Очень часто я сталкиваюсь с людьми, которые говорят, что имеют Бога в душе. Или так: мы можем быть очень хорошими и не соблюдая все заповеди. Я не имею ввиду тех, кто не ходит в церковь. Кому-то мне кажется повезло, как мне и многим моим друзьям – и они могут находить тишину и утешение в общей церковной молитве. Кому-то это еще предстоит, а кто-то может быть найдет свой путь к Богу каким-нибудь еще способом. Здесь я не судья и судить совсем не хочу. Помню, когда мы всей семьей, с детишками и мужем, возвращались уставшие и очень праздничные с воскресных литургий – я с жалостью смотрела на людей, которые не разделяют нашего настроения. Они тоже встали рано в воскресенье – и выгуливают собак, бегают, спешат куда-то. Когда ты взрослеешь и перестаешь судить о людях по этим внешним признакам – ты, как Сократ понимаешь: я знаю, что я ничего не знаю! Я не знаю ничего о людях, которые не ходят на литургию в воскресенье, а выгуливают собак, а многие уже на работе, чистят для нас тротуары, подметают, водят самолеты, готовят завтраки, ухаживают за больными.
В данном случае я хочу поговорить об убеждении, которое в обществе часто звучит так. Бог есть любовь. Эта фраза из Библии конечно у всех на устах, для этого даже не обязательно что-то специально читать! Бог есть любовь – и он выше нашей обычной человеческой морали. Скажу вам честно, я тоже прошла и буду проходить в своей жизни разные этапы. Был этап первого воцерковления – это когда счастье и радость встать на заре и читать утренние молитвы и псалтирь. Был этап усталости – это когда понимаешь, что у тебя нет больше сил вставать на заре, потому что работа или детишки не давали тебе спать допоздна. И вместо молитв ты бежишь готовить еду для семьи, или на раннюю встречу по работе, или гулять с той самой собакой, которую срочно нужно выгуливать. Когда ты впервые понимаешь, какое мудрое правило вывел святой Серафим Саровский. О том, что если нет времени с утра на много молитв – можно в процессе работы прочитать Отче Наш, Богородичную молитву и Символ Веры – и это хорошо.
Но Бог есть любовь, а любовь выше морали. Вот на этом месте я хотела бы остановиться. Потому что это звучит очень красиво, и по сути кажется верно. Но вот что мне кажется очень важно понять – и церковным людям, и тем, кто просто хочет прожить достойную жизнь. В Библии есть очень четкое обозначение того, что такое мораль. Оно идет к нам из Ветхого Завета, и вовсе не будучи богословом или моралистом, я прекрасно помню, что эта мораль была необходимым условием для евреев, которые уходили из Египетского рабства к свободной жизни. Помните рассказ о том, как евреи по исходе из Египта шли через пустыню, и получили через пророка Моисея законы той самой морали, о которой сейчас часто говорят, что Бог выше ее. Но выходит – евреям, чтобы выйти к земле обещанной – надо было пройти и остановиться на горе Синай, где Господь и возвестил им эти законы? А уже с ними – к светлому будущему? И Христос эти законы не упразднял! Таким образом, я не осуждаю тех, кто не присутствует со мной на церковной службе – но не принимаю всерьез высказывание о том, что нравственные законы в нашем мире не обязательны. Не верьте. Они – наша гора Синай, которую никто не отменял.
И еще приведу высказывание на эту тему Клайва Льюиса, автора любимых нами Хроник Нарнии и прекрасного богослова. «Бог выше морали. Но не ниже ее!»
Фома неверующий
Светлая пасхальная неделя или седмица, как принято говорить в Церкви – первая неделя после Пасхи. В течение Светлой седмицы Литургия в храмах совершается пасхальным чином. А завершается Светлая неделя днём, который называется Фоминым воскресеньем. В этот день Церковь празднует память апостола Фомы. За что же оказана такая честь апостолу, имя которого в народе стало нарицательным, причем в негативном плане? «Вот Фома неверующий!» - говорят о человеке, сомневающемуся в факте, который уже стал очевиден.
О том, кем был апостол Фома до своего призвания Спасителем, ничего не известно. Полагают, что он был рыбаком из Галилеи.
Что же касается характера, то есть основания видеть в апостоле Фоме человека весьма приземленного. Он как бы воплощает собой всех людей сомневающегося ума, доверяющих лишь тому, что можно потрогать.
Когда в первый день недели, после своего Воскресения Господь явился ученикам, Фомы с ними не было. Может быть, как человек рационального склада, он был весь поглощен земными делами. И когда другие апостолы сказали ему, что видели Господа, тот только отмахнулся, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Апостолы не знали, как уверить его, а он ходил убежденный, что всем его чаяниям о приходе Христа, Спасителя мира, после смерти Учителя пришел конец. Но вот, как пишет евангелист Иоанн Богослов,: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
От лица апостола Фомы говорил человеческий разум. Господь, обращаясь к нему, обращался ко всем, кто пытается жить исключительно «своим умом».
Как и всем двенадцати апостолам, кроме Иоанна, Фоме суждено будет принять мученическую смерть за проповедь веры в Христа. И примечательно, что он дойдет с ней дальше всех апостолов – до самой Индии. И если глубоко образованному апостолу Павлу удастся убеждать искушенных философией греков, то простому галилейскому рыбаку с пытливым и острым умом также удастся обратить в веру многих жителей страны с тысячелетней традицией познания мира испытующим разумом.
12 мая. О прощении грехов
В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О прощении грехов, — игумен Лука Степанов.
12 мая. О служении медсестёр
Сегодня 12 мая. Международный день медицинских сестер.
О служении медсестёр, — протоиерей Василий Гелеван.