
Как вы думаете, можно ли человеческим гневом... прославлять Бога? Представьте себе — можно, да ещё как! Давайте послушаем 75-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем над содержанием этого псалма.
Псалом 75.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли.
11И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Прозвучавший 75-й псалом приписывается некоему Асафу, певцу-левиту, то есть священнику, и предводителю хора в эпоху Давида (согласно 1 Пар 6:39; 25:1). В церковнославянском подзаголовке этого псалма встречается формулировка «песнь ко ассирианину», указывающая на исторический фон победы Божией над ассирийским войском — это может быть отсылкой к чудесному поражению армии царя Сеннахирима при Иерусалиме во дни царя Езекии (см. 4 Цар.) Псалом воспевает Бога как победителя врагов, близость Бога еврейскому народу и была главным залогом тех вдохновенных побед, о которых повествуют книги Библии.
Но мне хотелось бы остановиться на одном лишь стихе — 11-м — который вот как звучит на церковнославянском: «Яко помышление человеческое исповестся тебе, и останок помышления празднует ти». В Синодальном переводе звучит так: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». Понятно, что вообще ничего не понятно — давайте разбираться.
Как гнев — который, вообще-то, является одной из страстей! — может «обратиться во славу Бога»?
Гнев, ярость, негодование, острое недовольство — практически тождественные понятия. В еврейском языке חֵמָה (хема) — это «жар», «яд», «ярость», «гнев», «пыл», «негодование». Некоторые филологи утверждают, что этимология этого слова восходит к значению «фыркать», «шумно выдыхать через нос», из которого развились в дальнейшем и слово «нос», и слово «гнев».
В древнегреческом языке слово θυμός — означает «дыхание», «жизненная сила», «душа», «сердце», «внутреннее чувство», «страсть», «порыв», «гнев», «ярость». Считается, что оно восходит к праиндоевропейскому корню со значением «дышать», «испускать пар/дым» (*dhu-), что позднее метафорически перешло в сферу эмоционального «закипания», «вспыхивания» (как пар или дым изнутри). Можно сравнить с латинским «fumus» — или русским «дым».
Таким образом, в самом слове θυμός есть семантический сдвиг от «дыхание, пар» к «душевное волнение, вспыльчивость, страсть» — и практически то же самое мы видим и в еврейском слове «хема».
Что же получается? На мой взгляд, очень интересно: для человека совершенно естественно, как и дышать, — гневаться, яростно, эмоционально заряжённо реагировать — и дальше — самое интересное: на что? Здесь-то и кроется ключик к нашему вопросу о том, как можно гневом славить Бога: глубинная реакция на всё недолжное, греховное, дурное в виде яростного отвращения, пылкого негодования и есть единственно правильное употребление гнева, приятное Богу! Бог смотрит на нас и видит нас не механическими автоматами, способными только воспроизводить вложенную в них программу — но как на живых, свободных Его детей — и Ему очень радостно, когда мы на всё неправильное реагируем не безразлично, но горячо и откровенно!
Псалом 75. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 75. (Церковно-славянский перевод)
«Бог всегда рядом...» Юлия Бочарова

У нас в гостях была актриса, режиссер, продюсер, многодетная мама Юлия Бочарова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об ощущении присутствия Бога в жизни даже в самые сложные моменты и о том, как через язык кино она стремится говорить о христианских смыслах и ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Одиночество». Иером. Геннадий (Войтишко), Светлана Чехова, Ольга Орлова
В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были иеромонах Геннадий (Войтишко), главный редактор медиаресурса «Святые онлайн» Ольга Орлова и предприниматель Светлана Чехова.
Разговор шел о том, что такое одиночество и почему для кого-то это мучение, а для кого-то счастье. Почему люди в больших городах чувствуют себя одинокими, а отшельники, общаясь с Богом, ощущают полноту, как строить отношения в семье, чтобы не посещало чувство одиночества, и как не терять контакта с самим собой и Богом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Одиночество». Иером. Геннадий (Войтишко), Светлана Чехова, Ольга Орлова
- «Страх перед будущим». Священник Михаил Сергеев, Яна Капаева, Александр Бочаров
- «Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
Проект реализуется при поддержке VK
«Алпамыс идёт в школу»

«Алпамыс идёт в школу», студия «Казахфильм», режиссёр Абдулла Карсакбаев
— Много в мире нашем удивительного, сынок. Где-то дождь зимой идёт. Где-то девушка ищет свою любовь. А кто-то летит к звёздам. Учись, и обо всём узнаешь.
— Меня в школу не записали!
— Ну, ну, не плачь. Разве батыры плачут? Тебя запишут в школу. Обязательно.
Алпамыс, шестилетний мальчик из горного казахского аула, пришёл к своему старшему другу, мудрому дедушке Мынар-ате, чтобы поделиться огорчением. Многие знакомые ему ребята пошли в школу. Даже лучший друг Алпамыса, Калихан — и тот сел за парту, хотя вовсе не желал идти в первый класс. И только Алпамыс остался дома. Взрослые ему сказали: не дорос ещё, через год пойдёшь. Но он не хочет ждать целый год! Мальчик тонко чувствует мир, и стремится узнать обо всём, что его в этом мире окружает. Заветная мечта Алпамыса — как можно скорее стать учеником. Умный, любознательный паренёк — главный герой киноленты «Алпамыс идёт в школу». В 1976-м году на студии «Казахфильм» её снял режиссёр Абдулла Карсакбаев, по сценарию писательницы и драматурга Розы Хуснутдиновой, сценариста «Ералаша». Картина отчасти получилась в духе знаменитого детского юмористического тележурнала. Добрая, светлая, наполненная ребячьим смехом и радостью. В киноархивах «Казахфильма» сохранились протоколы заседаний художественного совета, которые проходили во время работы над картиной. В них принимал участие режиссёр Андрей Кончаловский — он взял тогда неформальное шефство над съёмками фильма. Кончаловский отмечал, что в ленте «Алпамыс идёт в школу» замечательно раскрывается сложный, многогранный и поэтичный внутренний мир ребёнка.
Мир Алпамыса — это родной аул и его дом. Мама и папа — уже немолодые, поэтому, как сами признаются, мальчик для них — долгожданное дитя. Атмосфера сплочённой, любящей семьи царит не только в жилище главного героя, но и во всей деревне. Маленький Алпамыс дружит с её жителями. С молодой портнихой Варей, которая ждёт письма от жениха и переживает, что оно долго не приходит. Мальчик старается разговорами отвлечь девушку от грустных мыслей. Со стариком Мынар-атой — к нему за советом Алпамыс приходит со своими бедами. С соседским мальчуганом, первоклассником Калиханом — хоть у того и вздорный характер.
Алпамыс каждый день просит Калихана рассказать, что происходит в школе. И когда понимает, что подробностей от товарища не добиться, решает узнать сам. Он забирается на яблоню, которая растёт у окна класса Калихана, и слушает уроки. Алпамыс усваивает всё, о чём рассказывает ребятам учитель. Наблюдая за жизнью класса со стороны, мальчик учится читать, умножать, решать задачки. И готов идти в школу хоть завтра! Это его заветная мечта. Но нужно, чтобы учитель, Батыржан Батырханович, узнал о способностях Алпамыса. Вот только как это сделать?
Молодой педагог — персонаж фильма, который заслуживает отдельного представления. Он недавно приехал в аул. Он горит работой и искренне любит своих учеников. Однажды Калихан, желая позлить учителя, принёс для школьного живого уголка... змею. Но Батыржан Батырханович совсем не разозлился, а, наоборот, похвалил мальчика за оригинальность. Его доброта и отзывчивость проникают в сердца учеников. И даже озорник Калихан меняется в лучшую сторону. Он решает помочь Алпамысу осуществить его мечту — не ждать целый год, а сесть за парту прямо сейчас. На День учителя в школе проходит концерт. Калихан понимает: вот он, шанс для Алпамыса — предстать перед учителем и заявить о себе. И Калихан вносит в программу концерта неожиданные изменения...
— Вторым номером нашей программы выступит мой друг Алпамыс. Он прочтёт вам таблицу умножения! Алпамыс, давай сюда!
Чем закончится эта затея — зрители узнают, посмотрев фильм режиссёра Абдуллы Карсакбаева «Алпамыс идёт в школу». Мне же под занавес нашей программы хочется вспомнить стихотворение-хайку японского поэта Кобаяси Иссы, которое в одном из эпизодов картины совсем неспроста цитирует молодой учитель:
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету».