Шестьдесят семь лет продлился счастливый брак народного артиста, актёра театра, кино и эстрады Александра Анатольевича Ширвиндта и его жены Натальи Николаевны Белоусовой. «Мы столько времени несём как святыню свою любовь», — писал Ширвиндт в одном из писем к своей единственной Таточке — так он называл любимую жену. Когда будущие супруги впервые встретились, ему было 17, а ей — 16. Наталья и Александр познакомились в 1951-м году, в дачном посёлке с экзотическим для Подмосковья названием НИЛ. Это была аббревиатура. Расшифровывалась она так: «наука, искусство, литература». Здесь снимали на лето дачи представители творческих профессий — художники, артисты, писатели. Мама Александра работала в Московской филармонии, отец служил музыкантом в Большом театре.
Саша был большим любителем парного деревенского молока. Кто-то сказал ему, что архитекторы Белоусовы держат корову. Парень, недолго думая, отправился на дачу, которую ему указали. Дверь открыла дочь Белоусовых — Наташа. Они с Александром посмотрели друг на друга... И началась история их любви длиною в жизнь. Тем летом они виделись каждый день. Плавали на лодке, сидели у костра, пекли картошку в золе, смотрели на звёзды, танцевали под патефон в сельском клубе. Выяснили, что появились на свет в одном роддоме, что в детстве читали одни и те же книжки. Беззаботное лето кончилось, молодые люди вернулись в Москву. Началась учёба. Но как только выпадало свободное время, Александр и Наталья словно на крыльях мчались друг к другу. Ходили на каток, в кино. В 1952-м Саша поступил в Щукинское театральное училище. Наталья пошла по стопам родителей и выбрала архитектурный вуз. Учёба отнимала почти всё время, молодые люди подолгу не виделись. Зато писали друг другу письма. «Хожу в твоих часах, и, когда слушаю их тиканье, мне кажется, что это твое сердце», — писала Наталья. Часы Александр подарил ей на выпускной — выпросил у своей бабушки, а вместо ремешка купил зеленую ленточку. Этот подарок Наталья Николаевна бережно хранила всю жизнь.
Однажды, снежным январским утром, Наташа готовилась к сессии. Вдруг раздался звонок в дверь. На пороге появился Александр с огромным букетом, бережно обёрнутым в газету. Девушка развернула, и ахнула. Это была... сирень! С большим трудом Саше удалось выпросить майский букет в оранжерее Ботанического сада. Сотрудники сдались, когда узнали, что парень идёт делать предложение любимой. Наталья вдохнула свежий весенний аромат, а Александр сказал: «Пойдём в ЗАГС!». Они поженились 16 января 1957 года. Поселились в коммуналке. Там через год родился их сын Михаил. Наталья и Александр успевали всё: воспитывали малыша и много работали. Ширвиндт поступил в труппу Московского академического Театра Сатиры, начал сниматься в кино. Наталья занималась архитектурой — проектировала спортивные и концертные залы, санатории, дома отдыха. Оба были очень занятыми людьми. И тем больше они ценили каждую минуту, проведённую вместе. За долгую совместную жизнь у Ширвиндтов сложились семейные традиции. Например, каждое утро они обязательно пили кофе вдвоём, даже если на работу уходили в разное время. По выходным вместе что-нибудь готовили. Очень любили разгадывать кроссворды. А ещё — танцевать. Александр Анатольевич рассказывал, как однажды пришел домой после спектакля, и жена поставила пластинку с танго времён их юности. «Мы протанцевали до утра и всё вспоминали, вспоминали...» — говорил Ширвиндт. Уже в пожилом возрасте они вместе с Натальей Николаевной пришли к вере, хотя никогда этого не афишировали. Коллеги Александра Анатольевича неоднократно встречали его с женой в храме. Священнослужители навещали Ширвиндта и в Театре Сатиры.
В 2020-м году Александр Анатольевич и Наталья Николаевна одновременно перенесли коронавирус. Лёжа в отдельных боксах, писали друг другу в мессенджерах слова любви и поддержки. Болезнь тяжело сказалась на здоровье Ширвиндта — начались осложнения. В марте 2024-го года артист попал в больницу с острой сердечной недостаточностью, и через несколько дней скончался. Супруга до последней минуты была рядом. «Дай нам Бог, чтобы всегда хотелось быть вместе», — писала Наталья Николаевна Александру Анатольевичу, когда они только начинали совместную жизнь. И Господь исполнил эту просьбу.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова