1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой нам кажется, что люди, которые нас окружают, ведут неверный образ жизнь. А потому мы должны наставить их на путь истинный. Однако, когда мы делаем это, то зачастую в ответ получаем лишь неприязнь, упрёки, злобу. Почему так происходит и как нам себя вести в подобных ситуациях? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Тимофей, человек которому адресовано только что прозвучавшее послание, был соратником и учеником апостола Павла. Он стоял во главе одной из самых больших христианских общин древнего мира, которая находилась в городе Эфесе. Это был портовый, многонациональный город, в котором процветала торговля. А потому и община христиан была здесь довольно разнородной. В неё входили представители разных национальностей и разных общественных слоев. Практически все уже имели какой-то предшествующий религиозный опыт. А, следовательно, волей-неволей привносили в церковную жизнь разного рода предрассудки, связанные с жизнью своих национальных религий.
Так, например, пришедшие из иудаизма могли чрезмерно большое внимание уделять ритуальной стороне веры и кичиться своим происхождением от Авраама. Именно поэтому Павел упоминает о занятиях родословиями. Те, кто пришёл из язычества, могли продолжать верить в разного рода мифы, предания и легенды, связанные с духовным миром языческих божков и демонов. Именно поэтому Павел упоминает о баснях. Одним словом, каждый человек привносил в общину целых ворох ложных представлений. Эти заблуждения в голове человека довольно причудливым образом сочетались с христианскими истинами веры. Проблема в том, что не все верующие это осознавали. Не все это в себе видели. А потому находились обязательно те, кто, желая рассказать окружающим о Христе, вываливал им на голову всю эту гремучую смесь. Не по злобе душевной. А просто потому, что многие свои мысли и чувства принимал за чистую монету. Однако результаты говорили сами за себя. В общине происходили постоянные распри.
Поэтому апостол Павел призывает Тимофея объяснять верующим и особенно тем, кто сам делает себя учителями окружающих, что подлинное наставление — это в первую очередь «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Иными словами, не всегда следует говорить людям о Боге и вере напрямую, тем более, вступать по этому поводу в споры и стараться навязать окружающим свои представления. Однако всегда необходимо на практике показывать, что означает следовать Христу и быть Его учеником. В противном случае, любая проповедь, любое слово превращается в пустословие и заканчивается неприязнью, раздражением и даже враждой.
Преподобный Макарий Великий подмечает по поводу таких проповедников: «Если речь ведут о совершенстве, о радовании или о бесстрастии, не ощутив в себе их действия, то на деле не всё бывает так, как они говорят. Ибо когда такой человек со временем, хоть отчасти приступит к делу, тогда рассудит сам с собою: „Не так оказалось, как предполагал я. Иначе рассуждал я, а иначе действует Дух“».
Мы с вами находимся в очень похожей ситуации. Ведь даже если мы выросли в христианской среде, в нашей голове может жить множество предрассудков и заблуждений относительно Бога, духовной жизни и самого себя. Порой мы этого просто не осознаём. А потому и нам адресованы сегодня слова апостола. Если хотим действительно принести пользу окружающим и сказать им нечто о Боге, постараемся начать исполнять Евангелие на практике. Ежедневно. Во всех своих делах. Действие — самая сильная проповедь. Самое эффективное служение. Самое убедительное свидетельство. Именно в ответ на действия Бог даёт нам Своего Духа. Он зажигает наши сердца любовью и милостью. Он подсказывает, какие именно слова мы должны сказать окружающим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM