Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Сколько художественных музеев мы посетили, Андрей, сколько замечательных полотен повидали! Казалось бы, ощущения от встречи с искусством должны постепенно притупляться. Но всякий раз находится произведение, которое вызывает волнение.
— Тогда поделись, сестренка, что тебя восхитило сегодня здесь, в Астраханской картинной галерее?
— А вот, взгляни на полотно Константина Титова «Осень». Это время года все привыкли называть золотым. И вдруг художник изобразил его в нежных сиреневых тонах! Всё в тающей фиолетовой дымке — песчаная дорожка в старом парке, стволы высоких берёз, молодая женщина с коляской, читающая книгу на скамейке.
— И впрямь, неожиданное цветовое решение! Живописец поймал тот момент, о котором писал Фёдор Тютчев: «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера». Лучи закатного солнца струятся сквозь поредевшие кроны деревьев. Воздух прозрачен и свеж — художник подчеркнул это, придав пейзажу голубоватый оттенок.
— Мы как будто через цветное стеклышко видим парковую аллею. Как в детстве, помнишь? Смотришь — и всё вокруг преображается!
— А может быть, таким вот, преображённым, воспринимает мир героиня полотна? Константин Титов акцентирует внимание на её хрупкой фигурке в тёмном пальто и розовой шапочке. Молодая мама сидит на ярко-синей скамье. И белая коляска рядом — самое светлое пятно на картине.
— В коляске скрывается главный персонаж!
— Именно он и преображает пространство вокруг женщины. Делает её мир особенным!
— Помню то время, когда только что родила первенца — трудное, но счастливое! Как будто это я сижу на скамейке, с коляской, в сиреневом сиянии. Интересно, когда картина была написана?
— Полотно «Осень» Константин Титов создал в 1977 году
— Это он свою жену здесь изобразил?
— Не угадала. На момент создания полотна художнику уже исполнилось шестьдесят четыре года. Супруга, Евдокия Дмитриевна, была его ровесницей. Они поженились в студенческие годы, ещё до Великой Отечественной войны. Старший сын Титовых, Александр, появился на свет в конце 1941-го, младший, Дмитрий — в 1947-ом, после Победы.
— Константин Титов воевал?
— Работал в Ленинграде на оборонном заводе слесарем. Оставил учебу в академии художеств и пошёл трудиться, когда напали фашисты. Пережил блокаду.
— Нелёгкие испытания выпали художнику!
— Тем ценнее его свидетельство о том, что жизнь на белом свете — это бесценный дар!
— Ты про картину «Осень» говоришь?
— Конечно! Это проповедь радости. Она созвучна стихотворению поэта-фронтовика Юрия Левитанского «Послание юным друзьям», помнишь? «Я, побывавший там, где вы не бывали, /Я, повидавший то, чего вы не видали, /Я, уже там стоявший одной ногою, /Я говорю вам — жизнь всё равно прекрасна!».
— И это действительно так!
Картину Константина Титова «Осень» можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Чернышев. «Обнять весь мир»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, помните, мы как-то с вами беседовали о счастье?
— Конечно, помню, Андрей Борисович!
— Самое время продолжить этот разговор здесь, в Тульском музее изобразительных искусств, перед картиной Николая Чернышёва «Обнять весь мир».
— Работа очень трогательная. Девочка-подросток босиком идёт по траве. Она простёрла руки вперёд и вверх. Вокруг хрупкого стана вьётся газовый синий шарфик. Он едва касается девичьих плеч, парит над ними. Глядя на невесомую ткань, невольно вспоминаешь о крыльях. Так вы полагаете, это произведение о счастье?
— Конечно о счастье! Причем, в буквальном смысле. Девочка в своём желании обнять весь мир чувствует себя частью чего-то великого. А понятия «счастье» и «часть» — однокоренные.
— А может быть, героиня картины просто радуется, что мир ей принадлежит? Композиция выстроена так, что поле и лес лежат у ног девочки. И река — словно синяя лента, выпавшая из её косы.
— Не думаю, что Николай Чернышев поведал о стремлении к обладанию. Иначе бы он назвал свою картину иначе. Ведь «обнять» — не означает «присвоить». Это выражение любви. К тому же девочка-подросток — особый символ в творчестве художника. Это олицетворение восторга от каждого прожитого дня.
— Да, Чернышёв часто изображал таких вот светлоглазых отроковиц.
— На протяжении всей жизни! А она была долгой — с 1885 по 1973 год! Картину «Обнять весь мир» художник написал в семьдесят семь лет. Но несмотря на почтенный возраст, он разделяет восхищение юной героини вечно обновляющимся миром.
— Интересно, как Николаю Чернышёву удавалось сохранить такую свежесть и чистоту восприятия?
— Он всегда берёг в сердце наказ, который получил от своего учителя Константина Коровина. Тот сказал: «Знайте веру, надежду и любовь и во всех лишениях помните их».
— Чернышёв верил в Бога?
— Безусловно! В 1954 году Николай Михайлович выпустил книгу «Искусство фрески в Древней Руси». И окончательно определил своё творческое кредо — найти связующее звено между церковным искусством и современностью. Его ангелоподобные девы — это призыв хранить чистоту сердечную. Жить так, чтобы хотелось обнять весь мир.
— А вам не кажется призыв «обнять весь мир» слишком сентиментальным? Далёким от той глубины духовной жизни, которая позволяла создавать фрески?
— Нет, он вполне соответствует святоотеческой традиции. Можно вспомнить слова преподобного Силуана Афонского: «Своим избранникам Господь даёт столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир».
— Николаю Чернышёву было знакомо это высказывание?
— Вероятно. Книгу о старце Силуане издали за рубежом в 1952 году, верующие тайно распространяли её в Советском Союзе. Так что цитата оттуда вполне могла вдохновить художника на создание картины «Обнять весь мир». Это произведение — словно стрела, указывающая сердцу верный путь к подлинному счастью.
Картину Николая Чернышёва «Обнять весь мир» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Михаил Клодт. «Коровы»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Паша, ты уже уходить собираешься? Что так мало погостил?
— Да мне, дядя Андрей, через полчаса в аэропорт нужно ехать. Моя подруга, Ксюша, из Новосибирска прилетает. Я должен её встретить.
— Ксюша — это та, что на искусствоведа учится?
— Точно, она самая!
— На студенческой конференции в Новосибирске была?
— Нет, у родственников гостила, в сибирской деревне. Представляешь, Ксюша там грядки полола, картошку окучивала, ягоды в лесу собирала. Даже корову доить научилась! И это человек, который пишет диплом по русским художникам девятнадцатого века — передвижникам!
— Для работы над этой темой весьма полезный опыт! Стоит вспомнить, что передвижники писали о народе и для народа. Они организовывали передвижные художественные выставки по всей России, чтобы сделать изобразительное искусство доступным и популярным. И сельский быт считали одной из важных тем в живописи.
— Ты считаешь, Ксюше знакомство с деревней поможет понять их идеи?
— Конечно! Личный опыт всегда важен для постижения картин.
— Особенно произведений о трудностях крестьянской жизни! Они нашей барышне теперь знакомы не понаслышке!
— Не думаю, что Ксюше только трудности запомнились. И в полотнах передвижников много светлого. Подай-ка мне тот художественный альбом с верхней полки! Он как раз посвящён передвижникам.
— Вот этот, в серой обложке?
— Да, спасибо! Сейчас попробую тебе наглядно пояснить свою мысль. Возьмем, к примеру, работу Михаила Клодта «Коровы»! Подлинник произведения хранится в Челябинском музее изобразительных искусств. Что ты скажешь об этой картине?
— Что её приятно было бы повесить в спальне или в гостиной. Речной залив, за холмом виднеются деревенские избы. К воде по тропинке спускается стадо коров. Умиротворяющий пейзаж!
— А создает это умиротворение удивительная гармония красок. Бледно-голубое небо с жемчужными облаками как в зеркало смотрится в реку. Силуэты бурых коров, отражённые во влаге песчаной отмели, дополняют палитру.
— Изображение как будто светится перламутром!
— Ты почти стихами заговорил! Недаром критики называли Михаила Клодта «живописцем поэтических сельских настроений». А здесь его талант в расцвете. Картина «Коровы» написана в 1874 году. Художнику чуть больше сорока, а он уже академик живописи, преподаватель Императорской академии художеств.
— И просто большой мастер! Меня знаешь, что ещё удивило? Мы не видим на картине людей, но чувствуем их присутствие. Кажется, что вот-вот появится какой-нибудь персонаж — доярка с ведром или пастух с посохом в руке.
— А это ещё одна особенность творчества Михаила Клодта. Художник умело сочетал пейзаж с рассказом о повседневной жизни людей. Прозрачную нежную панораму на картине «Коровы» он показал глазами крестьянина. И тем самым выполнил главную задачу товарищества передвижников.
— Это какую?
— Показать, что красота Богом созданного мира открыта каждому сердцу. И творчество — это радость, доступная всем!
— Ух ты, какая мысль! Не терпится поделиться с Ксюшей! Перескажу ей наш разговор о картине Михаила Клодта «Коровы» — уверен, она оценит!
— А лучше приезжайте вечером к нам — и мы продолжим беседу!
Картину Михаила Клодта «Коровы» можно увидеть в Челябинском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
«Помощь в детских больницах». о. Иоанн Захаров, Татьяна Андроняк
У нас в студии были руководитель проекта «Дети под покровом», руководитель добровольческой службы «Милосердие» в Москве священник Иоанн Захаров и сестра душевного попечения проекта «Дети под Покровом» Татьяна Андроняк.
Наши гости рассказали о том, как стали участниками социального служения в детских больницах, какая помощь и поддержка требуется как детям, так и их родителям, и почему присутствие волонтеров и священников так важно, когда люди сталкиваются с болезнью или потерей ребенка.
Все выпуски программы Делатели