Есть такая старая поговорка: «Кто верит в совпадения, тот не верит в Бога». Действительно, разве можно назвать совпадением случайную встречу в магазине, которая определит всю твою дальнейшую жизнь? Или услышанный разговор на остановке, в котором прозвучит имя необходимого тебе врача? Или брошенную на скамье газету, благодаря которой ты найдешь объявление о работе? Да мало ли таких судьбоносных происшествий? Если хорошенько поразмыслить, из них соткана вся наша жизнь. Как тут не благодарить Бога, что Он приводит тебя в то самое место и в то самое время, когда ты можешь получить просимое?
Но бывают и такие ситуации, когда совпадение кажется совершенно незначительным и бессмысленным. Так, например, недавно произошло со мной. Дело в том, что иногда в свободное время я смотрела английский сериал для тренировки иностранного языка. Сюжет был легкий, необременительный, так что для меня это было приятной языковой практикой. Единственное, что меня смущало, это непомерные размеры сериала.
Увлекшись содержанием, я решила досмотреть его до конца, но мне было жаль потраченного времени. Радовало только то, что просмотр помогал запоминать новые слова и выражения на английском.
И вот, придя однажды в парикмахерскую, я вдруг заметила, что фоном там показывают тот же самый сериал. Причем пришла я именно в тот момент, когда началась серия, на которой я остановила домашний просмотр. Представляйте? Из возможной сотни серий прийти, условно, в точности на пятьдесят шестую. Чем не совпадение?
Такие незначительные мелочи вызывают на лице улыбку и легкое удивление. Всё то время, что мне делали стрижку, я размышляла о совпадениях. Бывает ли, что вещи происходят просто так, без всякой причины? Или во всем необходимо искать смысл?
Знаете, думаю, что бывает. И думаю, что иногда просто случается то, что случается. Например, если дома из-за сквозняка падает стоящая на комоде икона, это вовсе не значит, что Господь посылает знак. Просто так произошло. Вся соль в том, какие это вызовет мысли. Если упавшая икона заставит вспомнить, что я давно не была на Причастии, и сподвигнет сделать это, значит, всё хорошо. Если я решу, что Бог разгневался на кого-то из моих домочадцев, но, разумеется, я тут не при чем, — значит, у меня явные проблемы с осуждением и обидами.
Точно также можно подумать про сериал в парикмахерской. Я сделала для себя шуточный вывод: мол, Господь хочет, чтобы я поскорее досмотрела кино до конца и занялась уже чем-то более продуктивным. Но вывод мог бы быть и другим: сериал преследует меня повсюду, значит, стоит и дальше тратить драгоценные часы своей жизни на безразмерное телешоу. На деле же... это просто совпадение, которое не несет в себе какую-то фундаментальную идею. Оно может вызвать правильные мысли, может неправильные, а можно совсем не думать об этом и занять свою голову чем-то другим. Но как было бы прекрасно, если бы всё происходящее в мире, даже незначительные мелочи, порождали только хорошие помыслы и побуждали на добрые поступки!
Открою вам секрет: это не какая-то сверхспособность или врожденный талант. Это наш выбор. Иногда простой, иногда очень сложный, но определенно зависящий от нас. А то, что от нас не зависит, управляется самим Господом. И, в конечном итоге, Его действия определенно приведут к наилучшему исходу.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер