В 1880-х годах писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк путешествовал по Уралу. Он изучал быт жителей маленьких северных деревенек, и свои впечатления впоследствии отразил в знаменитом Уральском цикле. Вошёл в него и роман «Дикое счастье». Героиня произведения, старуха Власьевна, всю ночь тайно от всех носила кирпичи — поднимала их по лесам на самый верх строящейся церкви, чтобы поработать для Господа и облегчить труд строителей. Лишь под утро Власьевна отправилась домой, утомлённая тяжёлой работой. Но как только с косогора увидела она родную деревню, усталость как рукою сняло. Глазами героини Мамин-Сибиряк так описывает этот момент: «Кругом было всё темно, но в избах уже мелькали яркие огоньки: это топились печки у заботливых хозяев». Русская печь на протяжении столетий была символом дома, уюта, покоя; в самом буквальном смысле она являлась семейным очагом. Не спроста наши предки называли печь «царицей избы». Начиная строить дом, будущие хозяева сперва определяли место, где будет стоять печка — от её расположения зависела планировка всех остальных помещений. Отсюда и пошла известная поговорка: «плясать от печки».
История печи, по мнению некоторых исследователей, восходит ещё к неолиту — новому каменному веку. Именно тогда человек впервые догадался поместить огонь под свод из камней и глины. Большинство учёных полагают, что прообраз именно русской печи появился в Киевской Руси приблизительно в Х—ХI столетии. Тогда в домах у многих стали появляться глинобитные очаги, которые служили для обогрева жилища и приготовления пищи. И всё же они даже отдалённо не были похожи на ту русскую печь, которую мы знаем сегодня. Очаги эти не имели дымохода и топились по-чёрному. Из-за этого на стенах и потолке избы скапливалась копоть и сажа. На протяжении столетий печи совершенствовались, и к XVIII-му веку появилась классическая русская печь — с трубой, горнилом — местом, где сгорают дрова, и, конечно же, лежанкой.
Печь традиционно устанавливалась в центре избы — это позволяло равномерно отапливать весь дом. Однако русская печка служила не только источником тепла. В ней, разумеется, готовили пищу. А ещё — стирали. Женщины складывали бельё в чугунный горшок, наполненный водой, опускали туда мешочек с печной золой, и ставили в горнило. После кипячения с золой бельё становилось белоснежным, а ткань приобретала прочность. С помощью русской печи можно было устроить банные процедуры, не выходя из избы. И, конечно, на тёплой печи отдыхали после утомительного трудового дня, грелись в холодные зимние вечера. Температура внутри русской печи достигала примерно двухсот градусов по Цельсию. А её толстые стенки — обычно в 30-40 сантиментов — позволяли даже в самые лютые морозы всего одной протопкой поддерживать в избе тепло на протяжении целых суток.
Русская печка часто упоминается в народных сказках, песнях, былинах. Печь стала неотъемлемой частью русской национальной культуры, символом традиционного быта русского народа. По сей день в деревнях и сёлах стоят во многих домах русские печи — символ семейного тепла и уюта.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям часто кажется, что христианство — одна из самых известных религий на земле. С формальной точки зрения, это верно, ведь христиан в мире большинство. Кроме того, напечатаны миллионы книг, а уж проповедей и бесед на тему христианской веры и жизни просто не счесть... Но значит ли это, что ничего таинственного, ничего загадочного и сокровенного в христианстве уже нет? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Помню, однажды я встретил в маршрутке свою бывшую студентку. Во время учёбы меня печалила её активная языческая позиция. Может быть, отчасти это была игра, может быть, стилизация, но так или иначе она прямо утверждала, что почитает языческих богов. И вот встретившись через какое-то время, мы разговорились, и она сказала: «Я ведь когда-то была православный и ходила с бабушкой в церковь, а потом разочаровалась». По разговору мне показалось, что подлинного опыта веры и даже элементарного понимания сути христианства она не имела, хотя и была уверена, что вера в Бога, ставшего человеком, для неё пройденный этап. Конечно, в подобном отношении к христианству она не одинока. Так рассуждают не только те, кто называет себя язычниками, похожие вещи можно услышать от атеистов и агностиков всех мастей.
При этом не стоит думать, что проповедовать во времена апостола было проще. Иудеи, язычники, гностики довольно часто скептически воспринимали проповедь нового учения. У каждого были свои аргументы: чьё-то учение было древнее, кто-то не верил в воплощение Творца, потому что Он слишком для этого велик, кто-то тоже не верил в воплощение, но потому, что материя связана со злом... Иными словами, проповедь христианства, причём не только в вероучительном, но и в нравственном смысле, всегда предполагала трудности. Неслучайно апостол Павел пишет о том, что он страдает, восполняя в своей плоти, недостаток скорбей Христовых. Совершая дело Божие в мире, он отдаёт себе отчёт, что ученик всегда будет переживать то же, что пережил Учитель. И если ты хочешь разделить с Ним Его путь, не рассчитывай на лёгкую прогулку. Когда строитель строит дом, он терпит самые разные тяготы, но в то же время радуется, когда видит плоды своих трудов. Как строитель Церкви Божией, Павел переживает трудности, но, обращаясь к Колоссянам, делает акцент на радости от того, что может через это строительство послужить Богу.
Но как же он понимает дело Божее, которое ему поручено? Как тайну, сокрытую от всех и открываемую только верным. Суть её в том, что Бог открыл любому человеку, вне зависимости от его прежней веры или даже неверия, возможность достичь совершенства. Причём не просто совершенства профессионального: быть лучшим менеджером, лучшим водителем, лучшим врачом... Нет. Дело вообще не в том, чтобы быть лучшим, но в том, чтобы вполне реализовать себя как человека. Стать человеком во всей полноте, раскрыть таланты, которые каждому даровал Бог. Таким образом, пока человек ищет совершенства в каких-то экзотических формах и средствах, оно оказывается рядом: стань христианином и во Христе сможешь достичь главного совершенства — совершенства в любви. Ты сможешь с любовью преподавать, с любовью лечить, охранять, убирать, торговать, быть мужем или женой, родителем или ребёнком... Во Христе научиться любить тебе поможет сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
С активной коляской Даня сможет передвигаться сам
Дане из Великого Новгорода недавно исполнилось 7 лет, и уже в следующем году он пойдёт в школу. Мальчику нравится изучать географию: разглядывать разные карты, читать и писать названия новых городов и сёл. Он с удовольствием тянется к знаниям. А вот общение с детьми ему даётся сложно.
Из-за тяжёлой болезни Даня лишён возможности ходить и нормально двигаться. Пока его сверстники бегают, играют и свободно познают мир, Даню носят на руках родители или возят на инвалидной коляске. Поэтому в обществе других детей он попросту теряется и не понимает, как с ними взаимодействовать.
Чтобы стать более подвижными и самостоятельными Дане необходима активная коляска. Это главный инструмент для социального и физического развития, который мальчику рекомендовали врачи. Такой коляской Даня будет управлять сам. Это поможет ему укрепить мышцы рук, научиться правильно удерживать спину и ноги. Кроме того, он наконец-то почувствует себя уверенно, сможет сам, без участия взрослых, подъехать к кому-нибудь из сверстников и сказать: «пошли играть».
Активную коляску изготавливают для каждого ребёнка индивидуально, учитывая его особенности и возможности. Процесс очень сложный и дорогостоящий. Собрать средства на такую уникальную технику для движения семье из Великого Новгорода помогает фонд «Игра». Вы можете принять участие в сборе, для этого переходите на сайт фонда «Игра». С вашей помощью Даня ощутит радость самостоятельного передвижения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Тихон и советская власть». Священник Сергий Иванов, диакон Михаил Гар
У нас в студии были сотрудники отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов и диакон Михаил Гар.
Разговор шел о служении Патриарха Тихона, о его отношениях с советской властью, об истинных причинах изъятия церковных ценностей, а также наши гости рассказали о выставке к 100-летию со дня кончины святителя Тихона «КТО НЫ РАЗЛУЧИТ ОТ ЛЮБВЕ БОЖИЯ».
Все выпуски программы Светлый вечер