регистрация брака невозможна в ближайшие дни, а ему завтра утром уезжать, пришли: батюшка, повенчайте. Это возможно, это разрешается и еще в некоторых случаях, если священник хорошо знает людей, обратившихся к нему. Например, задержка с документами, если один — гражданин другого государства, и это все затягивается, то такое решение может быть принято обычно на уровне епархиального архиерея или комиссия, которая создана при епархиальном архиерее, может дать разрешение на такой брак, он заключается. А в общих наших моментах жизненных, мы просим людей сначала в ЗАГС, а потом милости просим к нам.
Александр Ананьев:
— Спасибо вам огромное за этот разговор, отец Александр. Все-таки завершить его следует главным правилом, не указанным в официальном документе, потому что это официальный документ. Но главное правило указано в куда как более важном документе — в Священном Писании: «Муж и жена да любите друг друга». Все остальное — детали, нюансы и статьи закона. Без соблюдения этого правила ничего не работает. Ты говоришь, Алечка, или это отец Александр сказал, что обязательно надо заключить брак гражданский, иначе... Сколько этих браков гражданских заключается, и еще никому это не гарантировало того, что люди что с одной, что с другой стороны будут нести всю тяжесть ответственности. Да, ну ладно вам. Не правило это, не гарантирует и не страхует ни от чего. К сожалению огромному.
Алла Митрофанова:
— Вспомнила замечательного протоиерея Федора Бородина, с которым мы регулярно записываем комментарии для радиожурнала. Он любит повторять, что любовь — это глагол и направленная воля, сознательно направленная воля моя на другого человека. Потрясающая иллюстрация была, отец Александр, позвольте, напоследок пример этот приведу?
Протоиерей Александр Березовский:
— Да, конечно.
Алла Митрофанова:
— Говорит, есть у меня знакомый один, который делится: утром просыпаюсь, смотрю на жену и думаю: что эта женщина делает в моей постели, почему она, как, что это такое? Потом, говорит, встаю, иду варить ей кофе, готовлю ей завтрак. И чем больше делаю, тем, говорит, больше понимаю, что я ее вообще-то люблю. И к моменту, как кофе сварен, завтрак готов, все, говорит, любовь вернулась.
Протоиерей Александр Березовский:
— Конечно, любовь это действие, поэтому я полностью согласен с этим определением. Но как любое действие, в математике есть такое понятие вектор, у него есть такая стрелочка, и очень важно, куда она направлена. Если она направлена внутрь человека, то это несчастье для всех. Если вовне, то это счастье для всех. Надо смотреть, куда направлен вектор вашей любви.
Александр Ананьев:
— Прекрасное завершение «Семейного часа» на Радио ВЕРА. Клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский. Алла Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Александр Ананьев.
Александр Ананьев:
— Прощаемся ровно на неделю. Пока.
Протоиерей Александр Березовский:
— Всего доброго.
Алла Митрофанова:
— До свиданья.
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова