В Северном Ледовитом океане, в архипелаге Северная Земля, есть остров Старокадомского. Он назван в честь своего первооткрывателя — флотского врача Леонида Старокадомского, который лечил людей и на море, и на суше. Вместе с научными экспедициями доктор бороздил полярные просторы. А ещё занимался полярными исследованиями и даже совершил важные географические открытия.
Леонид Старокадомский родился в 1875-м году в Саратове, в семье железнодорожного инженера. Вскоре после его появления на свет Старокадомские перебрались в Санкт-Петербург. Жили скромно — когда Леонид подрос и пошёл в гимназию, он стал помогать родителям, давал платные уроки отстающим ученикам. Самого же Старокадомского увлекали естественные науки — химия, биология. Поэтому после окончания гимназии Леонид поступил в Петербургскую Императорскую Военно-медицинскую академию и через 4 года выпустился, получив квалификацию военного лекаря. Практические навыки Старокадомский наработал сначала в Седьмом Ревельском пехотном полку, затем — в Брест-литовском госпитале. В 1903-м его перевели в морской госпиталь Кронштадта. Там с молодым доктором случилось трагическое происшествие. Во время вскрытия через мелкую царапину на руке в организм Леонида Михайловича проникла инфекция. Положение оказалось настолько опасным, что потребовалась срочная операция. Левую руку по локоть пришлось ампутировать. Казалось — о карьере врача можно забыть. Но Старокадомский не сдался. Он разработал специальную методику, которая позволяла успешно проводить операции, в том числе и сложные, одной рукой. Начальство разрешило Леониду Михайловичу остаться на службе.
В 1905-м завершилась Русско-Японская война. Старокадомского в составе специальной комиссии откомандировали в Страну Восходящего Солнца для медицинского сопровождения военнопленных, которые возвращались на родину, в Россию. Впервые в жизни Леонид Михайлович совершил путешествие на корабле. Море его покорило. Он стал размышлять о работе на флоте. Вернувшись, узнал, что Морское министерство готовит полярную экспедицию на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Старокадомский отправил заявку на участие корабельным врачом. Его зачислили в команду «Таймыра». В экспедиции с Леонидом Михайловичем произошло неожиданное событие. Однажды ночью ему не спалось, и он коротал время на палубе. Вдруг в предрассветной мгле ясно различил вдали очертания берега. Однако, судя по карте, до ближайшей земли было несколько недель ходу. Что же это тогда? В волнении Старокадомский разбудил начальника экспедиции. Через несколько часов команда «Таймыра» вышла на обнаруженный берег. В снегу установили российский флаг. Так благодаря Леониду Михайловичу был открыт архипелаг Северная Земля. Во время дальнейшего плавания Старокадомский обнаружил ещё один остров, которому впоследствии присвоили его имя.
Экспедиция продолжалась вплоть до конца 1915-го года. А вскоре прогремела Октябрьская революция. Леонид Михайлович полагал, что окажется нужным своей стране независимо от власти. Работал в санитарном управлении Красного флота. Однако большевики видели в докторе «опасное наследие царского режима». В 1931-м его арестовали и отправили на Колыму. Но даже в условиях лагеря Старокадомский оставался врачом, преданным своему призванию. Он добился организации госпитального пункта, где сам лечил заключённых на правах заведующего. В шестистах километрах от основного лагеря находился лагерный пункт Амбарчик. Оттуда стали приходить тревожные вести: люди из-за цинги умирали едва ли не каждый день. Была снежная зима; никакой транспорт в Амбарчик в это время года не ходил. Но Леонид Михайлович решил любой ценой спасти погибающих. Взяв с собой лекарства и 32 килограмма сушёной смородины, доктор на собачьей упряжке в сопровождении офицера охраны восемь дней добирался до лагерного пункта. За два месяца он поставил на ноги оставшихся в живых. Чтобы поднять дух больных, Старокадомский рассказывал им истории о своих полярных путешествиях. Затем ему удалось добиться эвакуации заключённых из Амбарчика на большую землю. Это был настоящий подвиг. Вскоре после упомянутых событий доктору разрешили вернуться в Москву. До конца жизни он служил в Наркомате здравоохранения СССР, занимался научной работой, писал книги. Просто служить Родине — вот всё, что, по словам Леонида Михайловича Старокадомского, ему было нужно в жизни.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер