Искушение променять истинного Бога на богов выдуманных преследует человечество на протяжении всей истории его существования. И не смущает людей, что из раза в раз Господь убедительно показывает, насколько опасно и глупо отказываться от веры, которая является следствием не человеческих выдумок, а откровения Бога о Себе Самом. О том говорится в псалме 134-м. Он звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 134. Аллилуия.
1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни,
2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.
3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,
4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.
5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.
6 Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;
7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.
8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,
9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,
10 поразил народы многие и истребил царей сильных:
11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;
12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.
13 Господи! имя Твоё вовек; Господи! память о Тебе в род и род.
14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.
15 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:
16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах
их.
18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто
надеется на них.
19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.
20 Дом Левиин! Благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.
21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!
Псалом 134-й имеет торжественный характер. В древности он использовался во время праздничных ветхозаветных богослужений в Иерусалимском храме. Избранные строки из псалма можно услышать и в ходе православной службы. Но не каждый раз, а когда совершается опять же праздничное богослужение, включающее в себя торжественный момент под названием «полиелей». Это греческий термин, в переводе означающий «многая милость». Священники выходит из алтаря в центр храма, в песнопениях прославляя милость Бога. И начинается полиелей как раз с пения псалма 134-го «Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господни».
Кого-то может смутить использование понятия «раб», «раб Божий». Православное христианство убеждено, что никакой нейтральной в нравственном отношении свободы не существует. Есть или добровольное рабство, то есть подчинение себя добру, высшему благу, в идеале Господу Богу, или рабство вынужденное греху, тьме.
Слова псалма 134-го говорят нам о великой милости Божией к тем, кто на Бога надеется и стремится жить в соответствии с Его заповедями. Потому что только через подчинение себя заповедям мы обретаем настоящую, а не выдуманную свободу, свободу от грехов и пороков. Автор псалма (пророк Давид или кто-то иной, тут исследователи разнятся во мнениях) кратко излагает наиболее значимые события из ветхозаветной истории. И, в частности, речь идёт об освобождении народа Израильского из египетского плена. Тогда Господь через пророка Моисея явил множество чудес. А идолы, которым поклонялись египтяне, оказались беспомощны, или как говорится в псалме: «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их».
В истории нашего Отечества имелся похожий эпизод. Когда-то князь Владимир всячески пытался угодить ложным богам, но затем узнал истину, принял крещение сам и призвал к тому соотечественников. Так Русь познала радость жизни по Евангелию и получила счастливую свободу жить в согласии с Богом истинным, могущественным и милосердным.
Псалом 134. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 134. (Церковно-славянский перевод)
Горный серпантин и доверие Богу. Яна Юревич
Однажды мы всей семьей поехали на машине из Москвы в Сочи. Решили разделить дорогу на несколько частей. Вечерами останавливались в разных городах по пути, чтобы переночевать, а с утра пораньше выезжали дальше. Но в день, когда по плану мы должны были приехать в Сочи, нам не удалось выехать рано утром. Собрались только ближе к обеду. Соответственно, получалось, что в Сочи мы приедем не вечером, как рассчитывали, а поздно ночью. И самое неприятное в этой ситуации было то, что последним участком дороги был горный «серпантин».
Те, кому знакома эта дорога, думаю, поймут наши переживания. А ведь мы должны были ехать там впервые! Да еще и ночью. Но, помолившись, все-таки решили преодолеть его, не делая перед серпантином остановку на ночевку. Хотелось поскорее приехать в конечную точку и как следует отдохнуть от долгой дороги.
Двое детей к моменту заезда на серпантин уже спали, и муж смог полностью сосредоточиться на дороге. К слову сказать, наши переживания не оправдались. Дорожное полотно было ровным, машин на дороге немного, главным было — не забывать про резкие повороты.
Так мы ехали некоторое время. И вдруг, когда до Сочи оставалось часа полтора, мы увидели, что на дороге, полностью заняв одну полосу, стоит грузовик. По виду это была ремонтная машина, рядом с ней находились рабочие. Но при этом больше ничего не происходило. Мы, как и пара машин перед нами, остановились. Позади нас начала скапливаться очередь из подъезжающих автомобилей. Что удивительно — все просто спокойно ждали, понимая, что, если стоит ремонтная машина, значит, на дороге что-то делают.
Во время этой вынужденной остановки кто-то выходил размяться. Мы же просто наблюдали за ситуацией, сидя в машине. Поначалу, конечно, и муж, и я немного встревожились — уже много времени, нам нужно ехать, а мы стоим. Но помолившись, мы решили уповать на Бога, и продолжили ждать. Так прошло минут тридцать-сорок. Вдруг в какой-то момент рабочие просто сели в грузовик и уехали. Поехали и мы.
По дороге всё высматривали, где же могли проводиться ремонтные работы. Но так и не нашли ни места ремонта, ни другой аварийной техники. Вообще никаких следов работ. В итоге мы так и не узнали, почему пришлось долго стоять.
Позже я несколько раз мысленно возвращалась к ситуации на серпантине. И поняла, что она напоминает мне о доверии Богу. Только Господь знает, как для нас будет лучше. От самого же человека Божий Промысл часто сокрыт.
В ту ночь, на серпантине перед Сочи, мы выбрали доверие Богу и Его действиям. Мы не знаем, что нас могло ждать на участке дороги, перед которым вынуждены были остановиться. Да и никогда, наверное, не узнаем. Но души тогда наполнило спокойствие, и мы мирно, без препятствий доехали до нужного места. А утром нас ждало море.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
8 февраля. О подвиге Преподобного Симеона Ветхого, Сирийского
Сегодня 8 февраля. День памяти Преподобного Симеона Ветхого, Сирийского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Древняя сирийская церковь, во главе которой стояла основанная самими апостолами Церковь Антиохии, знала нескольких великих подвижников с именем Симеон. Это прежде всего два аскета: Симеон Столпник и Симеон Столпник Дивногорец. Подлинным духовным отцом этих святых можно считать преподобного Симеона Сирийского, названного Ветхим, то есть Старым, для того, чтобы подчеркнуть его статус первопроходца в подвиге. «Свечу не ставят под сосудом, но на подсвечнике, и светят всем в доме», — сказал в Евангелии Господь.
Симеон умер практически в тот же самый год, когда будущий старший Симеон Столпник родился. Так он сокрылся под спудом смерти, передавая ему светильник угождения Богу. Симеон Ветхий был духовником матери древнего церковного учителя, епископа Феодорита Кирского, который был единственным ребенком в семье и только по сугубым молитвам сирийских аскетов не умер при материнских родах. В благодарность он написал «Сирийский потерик. История Боголюбцев», в котором увековечил память преподобных и святого Симеона.
Житие самого Симеона состоит из 14 глав. Оно удивительно своей благотворной чудотворностью. В одной из утренних молитв, называемых светильничными, которые священник тайно, то есть про себя читает в начале утренней на Шестопсалмии, Бог именуется чудотворцем. Это значит, что в способности творить чудеса заключается в человеке образ Божий, по которому он был изначально создан. Удивляясь чудесам святых, не забудем просить о помощи и просвещении того, кто был и вовеки остается их и нашим первообразом Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 февраля. О важности примера юных героев в воспитании молодого поколения
Сегодня 8 февраля. День памяти юного героя-антифашиста.
О важности примера юных героев в воспитании молодого поколения — протоиерей Константин Харитонов.
В свое время, в действии, я зачитывался рассказами про юных героев, которые боролись против фашистов. Мальчики и девочки мужественно сражались и зачастую погибали в страшных мучениях, но не сдавались и были до конца верны своему Отечеству. Эти примеры и сегодня должны звучать для каждого ребенка, потому что надо с юности уже воспитывать любовь к Родине, любовь к Отечеству. На примерах настоящих героев, тех мальчишек и девчонок, которые в годы Великой Отечественной войны боролись против мирового зла. Правда должна звучать. Если мы забудем эту правду, то вместо этой правды придет ложь. Нашим детям будут навязаны лживые герои, которые прикрываются какими-то масками, и дети будут думать, что вот они настоящие герои, вот какими мы должны быть. Но это же не правда, это ложь. А ложь порождает еще большую ложь, и в конечном итоге мы потеряем свое Отечество.
Наш народ претерпел много страданий, и сегодня, конечно же, эти примеры для нас должны быть основополагающими воспитания любви к своей семье, к своему Отечеству, к своему народу, к своему городу. И эти ребята, которые явили такой пример героизма, являются сегодня для нас важным примером жизни и смерти ради нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема