Село Покровское, известное сегодня как Солохаул, раскинулось в живописной долине кавказских предгорий, на берегу горной реки Шахе. До октябрьской революции 1917 года село входило в Сочинский округ Черноморской губернии. Испокон веков бок о бок дружно жили там русские и адыги. А в 1905-м году в Покровском появился новый поселенец. На вид — лет за тридцать, густая чёрная борода, простая крестьянская одежда. Звали его Иуда Антонович Кошман. Приехал вместе с женой. Купил немного земли, выстроил небольшой дом. И принялся за работу. Каждый день, с утра до вечера, рыхлил твёрдую, каменистую почву на своём участке и что-то сажал. Самые любопытные расспросили нового сельчанина, и выяснилось: сажает он... чай! Соседи только руками всплеснули: чудак человек! Какой же чай в здешних горах? Зимы тут бывают холодные, не переживут их нежные чайные листочки. Да и пробовали уже когда-то выращивать здесь эти кустики — князья Трубецкие закладывали чайные плантации неподалёку, близ Дагомыса. Сам учёный-агроном Гарбе сажал там чай. Вот только ничего не вышло. Но Кошман твердил своё: «Увидите — будет чай. Да ещё какой! Дайте срок — всех вас вкусным напитком угощу».
Иуда Антонович знал о чае, кажется, всё. Ещё в 1894-м году, когда ему было 22, он случайно оказался в грузинском посёлок Чакви, где активно развивалось чаеводство. Кошман попал туда не от хорошей жизни. Ещё в младенчестве Иуда осиротел, и воспитывался при церкви в родной Черниговской губернии. Потом без гроша в кармане странствовал по России, брался за любую работу. Тянул бурлацкую лямку на Волге, строил железную дорогу в Сибири. Приехав в Чакви, Иуда Антонович нанялся рабочим на чайные плантации, и неожиданно именно там нашёл жизненное призвание. За 10 лет работы приобрёл богатейший опыт. Знал, как сажать растение, заботиться о нём, как собирать нежные листья с куста, правильно сушить их, заваривать. Знал Иуда и о том, что агрономы давно вынесли вердикт: севернее абхазского города Сухум чай из-за климата вырастить нельзя. Но собственное чутьё чаевода подсказывало ему: вполне возможно получить урожай и в более холодных районах — например, в сочинских горах. Если, конечно, подойти к делу терпеливо и умеючи. Именно это Кошман и решился сделать, несмотря на неудачи предшественников. Для того и приехал в горное село Солохаул. С собой он привёз семена и рассаду с чаквинских плантаций. В 1905-м году на своём земельном участке Иуда Антонович высадил 800 кустов чая. Все они прижились и благополучно пережили зиму. «Лёгкая у тебя рука, Иуда Антонович!» — говорили Кошману удивлённые соседи, прихлёбывая из блюдечек свежий «кошмановский» чай первого урожая.
В 1910-м году Иуда Антонович повёз свой чай в город Сочи на сельскохозяйственную выставку. Напиток под маркой «Бодрость» получил высокие оценки. Но чаеторговцы, закупавшие товар в Грузии и Китае, увидели в Кошмане конкурента и написали на него коллективную жалобу — мол, не чаем торгует он, а соломой, не может чай в сочинских горах произрастать, это всем известно. Полиция арестовала Иуду Антоновича как торговца фальсификатом. Чтобы вызволить мужа из-под ареста под залог, супруге Кошмана, Матрёне Ивановне, пришлось продать все ценные вещи. Вступились за чаевода и односельчане. В местной прессе они опубликовали открытое письмо, в котором свидетельствовали, что своими глазами каждый день видят чайные плантации Кошмана, знают, как самоотверженно он трудится, чтобы вырастить свой чай. Публикация возымела действие — с Кошмана сняли обвинения. Иуда Антонович вернулся домой, и продолжил своё дело. В 1913-м году он представил самый северный в мире сочинский чай на выставке «Русская Ривьера» в Петербурге, и получил медаль Министерства земледелия и государственных имуществ Российской Империи.
После октябрьской революции, в годы коллективизации, Иуда Антонович передал свои чайные плантации Солохаульскому колхозу. Сделал он это, чтобы оградить себя и семью от возможных репрессий. Впрочем, без опыта Кошмана советская власть обойтись не смогла. Совет Народных комиссаров в 1928-м году постановил начать полномасштабное развитие чаеводства в сочинском регионе Краснодарского края. Семена для новых плантаций взяли у Иуды Антоновича. До самой своей кончины в 1935-м году он руководил посадкой и производством чая, который стал выпускаться под маркой «Краснодарский». В 70-е годы ХХ века в домике Кошмана, окружённом чайными кустами, устроили музей. И сегодня там можно отведать тот самый «кошмановский» чай.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение