Святое семейство - так обычно говорят о Богородице, Богомладенце Христе и праведном Иосифе Обручнике. Его изображения нет на иконах праздника Благовещения, но его служение Сыну Божию не зря называют "тихим предстоянием" перед Господом. Кем же был этот человек и почему без него немыслим праздник Благовещения?
Из Евангелий мы знаем, что Иосиф происходил из рода царя Давида. Господь обещал своему пророку и псалмопЕвцу, что не оставит и прославит его род. Но прошла почти тысяча лет после смерти Давида, девятьсот тридцать лет со смерти его сына, царя Соломона. Менялись цари и династии, возвышались и гибли государства. Потомки царя Давида давно утратили престол Израиля. Одни, например Иоаким, отец Девы Марии, были побогаче, другие - как Иосиф, победнее. Знали ли они о пророчестве? Несомненно. Но вряд ли ждали каждый день громких и ослепительных чудес.
В Священном Писании говорится, что Иосиф был плотником. Существует предание, что он был женат. Жена Саломия родила Иосифу шестерых детей: четырёх сыновей и двух дочерей. Она рано умерла и Иосиф сам воспитывал и поднимал детей.
Иосифу исполнилось восемьдесят, когда состоялось его обручение с Девой Марией. Воспитанная при Иерусалимском храме, Мария дала обет посвятить себя Богу. Иосиф должен был опекать девушку. Евангелист Матфей рассказывает, что прежде, чем был заключён брак, Иосиф узнал о том, что Мария ожидает ребёнка. Для обычных человеческих отношений это - огромное, подчас непреодолимое испытание. Такое признание воспринимается как жестокая обида, предательство, влечёт за собой ревность, ярость, гнев, презрение. Ну а в те времена это не только считалось большим позором. Закон призывал жестоко наказывать за неверность.
Иосиф мог испугаться, что его обвинят в случившемся, мог выдать девушку на суд. Но его мудрости, доброты и великодушия хватило, чтобы не предать случившееся огласке. Он не смутил и не потревожил Деву Марию расспросами, подозрениями, неодобрительным взглядом или словом. Иосифа Обручника называют великим праведником. Но это праведность не Ветхого завета, которая состояла в повиновении закону. Это праведность Завета Нового, в котором прощение и сострадание выше закона.
Он решил про себя тайно отпустить обручённую ему девушку. И тогда Ангел Господень явился ему во сне и сказал: "Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их...". Иосиф без раздумий или сомнений так и поступил. Для него настал момент Божественного чуда и исполнения пророчеств. Отныне Богородица и Сын Божий стали смыслом и центром его жизни.
В акафисте - хвалебном песнопении праведному Иосифу Церковь так обращается к нему: "ты же... всего себе принесл еси в дар Господу, и жизнь и попечения и труды отдавая на служение Ему". Пример Иосифа - это вопросы к каждому верующему человеку - сможешь ли ты не гневаться, не принимать быстрых решений, когда не знаешь всей правды? Можешь ли безусловно довериться Господу? И главное - сможешь ли поставить Его в центр своей жизни?
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев
В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресение в которое совершается память Жен-мироносиц, Иосифа Аримофейского и Никодима, а также о памяти апостола Иоанна Богослова и равноапостальных Кирилла и Мефодия.