Москва была пограничным городком Суздальской Земли, через который шла дорога из Южной Руси на северо-восток и другая дорога — от Новгорода к Дону. Значение этого последнего пути становится весьма заметным после нашествия Татар, когда заглох старый путь из Варяг в Греки.
Следом стало быстро возрастать и значение Москвы, где выгодно было останавливаться торговым людям и куда с разных сторон стекались товары. Все это началось во время княжения Даниила Александровича, сына Александра Невского.
Причем замечательно, что он сел в Москве почти грудным ребенком, и никто, несмотря на усобицы, не нападал на младенца-князя, не покушался овладеть его уделом.
Придя в возраст, Даниил стал во многом походить на своего знаменитого предка — Всеволода Большое Гнездо. Будучи весьма набожным и смиренным человеком, он так же, как и Всеволод, был горячо предан делу устроения своей Земли. При этом, неизбежно вовлекаемый в усобицы князей, он держал себя умеренно. Искренно старался гасить возникавшие ссоры, но отличался и большой храбростью. Так он побил множество татар, приведенных его противником — Рязанским князем Константином.
Даниил Московский скончался в 1303 году. А в следующем 1304 году умер и его брат, великий князь Андрей Александрович. Его бояре, имевшие при нем большое значение, самовластные, алчные и искусные в крамоле, переехали к Тверскому князю. Это послужило началом долголетней и кровавой борьбы между Тверью и Москвой.
Тверь быстро сделалась одним из сильнейших княжеств в Северо-Восточной Руси.
Ко времени кончины Даниила и Андрея Александровичей, здесь сидел их двоюродный брат — Михаил. Как старший в роде он считал, что великое княжение владимирское должно принадлежать ему. Но Даниил оставил несколько сыновей, из которых старший — решительный и крутой Юрий, считал себя тоже имеющим право на занятие старшего Владимирского стола.
Эти обстоятельства привели Москву и Тверь к борьбе между собой.
В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек, и Михаил поспешил в Орду, так как от нового хана надлежало брать и новый ярлык на великое княжение. Этим воспользовались Новгородцы, которым давно были не по сердцу Тверские наместники. Они изгнали их и послали сказать Юрию, что зовут его к себе. Юрий согласился, но вскоре от Узбека пришло требование, чтобы он немедленно прибыл в Орду. А тем временем из Орды прибыл Михаил с татарской ратью, чтобы наказать Новгородцев за измену.
Новгородцы вышли к Торжку, но потерпели поражение и получили мир, давши за себя выкуп в 50.000 гривен серебра. В следующем году они опять изгнали наместников Михаила, и он снова пошел на них походом. Однако не имел успеха, так как войска его, заблудившись по лесам и болотам, стали погибать от голоду и едва вернулись домой.
Тем временем Юрий жил в Орде не даром. Он женился на любимой сестре Узбека — Кончаке, названной в крещении Агафьей, и успел себе выправить ярлык на великое княжение, после чего с молодой женою и Татарскою ратью пришел к Твери. Произошло побоище, в котором Юрий был наголову разбит, а тверичИ захватили в плен княгиню Кончаку. Вскоре, затем, был заключен мир между Михаилом и Юрием. Оба согласились идти опять в Орду и там порешить все свои споры. Но на несчастье Михаила скоропостижно умерла бывшая у него в плену Агафья-Кончака.
Был пущен слух о её отраве. Уже по дороге в Орду, Михаил убедился, что ему трудно будет сдобровать. Сыновья, Димитрий и Александр, говорили ему, чтобы он обождал с поездкой, пока не пройдет ханский гнев, а послал кого-либо из сыновей, но он решил ехать сам.
Михаил нашел Узбека при устье Дона. Здесь он полтора месяца, по обычаю разносил подарки Татарским князьям, ханшам и, наконец, самому Узбеку, который повелел: «сотворите суд князю Михаилу с князем Юрием Московским. Которого будет правда, того хочу жаловать, а виноватого повелю казнить». Обвинителем и судьей был назначен Ковгадый.
На суде Михаил защищался, но тщетно; у него скоро отобрали платье, отняли слуг, духовника, наложили на шею тяжелую колоду и погнали за Узбеком на охоту, на которую, по примеру Чингиз-хана, было собрано несколько сот тысяч народу, чтобы сгонять зверей с Кавказских гор. Во время пути, по ночам, руки Михаила забивали в колодки, и так как он постоянно читал Псалтирь, то отрок сидел перед ним и перевертывал листы. Орда остановилась под городом ДедЯковым. По дороге отрок говорил Михаилу: «Князь! проводники и лошади готовы; беги в горы, спаси жизнь свою». Михаил отказался. «Если я один спасусь, — говорил он, — а людей своих оставлю в беде, то какая мне будет слава?»
После двадцати четырех дней томления приближенный хана Ковгадый приказал привести Михаила на торг, поставил его перед собой на колени, всячески глумился и, наконец, объявил, что его простят, и он будет опять в чести у хана.
Надругавшись над несчастным, Ковгадый велел отвести его прочь; с тех пор на глазах Михаила всегда были слезы, потому что он предугадывал свою участь. Прошел еще день, и Михаил призвал сына своего Константина, чтобы объявить ему последнюю свою волю. Вдруг вскочил в шатёр отрок, который едва мог выговорить: «Господин князь, идут от хана Ковгадый и князь Юрий Даниилович со множеством народа, прямо к твоему шатру». Михаил тотчас встал и со вздохом сказал: «Знаю, зачем идут, убить меня». Между тем, палачи вошли в шатёр, схватили Михаила за колоду и ударили его об стену так, что шатёр проломился. Когда же Михаил вскочил на ноги, то на него бросилось множество убийц, повалили на землю и били пятами нещадно. Наконец, один из них, вероятно Русский, выхватил большой нож, ударил им Михаила в ребра и вырезал сердце.
За свою мученическую кончину князь Михаил Ярославович Тверской причтен нашей церковью к лику Святых. Тело его было доставлено в Русскую Землю и похоронено в 1319 году в Москве, в Спасском монастыре.
Деяния святых апостолов
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для христиан совершенно естественно всякое дело начинать и оканчивать молитвой, естественно для нас обращаться к Богу в радости, в печали, в недоумении, в опасности, и вообще мы стараемся исполнять завет апостола Павла, который в Первом послании к Фессалоникийцам призвал к непрестанной молитве (см. 1Фес. 5:17). Молитва была сердцем христианской жизни с самых ранних лет существования Христовой Церкви. Свидетельство этому мы можем найти и в 4-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
После того, как апостолы Пётр и Иоанн были отпущены первосвященниками, они вернулись «к своим», то есть к христианам. Конечно, апостолы не стали делать секрет из своих приключений, и рассказали обо всём с ними случившемся. Эту ситуацию можно попытаться перенести в нашу эпоху: вот, нас задержали за наши христианские убеждения, нас довольно быстро выпустили, но сказали, что стоит помалкивать о своей вере, мы, полные этими впечатлениями, снова оказались в кругу единомышленников и рассказываем им свою историю. Наверняка эта беседа очень бы затянулась: слушатели задавали бы всё новые и новые вопросы, они возмущались бы несправедливостью, ну а мы находили бы всё новые и новые грани случившегося с нами. В апостольской общине всё было иначе, и после краткого сообщения Петра и Иоанна слушатели не стали задавать вопросы и возмущаться поведением первосвященников, слушатели единодушно обратились к Богу со словами сердечной молитвы.
Суть этой молитвы была в прошении о даровании смелости для проповеди Христа Воскресшего. У первых христиан не было никаких иллюзий относительно себя самих, они понимали, что дерзновение для проповеди, так же, как и сила слова, не имеют никакой связи с личными достоинствами проповедника, и первое, и второе даёт Бог. Понимали первые христиане и то, что после инцидента с взятием под стражу апостолов Петра и Иоанна Церковь вступает в новую эпоху — эпоху открытого противостояния погрязшим в лицемерии первосвященникам и тем несчастным, которые проявлению живой Христовой силы предпочитают пребывание в рамках мёртвого закона. Для того, чтобы выдержать это противостояние, апостолам нужна была помощь Божия, и апостолы воззвали к Нему. Бог, как мы услышали, откликнулся, все собравшиеся исполнились Духа Святого, и проповедовали слово Божие без какого-либо страха.
Очень хочется надеяться, что пример апостолов побудит нас поступать таким же образом: в любой сложной ситуации первым делом обращаться к Богу, ведь только Бог способен наполнить нас столь необходимыми нам для борьбы с грехом крепостью и силой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом»
Святителю Иоанну Тобольскому Господь заранее открыл день его кончины. В июне 1715 года владыка отслужил последнюю литургию. После службы он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, митрополит удалился в свою келью. Когда помощники к нему пришли за распоряжениями, нашли владыку усопшим. Митрополит Иоанн Тобольский скончался в молитве, стоя на коленях перед Чернмговской иконой Божией Матери.
Со дня успения святителя и до сегодняшнего дня не прекращаются чудеса от его святых мощей. Сбылись слова архиерея, которые он говорил своей пастве:
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом, но паче да возвышается надеждою своею ко Всемогущему. И Он всё устроит к лучшему для нас».
Все выпуски программы Слова Святых
500 человек в Белгороде получили помощь от фонда «Мои друзья
Московский фонд «Мои друзья» с 2009 года помогает людям оплачивать лечение, реабилитации, покупать лекарства и другие жизненно важные вещи. Ещё команда фонда приходит на выручку детским домам, интернатам для пожилых, православным храмам и благотворительным проектам из разных городов.
«Дорогие наши помощники, Христос Воскресе! Большое спасибо, что не оставляете нас без поддержки!» — написала на днях сотрудникам фонда Елена Химченко, старшая сестра Марфо-Мариинского сестричества милосердия и руководитель штаба помощи беженцам в Белгороде. Ситуация в городе и области напряжённая. Не взирая на постоянные обстрелы, сёстры милосердия продолжают помогать нуждающимся — передавать еду и многое другое. В апреле фонд «Мои друзья» закупил и отправил в Белгород необходимые продукты. «Мы раздаём гуманитарные наборы людям, пострадавшим от боевых действий. Это и беженцы из Донбасса, и жители приграничья Белгородской области, — делится Елена Химченко. — Недавно к нам обратилась семья из села Козинка. Их дом сгорел, и у них не осталось ничего. Мы оказали им большую помощь. Таких людей очень много, поэтому важно продолжать творить добрые дела. Даже самая малая лепта возвращает им веру в людей и дарит надежду».
На сегодня благодаря трудам команды фонда «Мои друзья» и участию сотен людей со всей России продуктовую помощь в Белгороде получили 500 человек, подопечных сестричества милосердия. Если вы хотите участвовать в добрых делах фонда, переходите на сайт: моидрузья.орг и нажмите кнопку «Помочь сейчас». Также в разделе «Нужна помощь» вы сможете выбрать конкретный проект или человека, которого хотите поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов