Вы помните свое самое первое Причастие? Если вас приводили в храм с младенчества, тогда, конечно же, нет. Но если вы крестились в более зрелом возрасте, тогда, наверное, как и я, вспомните этот волнительный, важный и немного страшный момент.
Меня крестили в одиннадцать лет, но первый раз я причастилась, наверное, лет в двенадцать-тринадцать. Это было в деревне у бабушки. Моя подружка Катя вместе со своей бабушкой по воскресеньям рано утром ходили в храм. Катя была младше меня. Однажды она задала взрослый вопрос, крещеная ли я и была ли когда-нибудь на Причастии? Я сказала, что крещеная, а на Причастии никогда не была. «Надо, — деловито сказала Катя, — мы в следующее воскресение с бабушкой пойдем в церковь. Пошли с нами».
Ну, надо, так надо. Я спросила разрешения у дедушки с бабушкой, можно ли я с Катей и ее бабушкой пойду в воскресенье в храм? Мой дедушка был неверующий. Тогда, тридцать лет назад, храма в нашем маленьком городе, где жили мои дедушка с бабушкой, еще не было. Единственный храм находился в близлежащей деревне, до которой нужно было идти пешком. И отпускать ребенка в такую даль рано утром не пойми зачем дедушка очень не хотел. Но я его упросила. К тому же он хорошо знал Катину бабушку и вполне ей доверял.
Итак, разрешение было получено, осталось дело за малым — подготовиться к Причастию. Катя мне рассказала как это делается в ее представлении: нельзя было накануне кушать колбасу, утром вообще ничего не есть, не пить, а еще нужно на бумажке написать свои грехи, плохие дела.
— Как это — грехи? — спросила я у Кати, — а если у меня нет грехов?
— Сладкое любишь? — со знанием дела сурово спросила подружка.
— Люблю, — ответила я.
— Пиши — чревоугодие, — резюмировала Катя.
Конечно же, тогда я понятия не имела о том, как нужно готовиться ко Причастию, ничего не слышала о посте, молитве и покаянии. Собственно, моя первая детская подготовка была вот такой, как посоветовала подружка.
Я попросила дедушку разбудить меня рано-рано утром в воскресенье. Было прохладно, несмотря на лето. Одеть требовалось юбку, а у меня, как назло, с собой не оказалось колготок. В штанах было бы теплее. Мы встретились с подружкой, ее бабушкой и пошли в деревню. Путь неблизкий. Очень хорошо помню, как же у меня замерзли коленки!
Наконец, мы пришли в храм. Я замерзла и очень устала. Из всего дальнейшего помню только долгое, очень долгое ожидание. В нужный момент Катя подтолкнула меня к батюшке, которому я робко протянула бумажку со своим чревоугодием. Батюшка прочитал, что-то меня спросил, я ответила... Было очень страшно. Потом меня покрыли чем-то с головой и отпустили.
Сам момент принятия Тела и Крови Христовой я не помню. Но уже тогда я почувствовала, что есть Кто-то, Кто позаботится обо мне и защитит. Тот, Кому ты нужна, к Кому так спонтанно пришла сегодня в гости.
Когда мы вернулись домой, я так устала и испереживалась, что сразу же уснула и проспала почти четырнадцать часов! Мой бедный дедушка! Он не знал, что и подумать.
А мне приснился сон. Мне вообще часто снились сны, хорошие и не очень. Хорошие я любила, тех, что «не очень», боялась. Как правило, это были страшные сны о том, как за мной кто-то гонится, злой и жестокий. Одолеть его было невозможно. Избавиться от этого сна и спастись получалось, если со всей силы напрячься и расцепить глаза. Тогда с первым лучиком света дурной сон пропадал.
Вот и в этот раз, после первого Причастия, мне приснилось, как за мной опять кто-то гонится. Я добегаю до обрыва, над которым растет большое дерево. Собираюсь с силами и прыгаю, повиснув на этом дереве. А этот кто-то плохой вдруг тоже прыгает, чтобы схватить меня и чтобы мы вместе рухнули в пропасть. Но тут я группируюсь, и как только он прыгает, отталкиваю его ногами. Он падает в пропасть. А я просыпаюсь, первый раз одержав победу над злом.
Свое первое Причастие, такое трудное, непростое и не радостное, я помню, потому что тогда, наверное, первый раз ощутила свою силу в противостоянии злу, пусть и выдуманному. Благодать Божия победила мой страх. Я поняла, что зла не нужно бояться, что добро всегда сильнее. И источник этого добра — тот самый Кто-то, к Кому я ходила в гости в Храм, Господь.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер