2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как углубить свою веру в Бога и сделать свою духовную жизнь более насыщенной и плодотворной? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 13-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Только что мы услышали отрывок, которым заканчивается послание апостола Павла к общине христиан города Коринф. Помимо всего апостол даёт своим подопечным важную рекомендацию. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте». О каком же испытании и исследовании идёт речь?
Очевидно, что апостол призывает коринфян сопоставлять своё поведение с теми нормами, которые предлагаются в Священном Писании. После того, как человек принимает крещение и входит в церковную общину, у него появляются социальные обязательства. Теперь он не может жить так, как ему заблагорассудится. Как минимум, ему необходимо соблюдать те законы, которые прописаны в десяти заповедях: не воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать, не блудить и многие другие ограничения, выход за рамки которых свидетельствует о том, что мы начинаем отдаляться от Бога. И верующими нас теперь сложно назвать.
Однако апостол имеет в виду не только оценку своего внешнего поведения. «Испытывать и исследовать себя», — это ещё и наблюдать за тем, что происходит в моей душе. Какие мысли и чувства рождаются в ней от соприкосновения с внешним миром. Как она реагирует на окружающих людей и на обстоятельства. Я пришёл на работу, мне не понравилось, как мой коллега со мной поздоровался, в ответ я ему съязвил. Казалось бы, незначительный эпизод. Их может быть десятки за день. Однако призыв апостола побуждает нас обращать внимание на механизм наших реакций именно в подобных бытовых ситуациях. Начать можно с того, что приучить себя видеть цепочку событий: я повстречал человека, у меня появилось в душе неприязнь, он что-то мне сказал, моя неприязнь усилилась, я брякнул ему в ответ гадость. А после этого самое важное. Хорошо бы научиться честно отвечать себе на вопрос: а в чём причина такой моей реакции? Не владеют ли на самом деле моей душой гнев, ярость, обида, злоба, неприязнь, зависть? Насколько это моё состояние соответствует духу Евангелия Христова? А как бы Господь поступил на моём месте? Подобную ревизию души я должен производить постоянно. Внутри меня должно быть установлено нечто вроде радара. Его задача — отслеживать мельчайшие изменения настроения, выявлять их причину и корректировать моё поведение. Для нашего христианства это жизненно необходимо. Ведь отпадение от традиции веры начинается именно с глубочайших движений сердца. Действия — это уже следствия внутреннего выбора.
Однако речь идёт не только о том, чтобы человек видел свои несовершенства, недостатки и слабости. Ведь призыв Павла имеет продолжение: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» Цель духовной жизни человека открыть в своей душе тот благодатный источник, который нам дан по факту рождения во Христе. Ведь, как говорит Сам Господь, «Царство Божие внутрь вас есть». Бог уже обитает в нашем сердце. И нередко мы чувствуем это Его присутствие. Он словно говорит с нами откуда-то из глубины. Говорит тихо и всё никак не может пробиться из-под завалов всех тех негативных реакций, которыми наполнена наша душа. Очень важно расслышать этот голос и помочь ему стать сильней. И мы делаем для этого всё от нас зависящее, если регулярно участвуем в церковных таинствах, ежедневно исполняем евангельские заповеди, а также воспитываем в себе навык совершать непрестанную ревизию собственной души, к чему нас сегодня и призывает апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема