— Ну что, Андрей, пойдём уже?
— Саша, я бы ещё побродил по залам музея «Художественная культура Русского севера». Экспозиция богата на удивительные экспонаты, а мы не посмотрели и половины. Впрочем, ты, наверное, часто бываешь здесь, живя в Архангельске.
— Представь себе, в первый раз! Я человек военный, моё дело Родину защищать. А к рисованию я не могу серьёзно относиться, оно для меня так, баловство на досуге. Вот эта, картина, например — «Лес зимой» — что в ней ценного?
— Полотно Александра Борисова прекрасно в своей правдивости. Взгляни внимательно — могучие ели стоят стеной, шапки снега на них высокие, тяжёлые. Так только здесь, на севере, бывает!
— Да, художник не солгал, изобразив зимний северный лес. Но всё-таки, на мой взгляд, у мужчины должно быть занятие, наполняющее его жизнь смыслом.
— Живопись даёт человеку возможность реализовать своё призвание, приносить радость. А у Александра Борисова помимо рисования в жизни было не просто занятие — служение! Самоотверженное, бескорыстное.
— И что это за служение?
— Александр Алексеевич был одним из тех, кто осваивал Русский север. В 1894 году он принимал участие в экспедиции царского министра Сергея Витте.
— А что это была за экспедиция?
— Её инициатором выступил Савва Иванович Мамонтов. У промышленника и мецената было несколько целей. Во-первых, он хотел оказать помощь поморам. Жители северных окраин России пострадали в 1894 году от эпидемии холеры и серии жестоких штормов. Во-вторых, Мамонтов рассчитывал протянуть в Арктику железную дорогу, чтобы наладить торговлю между регионами.
— А Александр Борисов в каком качестве участвовал в экспедиции?
— В качестве художника. Он делал зарисовки, на которые в будущем могли ориентироваться инженеры и строители. Экспедиция посетила Соловки, прошла вдоль побережья Белого и Баренцева морей, побывала в Печенге, Териберке, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин. И Александр Борисов правдиво и подробно живописал все эти местечки.
— Заслуга немалая! Но всё-таки участие в одной экспедиции нельзя назвать служением.
— За экспедицией Витте последовали другие. Сначала на Новую Землю — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, затем на остров Вайгач. И вновь на Новую Землю, теперь уже на санях. В течение четырнадцати месяцев художник и восемь его спутников исследовали край нетающих льдов, вели метеорологические наблюдения, собирали коллекции минералов. Важным результатом того санного похода стали и сотни этюдов Александра Борисова.
— А этот результат кто-нибудь признал в научном мире?
— Конечно! Сам Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский полярный учёный, вручил Борисову орден святого Олафа за исследования Арктики и Заполярья. А на родине труды художника были отмечены орденом святого Владимира.
— А картина «Лес зимой» тоже имеет научную ценность?
— Нет, у этого произведения ценность иная. Оно было создано в 1913 году. В то время пожилой уже художник поселился в поселке Красноборск на левом берегу Северной Двины в пятистах километрах от Архангельска. Живя в уединённой тиши, он давал новую жизнь своим путевым эскизам — создавал на их основе живописные полотна. Дорожные наброски наполнялись красками, и в них оживали те дни, когда Александр Борисов покорял суровые пространства Русского севера. И в пейзаже «Лес зимой» отразилось служение, которому Александр Борисов посвятил всю свою жизнь.
«Картину Александра Борисова «Лес зимой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.