Читая вечером послания святых апостолов, остановилась на словах святого Апостола Павла: «мы веруем, потому и говорим». Стала размышлять о них и вспомнила одну историю из юности.
Когда я стала студенткой, в первые дни учебы в ВУЗе, очень хотела найти друзей, близких по духу людей. Почти сразу нашла сдружились со всей свой группой и была счастлива этому новому кругу общения. Компания эта получилась нестандартной. Очень разные люди оказались в нашей группе: начиная от прилежных интеллектуалов и заканчивая разбитными озорниками.
И вот, однажды, во время обеда один из одногруппников, отломил кусочек хлеба и положил на ложку. Затем произнес: «Аллилуйя!», проглотил хлеб и запил вишневым соком, при этом сильно скривился, словно съел что-то испорченное. А затем заявил, что он якобы «причастился».
Реакция ребят была бурная, все хохотали и повторяли за парнем, добавляя новые шутки. В тот момент, я ощутила леденящий ужас от того, что важнейшее Таинство высмеивается. В миг мое настроение изменилось и окружение обратило на это внимание, ведь я не стала повторять за всеми.
На вопрос: «Тебе разве не смешно?», я ответила: «А разве есть повод для смеха? Мне грустно, что вы не нашли иной темы для юмора. Ведь то, чем вы сейчас занимались называется — богохульство, а мне как верующему человеку невыносимо это наблюдать».
И знаете что? Вместо насмешек ребята замолчали и с пониманием выслушали мои слова. Даже извинились за происходящее.
А потом... Потом несколько девочек подошли ко мне и стали спрашивать про веру, про церковь. И попросились вместе сходить в храм. Я многое им рассказала про таинства, про то, что такое Причастие.
Несколько дней спустя мы вместе стояли на службе. Разве не чудо?
Вспоминаю этот эпизод и благодарю Бога за то, что наполнил меня тогда решимостью сказать о своей вере. За то, что дал правильные слова, чтобы не осудить, не оттолкнуть ребят, но аккуратно объяснить, над чем шутить не стоит. Ведь оказалось, люди не всегда понимают, над чем и вообще зачем они шутят. А сердца оказались открыты для слова Божия. И вся эта ситуация в итоге обернулась к лучшему, привела тех, кто был готов, в лоно церкви.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема