Князь Иоанн Даниилович был одним из великих Государей Русской Земли. Он всегда ходил с огромным кошелём калитою, для раздачи милостыни. За это благодарный народ прозвал так и прозвал его - Калитою.
Еще до занятия Иоанном Московского стола, произошло другое событие, имевшее огромное значение для всей дальнейшей жизни нашей Родины.
Митрополит Максим окончательно переехал на жительство из совершенно разоренного Киева во Владимир на Клязьме.
Преемник Максима — митрополит Петр — был замечательный человек. Старец святой жизни, незлобивый и беспредельно преданный Родине. Все помыслы его были поглощены заботами о своей пастве.
Разъезжая из одного конца Руси в другой, он горячо полюбил набожного Иоанна Данииловича. Полюбилась митрополиту Петру и Москва, чудесно расположенная в узле дорог, идущих с разных концов Русской Земли. В ней он часто останавливался для отдыха. А когда Иоанн Даниилович после брата Юрия сел в Москве на княжение, то митрополит Петр сам переехал сюда же на жительство и умер здесь в следующем 1326 году. Перед смертью он призвал к себе Калиту, завещал похоронить себя в Москве и построить каменный храм во имя Успения Святой Богородицы. А затем произнес следующее пророческое слово: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородице построишь, то и сам прославишься больше других князей. И сыновья, и внуки твои, и город этот славен будет».
Петр вскоре умер и, согласно завещанию, был похоронен Калитой, в заложенном им Успенском соборе. Гроб Святого Петра был так же драгоценен для Москвы, как и пребывание живого святителя. Его выбор казался внушением Божиим. Новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца и также поселился в Москве.
Это имело огромное значение. Митрополит был один на всю Русь, а потому, пребывая в Москве, он давал ей вид столицы всея Руси. При этом действия князей, здесь сидевших, должны были всегда направляться советами и руководством митрополитов. А советы эти могли быть направлены только ко благу всей Земли.
Другие князья хорошо понимали, что значил переход митрополита на жительство в Москву и очень на это досадовали, но делать было нечего.
Тем временем в Тверь возвратился из Орды Александр Михайлович и с ним Татары собирать долги, вероятно, за полученный ярлык на великое княжение, и было много тяготы от них Тверской Земле. В 1327 году в Тверь приехал свирепый ханский посол ЩелкАн, двоюродный брат хана Узбека. До сих пор Татарское владычество над Русью происходило издалека. Теперь Татары задумали иное. Царевичи и князья стали говорить хану, что для полного завоевания Русской Земли необходимо совсем истребить князей, причем будто бы именно Щелкан и вызвался на это дело.
«Если повелишь мне», — говорил он хану, — «я пойду на Русь, и разорю христианство, князей их изобью, а княжьих детей к тебе приведу». И повелел ему хан так исполнить.
Щелкан, действительно, изгнал великого князя Александра с отцовского двора и поселился в нем сам. Скоро начались обиды, грабежи, поругания, насилия. Жители возмущались и стали жаловаться князю, но Александр не мог помочь и велел терпеть.
И вот, в день Успения Богородицы, дьякон Дюдько повёл утром молодую и здоровую кобылу на водопой. Увидя хорошую лошадь, Татары кинулись её отнимать. Это послужило знаком к кровопролитному побоищу с обеих сторон. Бились весь день. К вечеру Александр одолел, причем Щелкан сгорел в княжеском дворце со всеми своими татарами. Купцов Ордынских, которые вовсе не участвовали в битве, всех побили: иных пожгли на кострах, иных потопили.
Тверичи доконали всех Татар, не оставив даже и вестника, чтобы рассказать в Орде о случившемся.
Услышав о погроме, хан Узбек рассвирепел на Тверских князей. В гневе он потребовал в Орду Иоанна Калиту, ибо Московский князь остался старшим во всем княжеском роде Суздальской Земли.
Иоанн Даниилович неминуемо должен был идти для спасения от Татарской грозы собственных Московских волостей. Вместе с тем, он должен был заступиться и за всю Землю, направив грозу по возможности исключительно на виноватого.
Наказать Тверского князя отправилась из Орды большая рать. С ними же шел Иоанн Калита и, кроме него, Суздальские князья.
Татары пошли прямо к Твери, опустошили все Тверские города и хотели было идти к Новгороду, но он откупился множеством даров.
Тверской князь Александр с семьей убежал было в Новгород, но не был там принят и потому ушел во Псков. Псковичи, хорошо памятуя завещание Александра Невского — принимать с честью и беречь всех князей-изгнанников — ласково встретили Александра.
