До середины двадцатого века румынское село Сепынца было известно только жителям северных регионов Румынии — да и то не всем. Слава пришла к селу благодаря одному человеку — местному художнику и резчику по дереву Стану Йону Пэтрашу. Однажды Пэтраш получил заказ — сделать деревянный крест-надгробие. К исполнению заказа Пэтраш подошел со свойственной ему оригинальностью, а именно — снабдил надгробие красочным изображением его владельца и посвященной ему шутливой эпитафией. В итоге заказ был выполнен в необычной, чрезвычайно жизнерадостной манере.
Подход художника пришелся по вкусу его односельчанам. Они посчитали, что манера, избранная Пэтрашем, как нельзя лучше отражает христианское понимание смерти. Что смерть не есть конец, а всего лишь переход человека в мир иной. С тех пор Пэтраш стал стабильно изготавливать красочные кресты-надгробия для каждого умершего жителя Сепынцы. Сначала Пэтраш изображал на деревянных надгробиях только типичные картины из жизни покойного — например, лесоруба с топором в руках, школьного учителя с книгами, стоящую у печи бабушку или ребенка играющего в мяч. Впоследствии Пэтраш стал сообщать о причинах смерти хозяина надгробия: сбил грузовик, наехал поезд, подкосила болезнь.
Жителям Сепынцы также очень понравилась идея Пэтраша помещать на кресте краткое стихотворное послание, обращенное к ушедшему в мир иной. Иногда автором стихотворения был сам Пэтраш. Впоследствии сочинять послания стали родственники умершего, причем порой в довольно необычной форме. К примеру, если человек скончался от алкоголизма, то родственники в назидание живущим могли прямо на надгробии поместить сатиричное стихотворение, осуждающее пристрастие покойного к зеленому змею. Впрочем, наиболее забавной считается эпитафия, которую зять посвятил своей умершей теще: «Прохожий, не шуми, а то разбудишь мою умершую тещу. Я боюсь, что она встанет из могилы и придет домой вновь меня ругать...»
Все надгробия, выполненные Пэтрашем, выглядят очень жизнерадостно и расписаны яркими красками — насыщенными синим, зеленым, желтым и красным цветами. Благодаря этому кладбище деревни Сепынца получило название «Чимитирул весел», что в переводе с румынского означает «Веселое кладбище».
Стану Пэтраш скончался несколько десятилетий назад. Сам он тоже покоится на Веселом кладбище. На его надгробном кресте можно среди прочего прочесть: За всю свою жизнь я никому не причинил зла... Ремесло Пэтраша по изготовлению веселых надгробий продолжает жить. Наследником дела художника стал его ученик Думитру Поп. Он по сей день занимается изготовлением деревянных крестов-надгробий с картинами из жизни почивших селян. При кладбище Поп разместил свою мастерскую — теперь заказать веселое надгробие может любой человек. Стоит крест-надгробие около 200 евро. Однако деньги не играют ключевой роли. Для Попа наиболее важным является то, кем был умерший и чем руководствуются его родственники, решив заказать для него веселое надгробие.
Любовь ко Христу на полотне Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Можем ли мы любить Христа так же самоотверженно, как героини картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»? Эти святые женщины, взяв с собою миро, пришли ко Гробу Господню, чтобы умастить тело своего Учителя, несмотря на риск оказаться преследуемыми иудеями.
— Маргарита Константиновна, а сфотографируйте меня, пожалуйста, вот здесь, на фоне этих огромных камней на берегу.
— Конечно, Наташа. Сейчас, минутку... (звук фотоаппарата на телефоне) Готово! Красивый кадр получился. И тебе очень к лицу это легкое белое платье. Ты напоминаешь мне ангела с картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы».
— Что-то я не помню такую картину... Она у вас в Третьяковской галерее находится?
— Да. Сейчас я её найду в интернете. Подожди секунду... Хорошо, что у меня здесь ловит интернет... Вот она, смотри! Художник написал её в 1889 году.
— Конечно! Я вспомнила эту картину. Справа ангел, который сидит на огромном камне, а слева — две женщины. Они тихонько пробираются к камням. Вокруг кромешная тьма, и только небольшой огонёк свечи виден в руках идущих. Это Евангельский сюжет, да?
— Верно. Михаил Нестеров изобразил жён-мироносиц — учениц Христа, которые пришли к Его Гробу, чтобы по восточному обычаю умастить бездыханное тело своего Учителя ароматным маслом — миром.
— Одной из жён-мироносиц была Мария Магдалина, как я помню?
— Да. А ещё ко Гробу Спасителя пришли Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария... Мы не знаем точно, сколько их было. Но, очевидно, эти женщины были смелыми и мужественными.
— Мужественными?
— Конечно. Ведь они могли поплатиться за этот поступок. Ученики Христа опасались за свою жизнь — и неспроста. Иудеи преследовали их. Посмотри на картину «Жёны-мироносицы». Нестеров изобразил женщин в темноте, ещё до восхода солнца. Время их прихода, а также позы говорят о том, что они пробирались ко Гробу с опаской, осторожно.
— Но зачем же было так рисковать, если уже ничем не помочь Христу?
— Жёнами-мироносицами двигала любовь, Наташа.
— Думаю, для них это была огромная потеря — утрата своего учителя...
— Без сомнения! Особенно это видно на картине по выражениям их лиц, едва различимым при свете свечи. Женщины пребывали в глубокой печали. Они плакали. Но у входа в пещеру встретили ангела в сияющих белых одеждах. «Что ищете Живого среди мёртвых? — спросил посланник Божий, — Его нет здесь. Он воскрес». Так сказано в Евангелии.
— Лик ангела спокоен, умиротворён, сияет так ярко! Будто художник не красками его написал, а солнечным светом.
— Михаил Нестеров использует контраст. На фоне жён-мироносиц в чёрных одеждах, съёжившихся от горя и страха, на фоне тёмного неба, ангел, написанный светлыми красками, выглядит светящимся во тьме. Это создаёт ощущение робкой, но уже свершившейся радости — Воскресения Христова.
— И совсем скоро жёны-мироносицы вытрут слёзы и устремятся поскорее рассказать апостолам и всем вокруг невероятную весть о том, что Христос Воскрес! А ведь получается, что ученицы Христа, как и ангел, — посланники Божии!
— Конечно! Поэтому Церковь и причислила их к ликам святых. А Марию Магдалину, например, прославили как равноапостольную, то есть равную апостолам. Она несла людям Слово Божие, прославляла имя Христово.
— И не боялась! Мне бы тоже хотелось иметь в себе хоть каплю такого мужества, веры и любви, какая была у учениц Христа. Как здорово, что вы вспомнили о картине «Жёны-мироносицы», Маргарита Константиновна. Замечательная работа!
— Мы с тобой снова сможем увидеть её у нас в Третьяковской галерее, Наташа, когда вернёмся из путешествия.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
8 октября. О целительной силе Христа
В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех».
О целительной силе Христа, — игумен Лука Степанов.
8 октября. О жизни и поступках по духу
В 5-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».
О жизни и поступках по духу, — протоиерей Василий Гелеван.