Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Еф., 234 зач., VI, 18-24.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Почему наши молитвы к Богу порой не так эффективны, как нам бы этого хотелось? Возможный ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в правоcлавных храмах. Давайте послушаем.

 

Глава 6.

18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых

19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,

20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.

21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,

22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.

23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Только что прозвучавший отрывок — это финальный фрагмент послания апостола Павла к христианам города Ефес. Помимо того, что апостол сообщает в нём информацию технического характера, предупреждает о приходите в Ефес Тихика, а также по обычаю благословляет своих адресатов обещанием мира и благодати Христовой, он ещё призывает их к молитве. Этот призыв весьма примечателен, поскольку мы узнаём из него, как Павел смотрел на молитвенную практику. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом», — просит он ефессян. О чём идёт речь?

Очевидно, что апостол призывает своих адресатов молиться постоянно. В другом послании, к Фесалоникийцам, он прямо говорит: «непрестанно молитесь». Часто можно слышать недоумения по этому поводу: как можно молиться непрестанно? Я еле-еле вычитываю утреннее и вечернее правило. А тут непрестанно. То есть круглые сутки. И, заметим, это заповедь даётся простым христианам. Не монахам-отшельникам. А людям, которые живут в городе и заняты обычными делами и обязанностями. Недоумение разрешает сам апостол Павел, поясняя, что молиться необходимо «духом».

Давайте вспомним, как мы обращаемся к Богу? Зачастую облекаем свои просьбы в слова, которые проговариваем или про себя, или шёпотом, или вслух. Так мы пытаемся донести до Творца наши мысли и чувства. И нередко именно такой стиль общения с Богом мы и называем молитвой. Однако, человек — это не только мысли и чувства. Мы — это не поток идей и переживаний. Есть в нашем существе место намного глубже рассудочной части нашего ума и нашего эмоционального начала. На языке Писания это место нередко называется «сердце». Здесь находится центр и средоточие духовных сил человека. Это то сокровенное место, где наш дух встречается с Духом Божиим. Здесь, по словам апостола Павла, должна совершаться непрестанная молитва.

Это означает, что мои чувства и мой ум могут быть заняты вполне земными делами. Однако в своём сердце я будут стоять перед Богом. Буду ощущать Его незримое присутствие внутри себя. Это присутствие Бога в сердце Павел описывает в послании к Ефесянам как ощущение внутри себя «широты, долготы, глубины и высоты». Иными словами, мой внутренний мир перестаёт быть мелким, узким и тесным. В нём появляется объём. Именно в этом внутреннем пространстве происходит встреча с Богом. Уже это молчаливое предстояние и есть молитва. Мои телесные глаза видят окружающий мир, мой внутренний взор сосредоточен на Творце. Мой дух направлен горе, то есть к небесам.

Именно об этом опыте говорит Священное Писание, когда упоминает о праведниках: «ходил Енох перед Богом», «ходил Ной перед Богом», «ходил Авраам перед Богом». То есть исполняя свои обязанности, они каждое мгновение ощущали в своём сердце присутствие Творца. Они участвовали в диалоге с Богом. Только без слов. Когда было необходимо, они находили и слова. По ситуации. Но молитвенное напряжение было в них всегда. Они непрестанно фокусировали внимание на Боге. Подобным образом мы, к примеру, ощущаем, что в соседней комнате находится мой муж, или жена, или дети. Они присутствуют дома, хотя мы можем и не общаться с ними словесно, заниматься своими делами. Но мы ощущаем, что дома кто-то есть.

Здесь и кроется ответ, почему наша молитва порой не имеет силы. Это не потому, что мы произносим неверные слова. Но именно потому, что мы произносим только слова. Работает только наша рассудочная и эмоциональная часть. Но внутри нас мелко и тесно. Там нет объёма. Нет пространства для предстояния перед Богом. Для того, чтобы этот простор создать, и необходима вся полнота христианской жизни. Для этого мы участвуем в церковных таинствах, соблюдаем устав, исполняем заповеди Евангелия. Это даёт нам силы прорваться в глубину своей души. Войти туда, где под покровом мыслей, чувств, эмоций наш дух встречается с Духом Божиим. Чтобы ощутить великую тишину этой сердечной клети и непрестанно пребывать здесь перед Богом в безмолвной молитве.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем