История знает немало примеров того, как детские или юношеские впечатления вдохновляли на грандиозные свершения на благо страны. Можно безо всякого преувеличения сказать, что именно таким образом появился на свет и прославленный русский флот. Известно, что Россия стала морской державой во времена правления Петра Первого. Годом рождения отечественного флота принято считать 1696-й, когда на верфи в Воронеже были построены первые военные корабли. Но сама идея создать государственный военный флот появилась у Петра несколькими годами раньше. И подтолкнуло его к ней одно яркое впечатление.
Царю было 16 лет, когда во время совместной прогулки по усадьбе Измайлово вместе с наставником, голландцем Францем Тиммерманом, он заглянул в один из амбаров. Там хранились вещи его покойного родственника, боярина Никиты Ивановича Романова. Пётр уже тогда интересовался кораблями, поэтому внимание молодого государя привлекло деревянное судно, похожее на большую лодку. Вот как сам царь вспоминал этот случай в одной из своих записок от 1719-го года. «Я спросил Франца, что это за судно? Он сказал, что это бот английский. (...) Что он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветру». Эти слова, по признанию самого Петра, привели его «в великое удивление». Конечно, в России и в то время умели строить суда — не только речные, но и морские. Однако ни одно из них не могло идти против ветра! Судно по приказу царя отремонтировали и спустили на воду. Ботик длиною 6 метров, шириною чуть более полутора, вместе с вёслами, мачтой и рулем весил 1286 (тысячу двести восемьдесят шесть) килограммов. Корма его была украшена резной деревянной скульптурой святителя Николая Чудотворца. По сохранившемуся свидетельству французского посланника Жака де Кампредона, ботик носил имя этого святого.
Около месяца Пётр Первый лично испытывал ботик. Знакомство с этим небольшим манёвренным парусным кораблём, по собственному признанию царя, в 1692-м году сподвигло его на строительство так называемой «потешной флотилии». Она появилась на Плещеевом озере под Ярославлем. А уже в 1696-м с воронежской судостроительной верфи сошли первые военные корабли, положившие начало российскому флоту. В том же году они проявили себя во время взятия турецкой крепости Азов. Строить эти первые суда Петру Первому помогал епископ Митрофан Воронежский. Он не только благословил царя на труд, но и периодически оказывал строительству флота материальную поддержку, выделяя средства из епархиальной казны. К концу правления Петра Первого русский военно-морской флот насчитывал в общей сложности более пятисот судов.
Историю о том, как однажды маленький ботик вдохновил его на строительство мощнейшей флотилии, царь опубликовал в предисловии к «Морскому уставу», который вышел в 1720-м году. А псковский епископ Феофан (Прокопович) в своей проповеди по случаю морской победы при острове Гренгам в ходе Северной войны, сравнивал ботик с малым зерном, из которого произросло великое дерево русского флота. В 1722 году по случаю торжеств, посвященных победе над шведами, ботик установили в Московском Кремле на специальном пьедестале, где был начертан девиз, придуманный самим Петром: «Детская утеха принесла мужеский триумф». Год спустя ботик принял участие в параде Балтийского флота в Кронштадте. По рассказам сподвижника Петра, инженера Андрея Нартова, глядя на ботик в окружении новых военных судов, император произнёс: «Смотрите, как дедушку дети его и внучата поздравляют и веселят. От него при помощи Божией флот на Юге и Севере — страх неприятелям, польза и оборона государству». Сегодня «дедушку русского флота» — ботик Петра — можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. А его точная копия ежегодно участвует в торжественном параде ко дню Российского военно-морского флота. Так продолжается историческая связь поколений.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел неоднократно упоминал, что все его успехи на поприще христианской проповеди принадлежат не ему, а Богу, сам же апостол — лишь инструмент в руках Христа. Когда апостол Павел писал об этом, он был абсолютно искренен, в его словах не было и доли лукавства, у него действительно не было ничего своего, того, на что он мог бы опереться во время миссионерских путешествий. Как мы знаем, его подводило даже собственное тело: у Павла было хроническое заболевание, и о нём он неоднократно упоминал в своих посланиях. Не хватало апостолу и надёжных помощников — этой теме посвящена 2-я глава его Послания к Филиппийцам, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Послание апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из которого мы только что услышали, было написано апостолом во время его пребывания под стражей. Учёные высказывают различные предположения относительно того, где именно находился апостол во время написания этого послания, однако церковная традиция полагает, что дело было в Риме в начале 60-х годов по Рождестве Христовом. Даже если не знать об обстоятельствах появления Послания апостола Павла к Филиппийцам, то из самого текста этого послания можно понять, что апостол пребывает в сложной жизненной ситуации, которая может закончиться его смертью.
Апостол Павел был нормальным человеком, а потому его не могла не страшить предстоящая казнь, его душа скорбела, и он искал утешения. Но как может быть утешен тот, кто всю свою жизнь посвятил делу проповеди? Ответ очевиден: утешить его могли лишь успехи тех, кому он благовествовал слово Христовой истины, то есть успехи его духовных детей.
С этого момента начинается, как кажется, самый интересный фрагмент только что прозвучавшего отрывка Послания к Филиппийцам: чтобы узнать об обстоятельствах духовной жизни своих адресатов, апостол Павел решил направить к ним своего ближайшего ученика Тимофея, и сделал это апостол с очень интересной оговоркой, он написал, что выбор пал на Тимофея по той причине, что рядом с Павлом не было никого, кто обладал бы таким же усердием, как и Тимофей, ведь все прочие «ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21).
Здесь привлекают внимание сразу два момента. Во-первых, достоверную информацию о духовной жизни мог выяснить лишь тот, кто сам живёт такой жизнью, кто ищет лишь того, что угодно нашему Спасителю. Это свидетельство Послания к Филиппийцам очень важно, ведь оно подтверждает, что судить о духовном может лишь тот, у кого есть общение с Духом Святым, все же прочие попросту не в состоянии будут что-либо понять.
Во-вторых, живущих по-настоящему духовной жизнью людей никогда не бывает много. В ближайшем окружении апостола Павла нашёлся лишь один такой человек — Тимофей. Это довольно печально. Однако печаль апостола может стать своего рода утешением для нас тогда, когда мы решим, что Церковь уже не та, что Дух Святой не действует в нас так, как действовал в апостольскую эпоху. Прозвучавший сегодня отрывок Послания к Филиппийцам свидетельствует, что люди, живущие ради Христа, всегда в меньшинстве, и встретить такого человека — величайшая удача, и в этом смысле наше время мало чем отличается от апостольского.
Пусть же Бог поможет нам встретить таких людей, и благодаря этой встрече самим стать теми, для кого Христос — и цель жизни, и её смысл, и предел стремлений!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» для тех, кому небезразлично будущее детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие работы и примеры, интересный опыт в области образования и воспитания детей. Журнал помогает родителям создать в семье безопасную духовную, нравственную и физическую среду, чтобы привить ребёнку правильные жизненные ценности и сформировать в нём цельную личность. Команда детских психологов, педагогов, методистов и священников регулярно готовит статьи, подборки детских игр, фильмов и книг, идей для семейного досуга и не только.
Для многих родителей интернет-журнал «КлеверЛаб» стал незаменимым помощником в повседневной жизни. Татьяна из Липецка, мама четверых детей, рассказывает: «В этом году моя дочка, 3-й ребёнок, отправилась в первый класс, что было для неё очень волнительно. Новое место, незнакомые ребята — всё это сильно тревожило дочку и в школу она идти не хотела. Думая о том, как ей помочь, на сайте журнала „Клевер Лаборатории“ я нашла статью: „Ребёнок не хочет идти в школу. Что делать?“ и в ней советы экспертов. Мы с мужем им последовали — поговорили с учителем, пообщались с дочкой, вместе с ней посмотрели рекомендованные фильмы, которые помогли ребёнку иначе взглянуть на ситуацию. И к нашей радости — всё это сработало! Страхи ушли, и дочка прекрасно освоилась в классе и чувствует себя хорошо».
Интернет-Журнал «КлеверЛаб» — некоммерческий проект и действует он только благодаря народной поддержке. Любая финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше материалов для всех, кому небезразлично будущее детей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“», перейдите на сайт и нажмите кнопку «Помочь проекту»: https://news.clever-lab.pro/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы романа «Преступление и наказание». Татьяна Касаткина
У нас в студии была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы РАН Татьяна Касаткина.
Разговор шел о духовных смыслах и образах героев романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Все выпуски программы Светлый вечер