Иак., 53 зач., II, 14-26.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Помещики, герои «Мёртвых душ» Николая Гоголя, не просто литературные персонажи. Это ещё и иллюстрации человеческих страстей. Например, пустословия и греховного легкомыслия. Так сказать, воплощением данных пристрастий стал помещик Манилов, много говоривший и почти ничего не делавший. О пагубности подобного подхода к жизни в отрывке из второй главы своего послания рассуждает апостол Иаков. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Яркий образ помещика Манилова лёг в основание явления, прозванного впоследствии в его честь «маниловщиной». Суть «маниловщины» заключается в следующем — много и с наслаждением о чём-то высоком и нужном рассуждать, но ничего, при этом, не делать, ограничиваясь исключительно мечтами о светлом будущем или настоящем. О чём-то похожем на поведение Манилова слышали мы в прозвучавшем отрывке из послания апостола Иакова, первого епископа (то есть главы) Иерусалимской Церкви.
Апостол Иаков пишет о том, что внутренние убеждения, вера должны иметь практическую реализацию. Выражать себя не только в словах, но и на деле. Действительно, если человек на просьбу о помощи отреагирует исключительно эмоциями или словами, но никакого содействия не окажет, как можно будет такую позицию оценить? Как легкомысленную и неискреннюю. Вот и вера, если не будет иметь практического выражения в реальных делах, ощутимых проявлениях любви к Богу и людям, будет представлять собой просто какую-то фикцию.
Под верой апостол Иаков имеет в виду не только уверенность в существовании Бога, но и нравственные последствия этой уверенности. Вот почему он пишет, что даже бесы в какой-то степени веруют. Но что толку-то? Они, конечно же, знают, что Господь существует, что Он милостив и всем желает добра. Но злые духи своего Создателя не принимают, Его ненавидят и других пытаются этой злобой заразить. Поэтому недостаточно только иметь убеждение в существовании Бога. Открыв для себя реальность бытия Господа, нужно положить в основание жизни стремление стать проводником Его любви.
В этой убеждённости апостол Иаков очень похож на пророков Ветхого Завета. Мы чувствуем ту же принципиальность, стойкость, строгость. Святой призывает своих читателей не поддаваться лукавству, мыслям о возможности каких-то торгов с Богом. Господа нельзя ввести в заблуждение. Он смотрит не столько на форму наших действий, сколько на их целеполагание — какое желание, стремление лежит в основе молитвы, поста, милостыни и других религиозных действий. И наше приношение будет принято только тогда, когда жертва наша будет выражением искренней любви к Богу и людям, когда эта жертва будет предложена со смиренной верой — просьбой к Богу её принять и освятить.
Таким образом, духовная жизнь в понимании Православия предполагает гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, без радикального уклонения в какую-либо одну сторону. Форма без содержания превращается в профанацию. Вера же, не имеющая здорового и деятельного выражения, неминуемо скатывается в упомянутую уже «маниловщину». От чего да убережёт нас Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Златоуст. Путешествие по городу
Город Златоуст Челябинской области расположен в Уральских горах, на границе Европы и Азии. Он носит имя Константинопольского архиепископа четвёртого века Иоанна Златоуста. Святому была посвящена первая в этих местах православная церковь. Её построили в 1754 году при металлургическом заводе, основанном тульскими промышленниками. Умельцы-оружейники изготавливали из железной руды, обнаруженной на Урале, шпаги, шашки и кинжалы для российской армии. Традиции кузнечного дела горожане хранят поныне. В Златоусте работают машиностроительный и оружейный заводы, предприятия по выплавке стали, бронзы и чугуна. Символично, что город, словно железными артериями, пронизан рельсами. Здесь проходит самая высокогорная трамвайная линия в России. Гостей Златоуста особенно привлекает маршрут номер три. Он проходит от железнодорожного вокзала до площади Металлургов по самым живописным местам. Можно полюбоваться на гору Косотур, Златоустовский пруд, берег реки Ай. А также перекреститься на мелькающие за окном купола храмов и поблагодарить небесного покровителя Златоуста, святителя Иоанна, за заботу о городе.
Радио ВЕРА в Златоусте можно слушать на частоте 106,4 FM
«Желания и цели». Наталья Кочебина
У нас в гостях была дефектолог, клинический психолог, мама восьми детей Наталья Кочебина.
Мы говорили о взаимоотношениях супругов, а также родителей с детьми, как научиться понимать свои желания и соотносить их с желаниями и возможностями близких, чтобы сохранялись семейный мир и взаимопонимание.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Духовные великаны». Священник Алексей Дудин
В этом выпуске своими историями о «незаметных», на первый взгляд, людях, которые при этом явили величину духа и силу веры, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK