1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
На связи с Иисусом. Янни Ролански
Чему вы обычно радуетесь? Недавно я решила составить список всего, за что благодарна. Меня вдохновили на это родители и Первое послание к Фесалоникийцам.
Я веду онлайн школу «Дети и гаджеты». Эта тема актуальная для всех родителей. Часто желание ребенка постоянно сидеть в телефоне превращается в проблему, да такую большую, что за ней взрослые перестают видеть все хорошее, что есть в их отношениях с детьми. Успехи и достижения меркнут в свете гаджетов. Но ведь телефоны и компьютеры в любом случае — только часть жизни, хоть эта часть и приносит родителям много волнений.
У меня по этому поводу в голове постоянно крутиться стих из Первого послания к Фесалоникийцам — «Всегда радуйтесь». Но как радоваться, когда у нас проблемы? Ответ находится в истории про Петра, который хотел пойти по воде навстречу Иисусу.
Пока ученик смотрел на учителя — он мог справиться с чем угодно — со стихией, законами тяготения. Но когда он усомнился — пошел ко дну. Как мне кажется весь секрет в том, куда мы смотрим и на чем фокусируемся.
Потому что, у повеления «всегда радуйтесь» есть продолжение в послании — «непрестанно молитесь, за все благодарите». Каждое слово этого повеления видится мне как твердая опора, даже если мы оказались посреди шторма в открытом море.
Каждое слово здесь — шаг на пути доверия Богу. Часто кажется, что наши бытовые, хоть и насущные темы, Бога не касаются. Но у каждого свой шторм. А Иисус — Он неизменный, Его принципы действуют всегда. И Ему не все равно. Поэтому нам так важно всегда быть с Ним на связи по любому вопросу. Радоваться Его ответам. И, конечно, благодарить!
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Планировать или доверять Богу. Янни Ролански
В социальных сетях в начале года все кипит и бурлит. Все обсуждают свои планы на наступивший год.
Среди христиан встречаются разные взгляды на планирование.
Кто-то говорит «Хочешь Бога насмешить скажи Ему свои планы на завтра». Кто-то детально описывает каждый свой шаг и считает, что если плана не придерживаться, то ничего и не достигнешь.
Недавно я спрашивала своих подписчиков — занимаются ли они планированием года, ставят ли перед собой цели и рассказывала как сама сажусь в январе у воображаемого камина и записываю планы в красивый блокнот. В ответ одна женщина написала мне: «Янни, Вы же верующий человек, православная христианка, неужели не знаете, что Господь устраивает наш путь, зачем Ему мешать своими планами?»
Мне стало интересно, как она до этого дошла. И причину такой точке зрения мы нашли в книге Притч.
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся».
С этим не поспоришь. Но каждый раз, когда мы пытаемся выстроить свою святость всего на одной цитате, мы словно ходим по тонкому льду. Потому, что это опасно. Тем, что мы можем упустить что-то в отношениях с Богом, променять полноту на частности.
В Евангелии от Луки в 14 главе говорится «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее».
Мы все что-то строим в своей жизни, и всем нам важно понимать, как мы это строим, какие ресурсы нам нужны для строительства отношений в семье или бизнеса. Да даже для того, чтобы попасть на службу в воскресенье нам порой нужно «сесть и вычислить издержки» — как успеть все сделать на неделе, чтобы 7-ой день посвятить Богу.
Каждый день мы строим планы, мечтаем и достигаем целей. Но понимая то, что главный устроитель и распорядитель в нашей жизни Господь, мы просто можем доверять Ему, оставляя последнее слово за Ним.
Ведь доверие — это не передача ответственности, это не ожидание того, что Бог все сделает за нас.
В книге Притчей есть еще одно чудесное место про планирование:
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
Мне кажется, это про то, что нам важно понимать, что входит в нашу зону ответственности. Обдумывание и планирование — это наша задача, но важно с каким сердцем мы это делаем.
Потому, что делать одно и то же дело, даже планировать свои дела можно с разным состоянием сердца. Можно играть роль Бога и думать, что все зависит только от нас. А можно делать то, что в наших силах и ожидать, что главной действующей силой и личностью, от которой все зависит, является Господь Бог.
А все фанатичные крайности хранят в себе опасность не приблизить нас к Создателю, а принести смуту в нашу жизнь.
В молитве «Отче наш» есть слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» Словом «днесь» мы подчёркиваем уверенность в том, что Бог поможет нам и завтра, и впредь. И мне кажется, каждому из нас сегодня важно поразмышлять над этим. Потому, что понимая, что Господь заботится о нас — мы не будем, как говорил святитель Филарет Московский заботиться о будущем чрезмерно. А значит внутри нас будет мир и радость.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 11 зач., IV, 13-22.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Современность отличается от всех прежних эпох обилием информации обо всем на свете. Даже если мы всеми силами пытаемся избежать погружения в это безбрежное море данных, в полной мере сделать это не получится, а потому мы все в той или иной степени ощущаем на себе информационное давление, ощущаем мы и связанный с этим давлением диктат определенного образа мысли и поведения. Сопротивляться этому диктату почти невозможно, однако невозможность сопротивления вовсе не должна означать отсутствия критического подхода. Эту последнюю мысль мы можем найти и в том отрывке из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Только что прозвучавший отрывок книги Деяний завершил собой довольно пространный рассказ об исцелении апостолами Петром и Иоанном человека, у которого с самого рождения были серьёзные проблемы с ногами, не позволявшие ему ходить. Этот рассказ любопытен сразу по нескольким причинам: во-первых, исцеление было настолько явным, что его не могли отрицать даже те, кто был враждебно настроен по отношению к апостолам, во-вторых, свершившееся чудо послужило причиной обращения ко Христу нескольких тысяч человек, и в-третьих, оно ещё раз обнажило неприкрытый богоборческий цинизм иудейской религиозной верхушки.
Интересно, что любой грех меняет сознание человека, и та мерзость, которую совершает человек, перестаёт казаться ему мерзостью. Для примера можно вспомнить сильно пьющих людей: тот, кто никогда не бывал в состоянии глубокого опьянения, отчётливо видит попрание собственного образа Божия пьяницей, ну а тот, кто и сам готов в любую секунду пуститься в алкогольное путешествие, видит в опьянении лишь забавное приключение, и такому человеку бывает сложно понять, почему существует библейский запрет на злоупотребление спиртным, и почему апостол Павел написал, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см. 1Кор. 6:10). Так происходит с абсолютно любым грехом: согрешающий не только перестаёт осознавать собственное бедственное положение, он пытается заразить своим грехом и окружающих.
Именно это и попытались сделать члены синедриона, приказав апостолам прекратить проповедь Христа Воскресшего. Ответ апостолов был кратким и построенным в форме риторического вопроса: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Конечно, собеседники апостолов не сумели понять эту простую мысль, уж слишком сильно они были ослеплены своим грехом противления Богу.
Впрочем, этих людей уже давно нет в живых, и теперь вопрос апостолов обращён не к ним, он обращён ко всем нам, правда, в несколько иной формулировке: «Справедливо ли пред Богом слушать кого-либо более, нежели Бога?» Эти простые слова должны приходить нам на память тогда, когда мы в очередной раз испытаем искушение пойти вслед влекущего за собой информационного потока современности, который чаще всего отстоит от Бога дальше, чем отстояли от него иудейские первосвященники времён жизни святых апостолов Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов