В определенные моменты жизни каждый из нас подводит итоги, анализирует что получилось, а что нет из задуманного, строит дальнейшие планы. Вот в один из таких моментов я пришла к выводу, что наши достижения не гарантируют нам ощущения счастья. Приведу несколько примеров:
В июне 2015 года я попала в больницу. Мне оперировали ноги: правое колено, и три раза за месяц левую стопу. Получилось так, что я не могла передвигаться совсем, ни на костылях, ни на ходунках. Невозможно было наступить на ноги, боль была очень сильная, и требовалось время, чтобы срослись кости.
Все лето я пролежала на больничной койке, даже переворачиваться первый месяц не могла от боли. О чем я тогда думала? О том, что вокруг меня — все люди счастливые, они ведь могут самостоятельно ходить! Мне буквально хотелось достучаться до них, потрясти их за плечи и сказать: «Люди! Вы — Счастливые! Почему же вы не радуетесь? Вы же можете ходить!»
Прошу прощения за подробности, но моей мечтой на тот момент было дойти до туалета. Ведь это очень непросто ждать пока тебе принесут утку несколько раз в день, каждый день, три месяца подряд.
И что же было дальше? Осенью, когда я смогла передвигаться на ходунках, я очень этому радовалась. Но только первое время! А потом мне уже хотелось научиться передвигаться на костылях, потом с палочкой, потом уже без палочки. Это, разумеется, нормально. Человек же хочет выздороветь! Но я о другом. О том, что моя мечта исполнилась и я уже могла самостоятельно добираться до санузла. Однако, ощущение счастья очень быстро прошло, и я снова была недовольна своей участью.
Позже, когда я уже смогла ходить без палочки, я снова нашла массу поводов для расстройства и недовольства.
Приведу еще один пример. Бывает так, что человек думает: «Вот куплю себе новый компьютер, или машину, или телефон, или еще что-то, и буду счастлив!» Но проходит совсем небольшое время после приобретения, и человек уже не рад. Либо он уже озабочен следующей покупкой, либо эта уже не приносит удовольствия. И так далее.
Почему я часто нахожусь в состоянии недовольства, совершенно не обращая внимания на то, что у меня есть? Я могу ходить, говорить, петь, слышать, видеть, наслаждаться общением с близкими. Но почему-то я не думаю об этом, принимая это как должное. И нахожу то, о чем можно посокрушаться, как та старуха из сказки Пушкина. Всего ей было мало! Став царицей, все равно не стала она довольной. И вернулась в итоге к своему разбитому корыту.
Вот также и мы, несмотря на то, что жизнь меняется часто в лучшую сторону: кто-то делает карьерный рост, кто-то находит удачную работу, кто-то выходит замуж или женится по любви, у кого-то рождается долгожданный первенец, кто-то строит дом на дачном участке.
Много всего радостного происходит с нами, не говоря о том, что мы можем свободно ходить в церковь! Ни богоборчество, ни ковидные ограничения нам не стали помехой. Господь дает все необходимое.
Почему же мы не радуемся? Конечно, я, обобщаю. Но если говорить о себе, то я благодарна Богу за мою болезнь. Если я теперь впадаю в недовольство, я вспоминаю то состояние, когда не могла не то, что ходить. Перевернуться не могла от боли. Мне есть с чем сравнивать все мои нынешние скорби. Господи, прости! Благодарю Тебя все!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.