Мы, конечно, замечали, что дети часто подражают окружающим звукам: вместе с кошкой они мяукают, с вороной каркают, а если проедет громкая машина, то и ребенок прорычит, как мотор. Однако не только малыши, но и взрослые используют звукоподражания. И даже подчас не догадываются об этом. Но давайте заглянем в корень и посмотрим, как образовались данные слова, или, как их называют ученые — ономатопы.
Шуршать произошло от «шушушу», храпеть и хрипеть от «хрр», чихать от звука «чхи», визжать — от тонкого «виии». Перечислим еще: хохотать, хлопать, стукнуть, тренькать, а еще ухать, бухать, охать и ахать.
Капли каплют кап-кап, ноги под дождем промокли и хлюпают — хлюп-хлюп. Мальчик скачет через лужи — скок-скок.
По сути, звукоподражание — это словесное творчество. Человек использует звуки окружающего мира для создания новых слов. Даже поэты употребляют звукоподражания или придумывают свои. Славился этим поэт Велимир Хлебников. Вспомним его стихотворение «Кузнечик»: «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил прибрежных много трав и вер. Пинь-пинь, пинь — тарарахнул зинзивер. О лебедиво, о озари!» Или у него же: «Волны скачут лата-тах! Волны скачут а-ца-ца!» Для нас, возможно, море звучит иначе, а вот Велимир Хлебников слышит звучание волн именно так.
Звукоподражание, или ономатопея — интереснейшее явление языка. Некоторые ученые выдвинули гипотезу, что человеческая речь возникла именно из звукоподражания. А потом уже язык и мышление стали развиваться и усложняться.
В наше время тоже есть возможность для словотворчества и создания новых ономатопов. Кстати, предлагаю вам сыграть с детьми или друзьями в игру: опишите свой день или прогулку с помощью звукоподражаний. Это не только увлекательное занятие, но и возможность открыть новые грани прекрасного русского языка.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Тепло для православного приюта в Алатыре, где помогают зависимым людям и не только
В Чувашии, в городе Алатырь, при храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», есть терапевтическое сообщество «Новая жизнь». Это место объединяет людей с непростыми судьбами. Большинство из них борются с химической зависимостью, но есть и те, кто просто нуждаются в человеческом участии и поддержке, например, как Дмитрий.
В прошлом он – осуждённый, родных и семьи нет. Когда мужчина вернулся домой, чувствовал себя одиноким, не знал для чего живёт и куда двигаться дальше. И молил Бога указать ему правильный путь.
Однажды знакомые позвали Дмитрия в город Алатырь – посетить храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и местное терапевтическое сообщество. Интересно, что полгода назад там открыли столярную мастерскую, как пространство для реабилитации подопечных с зависимостью и не только. Но в ней не хватало хорошего мастера. И тут приехал Дмитрий, который умеет профессионально работать с деревом. Мужчина потрудился здесь несколько дней, помолился в храме и решил остаться - исцеляться душой и учить других создавать красоту из дерева, мотивировать их на добрые перемены.
«Почитать Господа и помогать ближним — в этом и есть смысл жизни христианина», — объясняет основатель терапевтического сообщества священник Дмитрий Белов. Батюшка уверен — с понимания этой истины у подопечных начинается путь к выздоровлению.
В проект «Новая жизнь», как в спасительный ковчег, стремятся попасть новые подопечные. Но одновременно тут могут принять только 8 человек. Поэтому батюшка вместе с участниками сообщества построил новый корпус и теперь в него нужно провести отопление. В этом проекту необходима помощь. Если вы готовы поддержать православное терапевтическое сообщество в городе Алатырь, переходите на сайт: mirom.help.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«17-е воскресенье по Пятидесятнице». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского (2 Кор. VI, 16 — VII, 1) и Апостольского (Лк., 30 зач., VII, 11-16) чтений в 17-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, апостола Иакова Алфеева, преподобных старцев Оптинских, Иверской иконы Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Слог и стиль. В чём разница?
Как филологу мне приходилось часто встречать путаницу между словами «слог» и «стиль». Почему можно сказать: у него прекрасный слог и узнаваемый стиль, а вот наоборот — узнаваемый слог и прекрасный стиль уже режет слух. Мне показалось важным разобраться, в чем разница.
Если приглядимся к слову «слог», то увидим, что оно является производным от слова «слагать». То есть получается, что умение говорить без ошибок, грамотно строить фразы, соблюдать логику повествования, не перегружать текст — это и является признаками хорошего слога. Есть даже выражение: складная речь.
А что же такое стиль, и почему его часто описывают как авторский или узнаваемый. Думаю, потому, что по стилю мы отличаем одного рассказчика от другого. Например, стиль Достоевского не спутать со стилем Чехова. Каждый из этих писателей акцентирует внимание на разных явлениях, каждый из них обладает своим ракурсом зрения и по-своему отражает это в тексте.
Когда мы говорим о произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, то сразу представляем прерывистую речь персонажей, обилие витиеватых диалогов и монологов, напряжение чувств. А за всем этим — вечный духовный поиск. Это и многое другое составляет его удивительный стиль.
А при упоминании Антона Павловича Чехова вспоминается афоризм: «Краткость сестра таланта». Непредвзятость, лаконизм, отточенность фраз и неповторимый тонкий юмор — вот чеховский стиль. Чехов рисует намёками и полутонами, Достоевский же использует жгучие, подчас кричащие краски.
Подводя итог, можно сказать, что важными для слога являются понятность, уместность и точность выражения, а для стиля — выразительность и уникальность.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова