Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Неудивительно, что в первом поколении христиан находились люди, которые, будучи евреями, ощущали своё превосходство над христианами из язычников: они сами и их предки почитали Единого Истинного Бога ещё до обращения ко Христу, а бывшие язычники совсем недавно жили в грехах, мерзость которых очевидна любому знающему Священное Писание человеку. Апостол Павел вынужден был бороться с таким отношением со стороны своих соплеменников, апостол уверял, что все те отличия, которые были у людей до их крещения, устранились крещением. Апостольские размышления на эту тему содержатся в 3-й и 4-й главах Послания апостола Павла к Галатам, отрывок из этих глав звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
В только что прозвучавшем отрывке Послания апостола Павла к галатам есть совершенно замечательные слова, ставшие своего рода «крылатым выражением»: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Если понимать эти апостольские слова прямолинейно, то можно подумать, будто бы Павел выступал за устранение всех видов национальных отличий, более того — за устранение вообще любых отличий.
Это, конечно же, не так, ведь сказав о том, что во Христе «нет ни раба, ни свободного» апостол вовсе не сделал следующий шаг и не предложил социальную революцию, отменяющую рабство. А сказав об отсутствии мужского и женского пола во Христе Павел не отказался от того, чтобы в других своих посланиях указывать на отличия между полами и говорить о необходимости каждому оставаться в определённых природой рамках. Ну а сказав об отсутствии национальности, сам апостол не перестал быть в полной мере евреем, и отказываться от собственной национальной идентичности, если судить по его писаниям, Павлу не приходило в голову даже в самом страшном сне.
Но что же тогда имел в виду апостол, написав прозвучавшие сегодня слова?
Ответ довольно прост: нет той нации, того социального статуса, того пола, которые были бы предпочтительными с точки зрения соотнесённости человека со Христом. Нельзя, к примеру, сказать, что условный русский ближе ко Христу в силу своей национальной принадлежности, чем не менее условный удмурт, они равны, равны друг другу и всем прочим людям. То же самое можно сказать и о равенстве во Христе условных домработницы и епископа.
Свою мысль апостол Павел построил на том, что все верующие во Христа — «семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Следовательно, все те отличия, которые есть между христианами, это не больше, чем отличия между детьми в одной семье, и категорически не стоит возводить такие отличия в абсолют, делая из них выводы о том, кто имеет большие шансы на блаженную вечность в Христовом Царстве.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Иваново (обзор)
Иваново стоит на реке Уводь, левом притоке Клязьмы, между Владимиром и Ярославлем. История города уходит корнями в шестнадцатый век — именно тогда его название впервые упоминается в летописях. Там сказано, что царь Иван Грозный пожаловал село Иваново своей супруге Марии. В семнадцатом столетии здесь появились первые в России полотняные фабрики. Местная текстильная продукция стала популярна не только в Отечестве, но и за рубежом. Славился холщовыми тканями и соседний Вознесенский посад. В середине девятнадцатого века он был присоединён к селу Иваново указом императора Александра Второго. Так образовался город Иваново-Вознесенск, в дальнейшем просто Иваново. Его называли текстильной столицей России, ситцевым краем. И городом невест — ведь ткачихами работали женщины. Им были свойственны трудолюбие и набожность. До революции 1917 года в небольшом городке действовало два десятка храмов. Часть их уцелела в безбожное время и поныне украшает городской ландшафт. Недаром Иваново входит в уникальный туристический маршрут Золотое кольцо России.
Радио ВЕРА в Иваново можно слушать на частоте 99,7 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ
Иркутск. Спасский храм
На набережной Ангары в историческом центре Иркутска стоит храм Нерукотворного образа Спасителя. Он был построен в 1710 году. Под старинными сводами служил первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий), прославленный Церковью в лике святых. Совершённый святителем подвиг просвещения северных народов был отображён на фасаде Спасского храма в начале девятнадцатого века. То, что эти уникальные росписи сохранились до наших дней — настоящее чудо. Ведь на протяжении столетий Спасская церковь не раз страдала от стихийных бедствий. Так, в 1861 году значительный урон ей причинило землетрясение, а ещё через несколько лет — сильнейший пожар. Серьёзная угроза нависла над храмом и в советское время. В середине двадцатого века власти всерьёз рассуждали о сносе здания. Но благодаря энтузиастам в 1960 году Спасскую церковь признали памятником архитектуры. А в 2006-ом её вернули верующим. С тех пор в старейшем Иркутском храме ежедневно совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM
Преподобный Кирилл Астраханский
В августе 1558 года воевода Иван Черемисинов начал строительство крепости на острове Заячий бугор в дельте Волги. Так был основан русский город Астрахань. Царь Иван Грозный прислал в новое селение монаха для просвещения народа светом Христовой веры. Тем монахом был игумен Кирилл, человек образованный и глубоко верующий. Благочестием и добротой он стяжал любовь не только православных, но и мусульман, проживавших в городе. Иноверцы принимали крещение, вдохновлённые проповедями игумена. Паства преподобного Кирилла умножалась, и он построил в Астрахани несколько церквей. После кончины подвижника его могила стала местом паломничества. В 2002 году Церковь прославила Кирилла Астраханского в лике преподобных.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