Когда Татары возвратились в Орду, следом за ними пошли и Русские князья. Хан Узбек отдал великое княжение Иоанну Московскому, но вместе с тем повелел всем искать брата его Александра.
Бабушка Рая. Дарья Кравченко
В начале весны раздался звонок. На другом конце трубки была наша любимая бабушка Рая. Она звонила напомнить, что скоро начнется посадка картошки и вся семья должна быть в сборе. Бабушкины дети давно смирились с шустрой старушкой, которой непременно, во что бы то ни стало нужно было сажать картошку, разводить кур, гусей, высаживать цветы и красить ставни, каждый сезон. А вот мы, внуки пытались спорить с ней по вопросу важности посадки картошки.
«Ну, почему нельзя просто купить эту картошку в магазине?» — стонали мы, едва разгибая спины затекшие от многочасовой работы на грядках. Наши пылкие недовольства быстро затухали, потому что бабушка так искренне, по-детски отвечала: «Такой картошки — вы точно не купите».
И все продолжали выполнять бабушкины указания.
Баба Рая — хранительница семейного порядка и традиций. На Пасху белоснежные рушники для куличей, на Радоницу красивые цветы, заботливо подобранные и высаженные на могилках усопших родственников, ореховые булочки в виде птичек на день Севастийских Мучеников. Бабушка хранитель всех традиций. Она — душа нашей семьи. Она наш моторчик: поддержит, поможет, приободрит и помолится украдкой за нас непутевых. Лишнего не бери, а бедным помогай — всегда учила нас бабушка Рая.
С возрастом мы начали понимать, что ее просьбы посадить картошку- вовсе не прихоть и капризы, а еще один повод всех собрать, воссоединить семью, помолится вместе перед трапезой, прижать внуков, напоить парным молоком.
С годами приезжать к бабушке становилось все сложнее, потому что всех нас разбросало по городам. А уж когда приехали и побыли в теплом доме, окутанные заботой и молитвой нашей бабушки Раи, уезжали буквально со слезами. Невыносимо было уезжать. И совсем не от физической усталости после дня проведенного в огороде, а от ее грустных глаз.
Бабушка весь день собирала гостинцы. Все, что только могло поместиться в машину, начиная с пирогов и заканчивая рассадой. Она бережно перекладывала салфетками каждый фрукт для внуков и правнуков. Выбирала самые крупные плоды, а себе всегда оставляла, что похуже, да помельче. А потом весь вечер перед отъездом с грустью смотрела на малышей.
Бабушкины натруженные руки выдавали ее нелегкую жизнь, а ее сияющие голубые глаза были полны жертвенной любви ко всем нам. Перекрестит на дорогу, прошепчет в след: «храни вас Господи» — и стоит она в одиночестве машет рукой, пока наша машина совсем не скроется из виду.
Это — история про всех бабушек, наших дорогих молитвенниц, которых мы должны беречь. В храмах у наших бабуленек свой взгляд на жизнь и веру. Иногда бормочут, что юбка коротка или губы ярко накрашены. Но все с детской наивностью и любовью. Берегите их наших ангелов — молитвенниц. Смиряйтесь и чаще навещайте. Когда не станет наших бабулечек, Кто позовет сажать картошку?
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Посади дерево»
В это субботнее утро мы с женой отправились к скверу у нашего дома. Собственно сквером ему ещё предстоит стать. Здесь проложены дорожки и установлены скамейки, а вот деревьев пока нет. Когда-то здесь был пустырь, а недавно городские власти решили его обустроить. И к посадке деревьев привлечь местных жителей.
Получив консультацию специалиста по озеленению, взяв лопату и саженцы берёзы, мы направились к аллее, вдоль которой люди уже высаживали деревца. Выкопали нужных размеров яму, подсыпали плодородного грунта, добавили немного керамзита. Затем установили берёзку в углубление, аккуратно засыпали землёй и обильно полили. Сделали всё по правилам. Специалист, ходивший по аллее и присматривающий за процессом, нам одобрительно кивнул.
В это утро мы посадили три саженца. Скоро наш сквер превратится в березовую рощу. Я, улыбаясь, обнимаю жену. Что там предлагается в жизни сделать мужчине? Посадить дерево, родить сына и построить дом. Дерево мы посадили, сына скоро родим — супруга в положении, мы ждём мальчика, придёт время и дом построим! Да, это не только мои личные мужские задачи, а наши общие с женой. И с Божией помощью мы их выполним.
Все выпуски программы Утро в прозе
16 мая. О проповеди
В 4-й главе Книги Деяний апостолов есть слова молитвы: «Дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё».
О проповеди, — епископ Бердянский и Приморский Феодор.